§ 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А

§ 1. Принципы исследования психики малыша

Развитие хоть какой науки, в том числе и детской психо­логии, находится в зависимости от уровня разработанности способов ис­следования, т. е. тех путей, средств и методов, с по­мощью которых добываются § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А научные факты.

Величавый российский естествоиспытатель И. П. Павлов писал в собственном письме к молодежи: «Как ни совсем крыло птицы, оно никогда не сумело бы поднять ее ввысь, не делая упор на воздух § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Факты—это воздух уче­ного. Без их вы никогда не можете взлететь. Без их ваши теории — пустые потуги».

Что все-таки такое психический факт? Сначала, это определенный акт поведения § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А малыша, в кото­ром появляются особенности его личности, особеннос­ти тех либо других сторон психики. В качестве психологи­ческого факта могут выступить и акты совместной дея­тельности малышей, проявления общего настроения, акты § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А общения меж детками.

Общая цель всех способов психического исследо­вания заключается в четкой фиксации, регистрации, вы­явлении психических фактов, в накоплении эмпири­ческих, опытнейших данных для следующего анализа и практического использования. Как § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А следует, факты заинтересовывают и психолога и преподавателя не сами по для себя, как выражение определенных психических законо­мерностей. Наблюдательные предки и бывалые педа­гоги располагают не малым припасом определенных фак­тов из жизни малышей § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А, но это не делает их научными ра­ботниками в области детской психологии. Даже более либо наименее систематизированные ежедневные записи, которые составляют содержание размещенных днев-

22

ников матерей, воспитателей и учителей, не могут рас­сматриваться § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А в качестве научных произведений по дет­ской психологии, а служат только материалом (иногда только ценным!) для предстоящего научного анализа.

Для русской детской психологии общей основой, позволяющей научно осмыслить факты § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А, добываемые в определенных исследовательских работах, является марксистско-ле-нинская философия. Конкретно конкретизация главных положений диалектического и исторического материа­лизма применительно к законам психологического развития малыша представляет собой методологию детской пси­хологии.

Общенаучные принципы диалектико-материалисти § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А-ческого подхода так точно и гармонически соответ­ствуют задачкам исследования законов психического раз­вития малыша, что кажется, как будто они специально соз­даны для исследователей в области детской психологии § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А, Во всяком случае, тяжело, как нам кажется, отыскать бо­лее полное воплощение законов диалектики, чем гран­диозный процесс перевоплощения новорожденного беспо­мощного существа в активную творческую личность.

На базе общих принципов диалектико § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А-материалис-тической методологии строится методология психоло­гического исследования. Так, требование объективности исследования явлений осуществляется в методологическом принципе единства сознания и деятельности, согласно которому психика малыша и формируется, и проявляет­ся в закономерно сменяющих друг дружку § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А видах деятель­ности. В этом случае принципиально выделить тот факт, что о внутренней психологической жизни малыша мы судим по наружным ее проявлениям: действиям, речи, вырази­тельным движениям, продуктам детского § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А творчества и т. д.

Из диалектико-материалистической методологии вы­текает и принцип генетического (исторического) подхо­да к исследованию психики малыша. Для детской психоло­гии этот принцип так важен, что сама эта наука время § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А от времени называется генетической психологией. Согласно этому принципу при исследовании явлений детской психики мы стремимся узнать, как они появились, как разви­ваются и меняются под воздействием взаимодействия ре­бенка со взрослыми, его § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А своей деятельности и общения со сверстниками. Этот принцип направляет исследователя и на анализ воздействия определенных куль-

23

турно-исторических критерий на развитие психики деток, на становление их личности.

Диалектический подход к исследованию развития психи § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А­ки малыша подразумевает и воплощение принципа де1 ерминизма—предпосылкой обусловленности тех либо других конфигураций определенными факторами наружного и внутреннего порядка, связи всех сторон психиче­ского развития.

§ 2. Главные стратегии исследования психики малышей

Исходя из § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А методологических принципов и конкрет­ных задач исследования тех либо других особенностей психики малыша, определяется стратегия психического ис­следования. Можно выделить три главные стратегии исследовательских работ в детской и возрастной психологии § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А: ис­следование методом «поперечных срезов» (трансверсаль-ная стратегия), «продольное изучение» (лонгитюдная стратегия) и исследование развития отдельных сторон дет­ской психики в процессе их активного формирования, в процессе целенаправленного обучения и воспитания (экспериментально-генетическая, формирующая страте § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А­гия).

