§ 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп

^ § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их воздействие на идентичность групп
С началом «перестройки» и следующими за ней событиями в публичном сознании произошли значимые перемены, которые касались и дела к этническим § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп вопросам. «Национальность» и «нация» стали заходить в ряд понятий, размышление над которыми уже не воспринималось только как проявление национализма в его обыденном осознании. В различных слоях общества усилился энтузиазм к вопросам «происхождения», к «поиску § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп корней» и т.п. Все эти процессы отыскали отражение и в развитии локальных сообществ, рассматриваемых в диссертации.

^ § 1.3.1. Верхушка
Проводя полевые исследования в Верхушке осенью 1999 г., спустя 5 лет после первого приезда в § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп деревню, я увидела, что в отношении местных обитателей к вопросам этничности произошли очевидные конфигурации. Невзирая на то, что как и раньше можно было услышать суждения типа «все люди схожи, все мы в § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп Русском Союзе жили», информанты были более открыты для разговора о своеобразии собственной группы.

^ И: Мы почему-либо смущались ранее, что поляки. Вдруг поразмыслят, иноземцы что ли, почему-либо так задумывались § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп. А на данный момент напротив, гордимся, что поляки.

НГ: А издавна таковой переход произошел?

^ И: Не так давно. Лет, может, 10 вспять. А так тоже. И говорить по-польски посреди российских было боязно. Всё страшились § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп. На данный момент напротив (ж, 1951, ПФ3-99).

С конца 1980-х годов в деревню нередко стали приезжать гости из Польши. Скоро в польских, также русских региональных СМИ Верхушка заполучила неофициальный статус «самой известной § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп сибирской “польской” деревни». Ранее времени о поляках, живущих малогабаритным поселением на местности Иркутской области, в самой Польше не достаточно кто знал не считая их близких родственников. Посещение деревни в 1969 г. польскими кинодокументалистами, а в § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп 1972 г. известной польской журналисткой Ханой Краль не вызвало еще такового бурного энтузиазма к Верхушке, какой появился 2-мя десятилетиями позднее. Гласить об «открытии» Верхушки для Польши можно только применительно к ситуации начала 1990-х § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп годов. В это время поездка в «сибирскую польскую деревню» становится неотклонимым пт программки Дней Польши в Иркутске. Сюда всё почаще приезжают официальные делегации, туристские группы, польские и русские журналисты.

Думаю, этот § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп фактор, как и в случае с петербургскими поляками, который описывается в работе Е. Чикадзе [Чикадзе 1998: 195], актуализировал польскую идентичность вершининских обитателей. Одно то, что польские гости всякий раз спрашивали об истории переселения и § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп о польских корнях, не мог не сделать образ прошедшего, связанного с Польшей, более видимым.

Наряду с этим в деревне происходили и другие важные исходя из убеждений этнических процессов действия, из которых, сначала § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп, отметим введение факультативного исследования польского языка в школе и восстановление католического храма.

Уроки польского языка появились в программках исходной школы в Верхушке и средней школы в Дундае в 1990/91 учебном году. Вела § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп их Марианна Добровольска, прибывшая по приглашению местной администрации в Верхушку из польского городка Конин94. Сразу с этим в Гданьский институт поступила уроженка Верхушки Людмила Фигура, которая стала не только лишь первой польской § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп студенткой из Верхушки, да и по прошествии 5 лет первой местной учительницей польского языка.

Любопытно, что зачинателем этих инноваций стал не представитель вершининского общества, а обитатель Дундая, бурят по происхождению, Лев Родионович § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп Мантыков, занимавший пост председателя сельсовета (позднее – главы сельской администрации). После того, как в 1987 г. в учебной программке Дундайской средней школы в качестве факультатива появился бурятский язык, Мантыков предложил сделать схожее и для § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп поляков.

«^ Это был достаточно подходящий период для того, чтоб возродить национальную культуру – и бурятскую, и польскую, - вспоминает он. - И вот начали, в школу ввели бурятский язык, в исходный классы и средние. И § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп у меня появилась идея, что нужно бы в школу и польский. Почему? Так как практически одна третья часть, если не одна третья часть, то четверть, это точно, у нас поляки – ребятишки в § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп школе учатся. И у меня появилась идея: а почему бы им нельзя учить и польский язык? Я полагаю, для сохранения культуры и т.д. схожее, языка, необходимо было. Ну, вот задался этим вопросом, обратился к § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп заведующему районо. Она обратилась к председателю райисполкома. И колесо начало потихонечку вертеться. У нас были отличные связи с окружкомом комсомола и с обкомом комсомола и, как говорится, там переписки и вот § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп нам произнесли, что к вам приедет учительница…» (ПФ7-2005).