Исследование методом «поперечных срезов» осущест­вляется последующим образом. Подбираются относитель­но однородные группы малышей, которые отличаются друг от друга по какому-либо существенному признаку—по возрасту, полу, времени пребывания в дошкольном § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А уч­реждении либо в школе и т. п. Дальше они сравниваются по уровню развития той либо другой психической ха­рактеристики. Так, к примеру, при исследовании, предполо­жим, памяти подбирается 100 испытуемых трех § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А-четы­рех- и пяти-шестилетнего возраста. Средством опре­деленных способов у их определяют главные характеристики памяти (скорость запоминания словесного либо образно­го материала, количество запомнившихся объектов, время сохранения и т § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А. п.), приобретенные данные сравни­вают меж собой и на этой базе делают выводы о возрастных особенностях памяти. Положительной сто­роной данной стратегии можно считать то, что тут за сравнимо куцее время можно получить § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А статисти­чески достоверные данные о возрастных различиях пси­хических процессов, установить, как оказывает влияние возраст, пол либо какой-нибудь другой из выделенных причин на ос­новные тенденции психологического развития.

24

Есть в этой стратегии § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А и слабенькие места. Когда иссле­дуются различные малыши, стоящие на разных возрастных ступенях, мы практически ничего не можем выяснить о самом процессе развития, о его природе и движущих силах. Не считая того, при § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А таких массовых обследованиях, когда приобретенные результаты суммируются и усредняются, со­вершенно нереально учитывать личные особен­ности в нраве и темпах психологического развития, ко­торые могут быть очень значительными. А ведь имен­но § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А они-то в особенности важны для учителя.

При продольном (лонгитюдном) исследовании сис­тематически изучается развитие одних и тех же малышей в протяжении достаточно длительных отрезков их жизни. Ясно, что организовать § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А такое углубленное и не­прерывное исследование многих малышей очень тяжело. Поэто­му приходится ограничиваться маленьким числом испы­туемых. Лонгитюдное исследование дает возможность установить высококачественные конфигурации в развитии психи­ческих процессов и личности малыша и § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А выявить их предпосылки. Исследование развития психики при лонгитюдной стратегии может быть выборочным, когда изучается какая-то определенная сторона либо психологический про­цесс, и всеохватывающим, когда исследуется психическое развитие малыша в целом. Так § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А, русский ученый-линг­вист А. И. Гвоздев систематически изучал развитие ре­чи у собственного отпрыска в протяжении восьми лет. На базе этого исследования была написана исключи­тельно ценная работа § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А «Формирование у малыша грам­матического строя российского языка», ч. I и II (М.;

Изд-во АПН РСФСР, 1949).

Основной недочет лонгитюдных исследовательских работ за­ключается в том, что их результаты, основанные на изу­чении маленького § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А числа малышей (а в неких случаях даже 1-го малыша), небезопасно распространять на всех деток. Тут может быть гиперболизирована роль индивиду­альных различий и в динамике, и в содержании психи­ческого развития § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Потому, как отмечает видный совет­ский психолог Д. Б. Эльконин, более рациональна такая организация исследования, когда поначалу методом возрастных «срезов» определяется общая тенденция в развитии той либо другой психологической деятельности, а за­тем § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А в неких «поворотных» пт, требующих дополнительного исследования, проводится продольное ис­следование.

Исследование психики малышей в процессе активного фор-

^

мирования тех либо других ее сторон (экспериментально-генетическая стратегия исследования) основывается на теоретических положениях, выдвинутых § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А выдающимся со­ветским психологом Л. С. Выготским, согласно которым ведомую роль в психологическом развитии играет обучение. В процессе экспериментально-генетического исследова­ния мы не просто описываем и измеряем то либо § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А другое психическое явление, а стремимся его интенсивно сформи­ровать, исходя из догадки о закономерностях его появления и внедрения в обыденных критериях. Если нам это вправду удается, означает, наша ги­потеза верна § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Особенное значение формирующей стратегии состоит в том, что на ее базе создаются эффек­тивные способы не только лишь исследования, да и воспитания и обучения малышей. При их применении реализуется граж­данская позиция русских детских § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А психологов, которые ставят впереди себя задачку не только лишь изучить малыша, да и создать научно обоснованные советы для практики.

При исследовании психики деток учителем в большинстве случаев осуществляется стратегия продольного исследования в купе § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А с экспериментально-генетической. Для этого есть значительные конкретные условия. Сначала, принципиальным положительным фактором будет то, что, в первый раз встретившись со своими питомцами, когда им минуло 6 лет, преподаватели работают § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А с ними длительных че­тыре года. Дальше учитель и воспитатель не просто изу­чают малыша, они его учят, воспитывают, т. е. ак­тивно сформировывают его личность. Как демонстрируют наблю­дения за работой наилучших преподавателей, их § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А успехи почти во всем зависят от глубочайшего проникания в психоло­гическую суть тех конфигураций, которые происходят во внутреннем мире малышей. А проникновение это обеспе­чивается исследовательской направленностью преподавателя, владением не только § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А лишь методикой преподавания, да и ме­тодами исследования малыша и школьного класса.

§ 3. Построение исследования

Психологическое исследование, как и всякая другая творческая деятельность, начинается с понимания об­щественной необходимости решить определенную проб § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А­лему. Проблемные ситуации, которые формируются как задачки определенного исследования, вытекают из общих задач педагогической практики, стоящих перед учите-

26

лями. К примеру, всегда животрепещущими являются задачки исследования воздействия тех либо других видов деятельности ре­бенка § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А и его общения со взрослыми и сверстниками на развитие отдельных сторон психики и становление его личности. Задачки исследования могут быть обусловле­ны новыми критериями воспитания и обучения малышей, ко­торые диктуются § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А потребностями определенного шага развития общества. Так, в связи с необходимостью пе­рехода к периодическому обучению в школе детей-шестилеток, появились задачки исследования их возрастных особенностей, психической готовности к школьному обучению с целью разработки § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А научно обоснованных со­держания, способов и форм их воспитания и обучения. На базе анализа и общих заморочек размещенных исследовательских работ в соответственной области детской пси­хологии и определенных педагогических задач определя­ются § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А цели определенного исследования, его объект и предмет. Объект исследования—это тот детский кон­тингент, который будет изучаться. Как следует, для свойства объекта исследования нужно отве­тить на вопрос: «Кого изучают?» Определяется § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А возраст испытуемых, их пол, социальные условия воспитания (воспитанники детского сада либо детки, воспитывающие­ся дома), состояние здоровья и т. д. На вопрос «Что конкретно изучается?» отвечает формулирование предмета исследования. К примеру, если изучается воздействие § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А игры на отношения меж детками шестилетнего воз­раста, то тут объект исследования—дети-шестилетки, а предмет—психические особенности формирова­ния отношений в группе сверстников.

После того как определены объект и предмет ис § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А­следования, поставлены его задачки и цели, учитель-ис­следователь размышляет над тем, каким может быть основной ответ на поставленный вопрос, т. е. формули­рует догадку. Догадка—это предположение, возмож § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А­ный ответ на вопрос, который заключен в дилемме. В большинстве случаев догадка устанавливает вероятную связь меж определенными психологическими явлениями либо меж психологическими явлениями, с одной стороны, и те­ми либо другими критериями жизни деток § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А, с другой сторо­ны. Различают общую догадку и личные догадки, воз­никающие в процессе самого исследования. Выдвигая гипо­тезы, нужно учесть результаты ранее прове­денных исследовательских работ, общие законы развития психики малыша § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А и, естественно, свой педагогический опыт.

27

Все это обеспечивает правдоподобность догадки. Дру­гое принципиальное качество правильной догадки — доступ­ность проверке. Это означает, что, выдвигая догадку, мы должны быть убеждены, что сможем § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А в процессе исследования обосновать ее истинность либо ложность.

Приведем пример. В процессе исследования взаимоотноше­ний меж детками в дошкольной группе и школьном классе (о том, как это производилось, мы поведаем далее) выяснилось § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А, что положение сверстников неоди­наково: одних обожают, всегда приглашают в игру, охотно вступают с ними в общение, делятся игрушками и ла­комствами и т. д.; другие занимают не настолько благо­приятное положение, третьи оказываются § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А в своеобраз­ной психической изоляции. Появилась неувязка: от чего зависит положение малыша в группе сверстников? Из данной задачи следовала задачка исследования:

узнать, какие причины определяют отношения сверстников. На базе прошлых исследовательских работ была § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А выдвинута догадка: положение малыша в детском кол­лективе находится в зависимости от степени соответствия особенностей и поведения малышей уровню их нравственных представле­ний, требованиям, которые они предъявляют друг к § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А другу.

В итоге проведенного исследования догадка подтвердилась.

§ 4. Определенные способы исследования

В процессе психического исследования используют­ся такие главные способы, как наблюдение, экспери­мент в разных его формах, беседа, анализ продук­тов деятельности деток, испытания и § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А социально-психологиче­ские способы. В большинстве случаев в определенных исследовательских работах применяется несколько способов, которые взаимно до­полняют и держут под контролем друг дружку. При всем этом, исходя из особенностей объекта, предмета и § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А задач исследова­ния, разрабатываются определенные варианты основ­ных способов — методики исследования тех либо других сторон развития психики малыша. Фуррор исследования во мно­гом находится в зависимости от методической изобретательности § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А иссле­дователя, от его умения подобрать такое сочетание ме­тодик, которое точно соответствует поставленным за­дачам.

Наблюдение. Наблюдение—это планомерное, целе­направленное восприятие явлений, результаты которо-

28

го в той либо другой форме фиксируются § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А наблюдателем. Возможность использования этого могучего способа ес­тественных наук в психологии вообщем и детской психо­логии а именно базирована на методологическом прин­ципе единства сознания и деятельности. Так как психика малыша формируется и § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А проявляется в его дея­тельности — действиях, словах, жестах, мимике и т. д., мы можем на основании этих наружных проявлений, на основании актов поведения судить о внутренних психи­ческих процессах и § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А состояниях.