Сразу с организацией приглашения учителя было решено выслать на учебу в Польшу местную ученицу, которая бы в дальнейшем смогла сама преподавать польский язык § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп в вершининской школе. Снова же основным действующим лицом тут стал председатель сельсовета Л. Р. Мантыков95. «Я вышел на заседание правления колхоза с инициативой, чтоб стипендиатом колхозным выслать ее туда обучаться. Ну, и в § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп итоге, тоже было много за, много против. Но с маленьким перевесом я все-же выиграл».

Как можно увидеть, все решалось тогда времени на уровне местных императивных структур: сельсовет, районо, райисполком, окружком § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп и обком комсомола, правление колхоза.

В 1991 г. началась реставрация строения католического храма. Как ведает Л. Р. Мантыков, мысль вернуть костел и расположить в нем музей появилась еще в 1980-е годы. Предполагалось § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп, что это будет музей истории. «Один отдел бурятский, 2-ой – польский, 50 на 50. Вот Павлов Николай Иванович, наш наистарейшем ветеран труда, участник Величавой Российскей войны, об этом всегда гласил, что вот давайте его музеем § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп создадим. Материал какой-никакой был собран. Он занимался этим делом, у него всё это было дома» (ПФ7-2005).

В 1991-92 гг. эта мысль трансформировалась: заместо приспособления строения под музей было решено возвратить ему первоначальное назначение и § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп вернуть как католический храм. На это решение воздействовало общение с католическим священником Игнацием Павлусем, который с 1991 г. стал служить в Иркутске и часто приезжать в Верхушку. Комитет по культуре Иркутской областной администрации поддержал § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп проект реставрации вершининского костела и выделил на его реализацию средства из бюджета области. Иркутский католический приход посодействовал в финансировании внутренней отделки строения. Все восстановительные работы делала бригада из местных обитателей § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп. К декабрю 1992 г. реставрация была завершена, и 12 декабря вышло праздничное освящение храма, которое провел епископ Иосиф Верт, возглавлявший Апостольскую администратуру для католиков азиатской части Рф с центром в г. Новосибирске. С тех пор в § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп вершининском костеле стали проходить постоянные богослужения, которые вел католический священник, приезжавший два раза за месяц из Иркутска.

Для неких обитателей Верхушки, таких как Магдалена Мыцка, открытие костела стало знаком восстановления § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп веры. Для большинства же вершининцев, получивших атеистическое русское воспитание, костел, быстрее, символизировал «польское» возрождение. Он был эмблемой этнической общности, знаком принадлежности к определенной культурной традиции, ассоциировавшейся с «польскостью». Спустя пару лет после открытия § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп храма число людей, приходящих на богослужения, уменьшилось. Об этом гласила в 1999 г. и польская учительница Марианна Добровольска, и сами обитатели Верхушки.

Посреди 1990-х годов в Верхушке появилась мысль сделать польское § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп национально-культурное общество, но тогда она не была реализована. Посреди возможных обстоятельств беды можно именовать внутренние конфликты в деревенском обществе и бюрократические задачи. Если б эта попытка оказалась удачной, можно было бы гласить § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп о реализации инициативы, исходящей «снизу», от самих обитателей Верхушки. На самом деле же выходит, что фактически во всех принципиальных для актуализации этнической идентичности событиях конца 1980-х - 1990-х годов (введение факультативного исследования § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп польского языка в школе, организация обучения в Польше первой студентки из Верхушки, создание фольклорного польского ансамбля, восстановление и открытие костела) инициатива исходила от местных властей. Все организационные задачки также решались на уровне местных муниципальных § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп и (до 1991 г.) партийных структур.

Единственным вправду принципиальным событием сих пор, которое не укладывалось в рамки обозначенной тенденции, был разрушение колхоза «Дружба», объединявшего в протяжении нескольких десятилетий Верхушку и примыкающие бурятские § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп поселения, и создание в деревне самостоятельной хозяйственной структуры.

Во время полевых исследовательских работ 1994 г. одним из основных вопросов, занимавших моих информантов, было положение в колхозе «Дружба» и возможность выхода из него польской бригады § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп. Кого-либо эта мысль воодушевляла, кого-либо пугала. В собственных резонах «за» и «против» люди апеллировали как к экономическим, так и этническим факторам. Часто экономическую зависимость собственной бригады от управления § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп колхоза информанты разъясняли в этнических определениях. Приведу соответствующий кусок из диалога 2-ух обитателей Верхушки, записанного в 1994 г.