Основной особенностью наблюдения как способа пси­хологического исследования будет то, что тут ис­следователь не вмешивается в ход психологических прояв­лений испытуемых и они протекают естественно, «как в жизни». Эта позиция «невмешательства» имеет не § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А толь­ко положительные, да и, как это станет ясно в даль­нейшем, отрицательные последствия.

Не всякое, даже специально зафиксированное, вос­приятие поведения малышей можно считать научным на­блюдением. Чтоб стать подлинным § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А способом научного исследования, наблюдение должно быть верно по­строено. Сначала нужно верно сформулиро­вать цель наблюдения (что и ради чего будет наблю­даться), которая вытекает из задач исследования.

Дальше, наблюдение должно § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А быть периодическим и планомерным. До проведения главных сеансов наблю­дения нужно составить подробную программку, из которой должно быть ясно, какие малыши либо группы де­тей будут наблюдаться, в какие часы денька проводится § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А наблюдение, какие моменты жизни малышей будут фикси­роваться.

В особенности огромное значение имеет кропотливая раз­работка схемы наблюдения, которая составляется пос­ле подготовительного исследования объекта и предмета ис­следования. В схеме принципиально предугадать главные § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А акты поведения, вероятные деяния испытуемых, их словесные реакции на те либо другие воздействия и т. д. Целостное поведение деток тут вроде бы раскладыва­ется на отдельные относительно самостоятельные кадры. Чем § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А более дробной будет схема, тем паче точ­ными окажутся результаты наблюдения. Результаты заносятся в протокол, а потом обрабатываются.

Приведем схему наблюдения, которая используется при исследовании поведения малышей в процессе их совместной дея­тельности.

29

1. Проявляет § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А солидарность, поддерживает других, помогает, поощряет

2 Ощущает себя свободно, шутит, смеется, проявляет удов­летворение

3. Соглашается, пассивно подчиняется, уступает другим.

4. Рекомендует, управляет, при этом учитывает мировоззрение других.

5. Высказывает мировоззрение, оценивает, анализирует, выражает свои чувства и желания § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А.

6. Ориентирует, информирует, повторяет, разъясняет, подтверж­дает.

7. Просит ориентировать, информировать, повторить, подтвер­дить.

8. Спрашивает о чужом мировоззрении, установке, интересуется оцен­кой собственных действий, выражением эмоций по поводу собственного пове­дения.

9. Ориентируется на предложения § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А, просит указаний о возмож­ных путях деяния.

10. Не соглашается, саботирует, не оказывает помощи, дейст­вует формально.

11. Проявляет напряженность, раздражительность, просит о помощи, уклоняется от совместных действий.

12. Проявляет антагонизм, унижает других, защищает и § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А ут­верждает себя.

На базе таковой либо схожей схемы-таблицы раз­рабатывается форма протокола, в которую заносится только факт проявления той либо другой реакции либо пове­дения. Это позволяет в некий мере § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А преодолеть не­достатки, присущие наблюдению как способу научного исследования (субъективизм исследователя и трудность воплощения количественной статистической обработ­ки приобретенных данных). Опасность субъективизма воз­растает в этом случае, если наблюдающий не столько § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А фик­сирует в протоколе то, что он принимает, сколько высказывает свое мировоззрение о происходящем. Таковой тип записи видный русский психолог М. Я. Басов называл «истолковательным». В итоге кропотливого иссле­дования разных § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А видов записи результатов наблюде­ния он сделал вывод о необходимости «фотографи­ческой» записи, при которой исследователь «стремится каждый элемент поведения зафиксировать соответст­венным словесным эмблемой, так что в итоге фик­сируется § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А вся ткань процесса» (8а, 131).

В текущее время для заслуги точности и объ­ективности наблюдения употребляются технические сред­ства: кинокамера, магнитофон, фотоаппарат.

Для уточнения результатов наблюдения использует­ся и шкала, на которой отмечается интенсивность про­текания § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А того либо другого психологического явления: очень, средне, слабо и т. д.

30

Принципиальной методической неувязкой при использовании всех психических способов вообщем, и наблюдения в особенности, является вопрос о содействии иссле­дователя и испытуемых § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А. Довольно исследователю вой­ти в классную комнату, как малыши невольно начинают вести себя не так, как до этого, и естественность поведе­ния, которая является основным преимуществом при ме­тоде наблюдения, теряется. Испытуемый § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А не должен знать, что он стал объектом исследования, не должен заме­чать, что к нему проявляется завышенный энтузиазм.

В качестве «шапки-невидимки» психологи время от времени ис­пользуют приспособление, предложенное южноамериканским психологом § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А А. Гезеллом («зеркало Гезелла»). Отлично освещенная комната, где находятся наблюдаемые, отде­ляется зеркалом без закрашенной эмальгамы от погру­женной в мглу комнаты, где находится наблюдающий. Для испытуемых — это обычное зеркало, а § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А для ис­следователя — окно, через которое он лицезреет все, что про­исходит в комнате с детками.

Другой метод не оказывать дополнительного влия­ния на испытуемых — включенное наблюдение, когда на­блюдатель становится для наблюдаемых § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А обычным че­ловеком, при котором они ведут себя естественно.

^ Экспериментальные способы. Опыт—глав­ный способ современной детской психологии. Это—ис­следование, в процессе которого мы сами вызываем ин­тересующие нас психологические явления § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А и создаем усло­вия, нужные и достаточные для проявления и из­мерения связей изучаемых переменных меж собой и обстоятельствами жизни малыша.

Разглядим главные признаки опыта.

1. Отличительной особенностью опыта являет § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А­ся активная позиция самого исследователя. Он может вызвать интересующее явление столько раз, сколько это нужно для подтверждения либо опровержения вы­двинутой догадки.

2. В опыте специально создаются условия, при которых находится закономерная связь меж § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А­ду психологическими явлениями и разными психологиче­скими и непсихологическими критериями их возникнове­ния и протекания. К примеру, нам нужно изучить какое-то определенное явление А, которое может про­текать в критериях Б § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А, В, Г. Представим, мы желаем вы­яснить, как оказывает влияние на интересующее нас явление фак­тор Б. Чтоб установить это, мы неоднократно вызываем

31

явление А, но при всем этом варьируем, изменяем фактор Б, а § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А другие условия оставляем без конфигурации. Фактор, который меняется экспериментатором, именуется независящей переменной. Тот фактор либо явление, кото­рое меняется под воздействием конфигурации независящей переменной, именуется зависимой переменной. В на­шем примере § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А это явление А.

В качестве независящих переменных при исследовании психологических явлений могут выступать разные усло­вия окружающей малыша среды: освещение, время денька, размещение испытуемых, личность экспериментато­ра и т. д. Для заслуги фуррора исследования § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А необ­ходимо достигнуть как можно более полного равенства всех критерий,- причин, при которых протекает то либо другое явление. Изменяться должна только независящая переменная.

Особо следует направить внимание на то, чтоб все § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А испытуемые идиентично относились к опыту и экспери­ментатору, потому что нужно обеспечить равенство мотивов роли.

Допустим, мы хогим изучить особенности запо­минания (скорость, объем и т. д.) школьниками опре­деленного словесного материала. Но § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А с одним ребенком работаем персонально, с глазу на глаз, а с другим — в присутствии товарищей по классу. Ясно, что резуль­таты ассоциировать нельзя, так как при сверстниках у испытуемых § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А может появиться дополнительный сорев­новательный мотив.

Еще пример. Давая детям задание запоминать сло­ва, нельзя одному ребенку сказать, что это нужно для проверки его готовности к школе, другому — за отличные результаты пообещать заслугу, третьему —• пригрозить § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А наказанием за нехорошее запоминание.

Мотивы роли варьируются исключительно в том случае, когда изучается конкретно их воздействие на то либо другое пси­хическое явление.

Неоднократное повторение опытов (серий экспери­ментов § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А) и достаточное количество испытуемых позволя­ют средством внедрения статистических способов об­работки данных инспектировать догадки о закономерных связах меж явлениями.

Результаты каждого опыта фиксируются в протоко­ле, где даются общие сведения об § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А испытуемых, фиксиру­ется нрав экспериментальной задачки, время опыта, данные об экспериментаторе, результаты опыта

32

(количественные и высококачественные особенности поведения испытуемых: деяния, речь, выразительные движе­ния и т. д.).

Главные особенности опыта, о которых мы § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А гласили, сохраняются во всех его видах: лабораторном, естественном, формирующем и др. Более четким и доказательным считается лабораторный опыт, который осуществляется в специально оборудованном помещении при помощи устройств и приспособлений, На особых экранах демонстрируются § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А фигуры, за­гораются и меркнут разноцветные лампочки, подаются звуковые сигналы. Для регистрации психофизиологиче­ских характеристик употребляются датчики, закрепленные на теле малыша. При всем этом ему часто приходится на­жимать на кнопки § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А, двигать рычаги и производить дру­гие ответные деяния. В лабораторных опытах исследуются особенности чувств и восприятии, быст­рота реакций на разные раздражители, объем вни­мания и т. д. Данные тут измеряются и регистрируют § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А­ся автоматом с большой объективностью и точ­ностью. Но то, что психолог выигрывает тут в точности, он проигрывает в естественности ситуации и способности переносить результаты на другие ситуа­ции. В необыкновенных критериях § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А лаборатории ребенок может показать ве такие результаты, как в естественных усло­виях, и приобретенные данные будут иметь очень ограни­ченный нрав.

Для того чтоб придать лабораторным опытам ес­тественность, употребляется один из основных методиче § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А­ских приемов — игровое моделирование эксперимен­тальных и актуальных ситуаций. Так, при исследовании движений глаз малыша и других реакций, для регист­рации которых необходимо- было закреплять на тело малыша датчики, опыт организовали § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А как игру в астронавтов: особые очки и другие приборы вхо­дили в галлактическое снаряжение — скафандр, средства связи и т. д.

Более продуктивным и всераспространенным в дет­ской психологии является естественный § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А опыт. «Существенным условием естественного эксперимен­та,—отмечал его создатель, российский психолог А. Ф. Ла-зурский, — отличающим его от опыта искусствен­ного, будет то, что сам ребенок не должен подозре­вать, что над § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А ним выполняются опыты. Благодаря этому отпадают смущение и та преднамеренность ответов, ко-

2 Заказ 85 33

торые часто мешают определению индивидуальнос­ти при проведении искусственного эксперимента».

Естественные опыты применяются при иссле­довании всех психологических процессов и параметров личнос § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А­ти школьников. В форме естественных тестов проводятся и опыты по исследованию межличностных отно­шений и общения меж детками. Игровое моделирова­ние ситуаций позволяет исследователям при сохранении требований экспериментирования достигнуть актуальной уверительности § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А получаемых результатов.

Часто в таких опытах употребляются спе­циально сконструированные куколки, поведение которых можно точно запрограммировать и регулировать. Так, в одном из исследовательских работ при исследовании возможности малышей к состраданию и сопереживанию была § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А применена большая куколка, в которую вмонтировали динамик, а в кармашек фартука положили конфету. Ребенок, играя с куколкой, обнаруживал конфету, доставал, разворачивал и собирался полакомиться. Но в этот момент экспери § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А­ментатор включал магнитофон с записью подлинного детского плача, которым куколка реагировала на дейст­вия малыша. Поведение деток зависимо от возраста и личных особенностей было разным: одни детки, не обращая внимания на плач, расслабленно § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А съедали конфету, другие—кидали конфету и удирали, третьи— пробовали запихнуть конфету в рот обиженной куколке и таким методом ее успокоить и т. д. (Исследование Е. И. Кульчицкий.)

^ Формирующий опыт. В формирующих экспе­риментах догадка § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А проверяется в процессе активного воздействия, которое приводит к появлению у ре­бенка новых психических свойств либо к изменению ранее существовавших. Это воздействие может вклю­чать создание особых критерий внедрения таких способов § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А обучения и воспитания, которые должны при­вести, согласно предположению исследователя, к опре­деленному развитию психики малыша. Если запланиро­ванные новообразования вправду появляются, это значит, что можно управлять определенной стороной психологического развития.

Формирующий § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А опыт имеет ряд шагов. На первом шаге средством наблюдения, констати­рующих тестов и других способов устанавлива­ется фактическое состояние и уровень того психическо­го процесса, характеристики, признака, на который исследо-

34

ватель собирается § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А повлиять. Другими словами, осуществляется психическая диагностика той либо другой стороны психологического развития. На базе полу­ченных данных исследователь, исходя из теоретических представлений о нраве и движущих силах развития этой стороны § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А психики, разрабатывает план активного психолого-педагогического воздействия, т. е. прогнози­рует путь развития данного явления.

На втором шаге осуществляется активное формиро­вание изучаемого характеристики в процессе специально орга­низованного экспериментального обучения и воспита § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А­ния. От обыденного учебно-воспитательного процесса он в этом случае отличается строго данными измене­ниями в содержании, организации и способах педагоги­ческих воздействий. При всем этом в каждом отдельно взятом ис § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А­следовании может проверяться какое-то полностью опре­деленное воздействие.

На заключительном шаге и в процессе самого исследова­ния проводятся диагностические опыты, в ре­зультате которых контролируется ход происходящих из­менений и измеряются § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А результаты.

Для того чтоб убедиться, что конфигурации, зафикси­рованные после проведения формирующих эксперимен­тов, зависят конкретно от их воздействия, нужно сопоставить приобретенные результаты не только лишь с начальным уровнем, да и с § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А плодами в классах, где экспери­мент не проводился. Такие группы, в отличие от иссле­дуемых, экспериментальных групп, именуются конт­рольными. При всем этом оба ряда групп должны быть оди­наковыми по возрасту § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А, объему, уровню развития деток. Лучше, чтоб работу в их вел один и тот же пе­дагог-экспериментатор. Другими словами, нужно соблюдать все правила психического эксперименти­рования, и в особенности принцип соблюдения равных усло­вий опыта § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А.

Приведем пример формирующего опыта. При исследовании обстоятельств, по которым шестилетние малыши в груп­пе занимают различное положение посреди сверстников, мы представили, что огромное значение имеет субъек­тивная информированность малыша. Другими словами § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А, не выбирают ли детки для общения тех сверстников, кото­рые владеют какими-то увлекательными для многих зна­ниями и могут ими поделиться? Для подтверждения этой догадки было проведено особое исследова § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А­ние. На первом шаге изучались межличностные пред-

2* 35


уважения в школьных классах (в том числе и описанным ниже социометрическим способом «поздравь товарища») и устанавливался статус, уровень положения каждого малыша. На втором шаге малышей, которые § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А занимали в классе неблагоприятное положение, «наделяли» новейшей увлекательной информацией (ведали им незнакомые другим сказки, учили новым играм и т. д.) и учили приемам ее передачи товарищам по группе. После того как § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А, по нашим наблюдениям, детки стали использовать по­лученные познания в ежедневном общении со сверстни­ками, был проведен контрольный социометрический опыт, результаты которого свидетельствовали о корректности догадки: положение школьников, ранее находившихся в неблагоприятном положении § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А, значи­тельно стало лучше. (Исследования Я. Л. Коломин-ского.)

^ Беседа и другие способы опроса. В определенных психо­логических исследовательских работах практически никогда не применяет­ся только один какой-нибудь способ. В большинстве § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А случаев каждый шаг исследования психики малыша просит собственного способа либо сочетания нескольких. Практически всегда в психологиче­ских исследовательских работах с детками, уже обладающими речью, употребляется беседа, которая дает возможность уста­новить § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А, как сам ребенок осознает ту либо иную ситуа­цию, что он о ней задумывается, как относится к определенным событиям и т. д. При всем этом ответы деток рассматриваются не как окончательный итог § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А, а быстрее как матери­ал, котерый нуждается в предстоящем анализе.

В неких исследовательских работах способ беседы выступает над один из главных. Огромным мастером этого способа (он называл его медицинской беседой) был выдающий § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А­ся швейцарский психолог Жан Пиаже. Часто беседа в его исследовательских работах смешивалась с игровыми эксперимен­тальными ситуациями. Ах так проходило исследование, посвященное исследованию дела деток к правилам иг­ры. В этом случае это была § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А игра в шарики.

Экспериментатор: «Вот шарики (шарики и мел ле­жали на большенном столе). Покажи мне, как в их игра­ют. Я много играл в их, когда был небольшим, но сейчас уже практически § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А все запамятовал. А на данный момент мне снова захоте­лось поиграть. Давай играть совместно. Ты научишь меня правилам, и я буду играть с тобой».

Обратим внимание на особенный прием, примененный § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А исследователем: он ставит себя в положение ученика, которого нужно учить. «Все, что требуется,—замечает

3@

Пиаже,—это демонстрировать свое полное неведение игры и даже сознательно делать ошибки, чтоб ребенок мог всякий раз тщательно разъяснить § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А соответственное пра­вило... Очень принципиально в процессе этой первой фазы опыта выступить в роли новенького и дать ребенку ощутить определенное приемущество над собой».

При массовых исследовательских работах, результаты которых потом подвергаются § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А статистической обработке, исполь­зуется стандартизированная беседа с точно сформули­рованными вопросами. Каждый вопрос имеет четкую цель, которая потом позволит интерпретировать ответы Приведем в качестве примера программку таковой беседы, направленной на исследование дела шести-семилетних § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А деток к школе и учению.

1. Желал ли ты идчи в школу? (Этот вопрос выявляет общее положительное либо отрицательное отношение к началу обучения в школе)

2. Почему (по какой главной причине) ты желал (не желал § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А) ид­ти в школу? (Осознаваемые мотивы желания либо нежелания идти в школу.)

3. Готовился ли ты к школе? Как ты готовился (тебя готови­ли)? (Выявляет, какие собственные деяния либо деяния с ним § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А ребенок запомнил и расценивает как подготовку к школе.)

4. Нравится ли для тебя в школе? Что для тебя нравится (не нравится) больше всего? (Выявляет элементы школьной реальности, наи­более симпатичные для деток.)

5. Если § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А б ты закончил ходить в школу, чем бы ты занимался дома, как проводил бы собственный денек? (Отсутствие либо наличие у ре­бенка учебных ориентации в ситуации необязательности посещения школы.)

6. Если б § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А учительница предложила для тебя избрать тему для свободного урока, о чем бы ты желал выяснить, чем заняться? (Место школьных интересов посреди всех в критериях свободного выбора )

Мы желаем особо направить внимание на два послед § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А­них вопроса. Тут в ткань беседы вводятся элементы проективной методики. Сущность ее состоит в том, что де­тям предлагается преднамеренно неопределенная ситуация, финал которой они должны найти сами. В этом слу § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А­чае ребенок вроде бы проецирует свои собственные мысли и чувства на сюжет предложенной ситуации либо рисунки. Так, для исследования чувственного дела малеханьких деток к школе употребляется последующий при­ем. Детям § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А демонстрируют две рисунки, на которых изо­бражено здание школы (детского сада) и ребенок. При всем этом лицо малыша не нарисовано. Дальше дается два кружка с изображением детских лиц—радостного и груст­ного — и § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А задаются вопросы: «Этот мальчишка (девченка)

37

пришел в детский сад (школу). Какое ты ему наклеишь лицо? А сейчас мальчишка (девченка) уходит из детско­го сада. Какое ты ему наклеишь лицо?»

Для исследования желаний, стремлений, ценностных § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А ори­ентации малыша употребляется проективная беседа по притче В. Катаева «Цветик-семицветик». Читается сказ­ка, а позже у каждого малыша спрашивают: «Как бы ты распорядился, если б у тебя был таковой § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А магический цве­ток? Что бы ты сделал с первым лепестком?» И т. д.

К опросным методикам относятся и такие проектив­ные приемы, как дополнение незаконченных рассказов и предложений, рассказы малышей § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А по картинке и т. д.

Во всех случаях, когда употребляются опросные ме­тодики, особенное значение имеет искусство ставить воп­росы: 1) каждый вопрос должен преследовать достиже­ние определенной цели; 2) при формулировании вопро­са нужно § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А избегать нераспространенных слов и слов с двойным значением; 3) вопросы не должны быть очень длинноватыми; 4) нужно избегать сдвоенных вопросов, так как в данном случае ребенок в большинстве случаев отвечает лишь на какой-то из § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А них; 5) следует так форму­лировать вопрос, чтоб избежать шаблонных ответов;

6) в вопросе не должно быть слов, которые сами по се­бе вызывают отрицательное (либо положительное) отно­шение («Тебе нравятся детки, которые § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А повсевременно нару­шают дисциплину?»); 7) вопрос не должен внушать ре­бенку определенный ответ.

Преимущество отлично спланированной беседы либо другого опроса не только лишь в том, что они дают более до­стоверные результаты, да § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А и в том, что ответы малышей мож­но обрабатывать статистически.

^ Исследование товаров деятельности деток. Ценную ин­формацию о внутреннем мире малыша, его отношении к окружающему, об особенностях его восприятия и других сторонах § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А психики дает анализ товаров деятельности малышей. Внедрение этого способа основывается на ме­тодологическом принципе единства сознания и деятель­ности, согласно которому психика малыша не только лишь формируется, да и проявляется в § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А деятельности. Анализ результатов детского конструирования, учебы, труда, рисования и т, д. существенно обогащает наши познания о ребенке. При всем этом часто конкретно сделанные им произ­ведения открывают такие стороны его психики, в кото § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А­рые другими способами просочиться нереально. В особенности продуктивно употребляются детские картинки.

38

На материале детских рисунков изучаются познава­тельные процессы (чувства, восприятие, представле­ния, воображение, мышление), творческие возможности малыша, его личность в § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А целом. При исследовании детских рисунков анализируется их сюжет, содержание, компо­зиция, манера изображения, сам процесс рисования (время, затраченное на набросок, степень увлеченнос­ти) и т. д.

В особенности принципиальным диагностическим показателем сле­дует считать § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А цвет, который употребляется ребенком не столько как изобразительное средство, сколько как спо­соб выражения собственного дела к изображаемому. При всем этом положительное отношение выражается в чис­тых, ярчайших красках—желтоватой, оранжевой, красноватой, го § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А­лубой, изумрудно-зеленой. «Красивое», по воззрению де­тей,—это орнаменты, впечатляющие явления природы. приятные животные, одобряемые окружающими по ступки и т. д. Противное изображается темными крас­ками.

Анализ детских § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А рисунков дает возможность изучить отношение малышей к окружающим людям. Так, создателями употреблялся вариант социометрической методики «выбор в действии», где детям предлагалось нарисовать подарок товарищам по группе. Об отношении к сверст­никам тут можно судить § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А по двум главным показате­лям: 1) для кого конкретно желает ребенок исполнить рису­нок; 2) как исполняется набросок, если адресок задается экспериментатором. Для сверстника, к которому ребе­нок испытывает положительное отношение («для дру­га»), набросок § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А исполняется на предпочитаемом цветовом фоне, сюжет отражает то, что ребенку самому нравится, употребляются калоритные, светлые краски. На таковой набросок ребенок растрачивает много времени. Рисуя для «нелюбимого» сверстника, детки употребляют сумрачный, сероватый цветовой § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А фон, изображают осуждаемые ситуации, употребляют ма­ло красок и затрачивают малость времени.

Особые исследования проявили, что по содер­жанию, цветовой политре и стилю детских рисунков мож­но судить и о § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А состоянии их здоровья.

Есть гесты (к примеру, тест Люшера), выпол­няя которые детки располагают стандартизованные цвета и их цвета зависимо от собственного дела к зада­ваемой ситуации (общение с учителем, сверстником, раз­ные § 1. Принципы изучения психики ребенка - Коломинский Я. Л., Панько Е. А деятельности и т. д.), что также позволяет оценить состояние малыша.

39



-13-zvukopodrazhatelnij-zvukopisuyushij-yazik-predislovie.html
-134-vzaimosvyaz-inflyaciyabezrabotica-i-poisk-rabochego-mesta-gosudarstvennij-universitet-visshaya-shkola-ekonomiki.html
-139-neoklassicheskaya-teoriya-ekonomicheskogo-rosta-gosudarstvennij-universitet-visshaya-shkola-ekonomiki-l-l-lyubimov.html