И1: Ну, и что, желало наше хозяйство в прошедшем году отделиться, так ведь поляки не захотели § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп. Не захотели! Не сможем мы. У нас сейчас ничего нет: ни государственного, ни духовного, ни экономического. Где у нас люди, которые могут считать? У нас как - в 15 лет замуж дать, не § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп учить, а малышей рождать. Буряты всегда учили малышей. А мы на данный момент к разбитому корыту пришли. Куда мы отделимся? С чем жить будет? Нет, работать мы можем, а вот финансовая, бухгалтерская § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп работа, где она у нас? Ее мы не сможем сделать. Язык-то мы сохранили, а что толку? В экономическом-то смысле мы ничего не можем. Мы на данный момент уже не можем себя отделить от § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп бурятов даже. Мы зависим от их. У нас нет профессионалов.

И2: Да почему? Мы можем выжить отлично. Мы, славяне, и не можем сосчитать? Выращиваем хлеб, скот, молоко. Ну, почему мы не можем § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп? Мы можем. Просто мы привыкли по-старому. Бригада будет раздельно работать. Я вам скажу одно: все равно мы придем к этому. Мы просто привыкли, 70 лет нас приучивали к одному, поэтому нам § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп на данный момент другое дико кажется (ж, прим.1955; м, 1953, ПФ2-94).

Этот разговор происходил сходу после визита официальной польской делегации, во время встречи с которой представители районных властей произносили речи о польской самобытности § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп Верхушки, о сохранении польских корней и культуры, об исторической памяти и т.п. Потому резкость приведенных выше выражений частично разъяснялась раздраженной реакцией на пафос официальных речей. Все же, подобные свойства и суждения § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп, может быть, в более мягенькой форме, не раз встречаются в интервью, записанных в Верхушке в различные годы.

В 1995 г. Верхушка вышла из колхоза «Дружба» и образовала ООО «Вершина» (позднее перевоплощенное § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп в ОАО «Вершина»). Оставшийся без вершининской бригады колхоз существовал еще пару лет, после этого самоликвидировался.

Любопытно поглядеть, как сейчас информанты из Верхушки и Дундая разъясняют предпосылки отделения поляков от общего колхоза. Некие из их отмечают § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп как удачное событие, ускорившее это событие, уход бывшего председателя колхоза со собственного поста. «Заявление он написал по состоянию собственного здоровья. Но, в принципе, я бы произнес, что трудно было ему работать, и § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп он уходил» (м, 1948, ПФ7-2005). «Вот тогда председатель был бурят. Бурят ушел, сняли его, председателя» (ж, 1932, ПФ2-2005). 1-ое выражение принадлежит жителю Дундая, буряту; 2-ое – жительнице Верхушки, польке. Дальше логика их § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп рассуждений различается. 1-ый информант гласит о личных амбициях представителя Верхушки, который проиграл на состоявшихся потом выборах нового председателя представителю Дундая, после этого стал «подговаривать вершининских, дескать, давайте, отпочкуемся. Вот таким макаром они отпочковались § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп. Вышло. Но и тогда время этому способствовало». 2-ая информантка рассуждает о том, что буряты ленивые, что создание из-за их мучалось, «а не всё же поляки будут делать. И Артемцев решил: давайте отделимся § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп. Раз уж председатель сменился, отделимся, гласит, и будем нормально жить. Вот все так и решили. Ну, отделимся, так отделимся. Мы поддержали».

Навряд ли можно утверждать, что этот шаг (отделение от колхоза) стопроцентно был § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп обоснован манипуляцией людьми со стороны более активного тогда фаворита. Вершининцы и ранее выступали за выход из колхоза «Дружба».

«А я еще издавна желал, чтобы наша бригада отделилась. Нас здесь четыре было § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп. Нас чуть ли не посадили за это дело. А поляки же – работящий люд, не буряты. Вот наши уберут хлеб, движутся на буксир до бурят. Наши посеют, движутся туда сеять. Вот всё наши помогали § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп. Я, сколь вот нас было, я всё: давайте, отделим бригаду, будем жить как тузы. «Нельзя! Да вы неприятели! Да против колхоза!» Ну, а позже как началась развалка эта, хватит! И мы ушли § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп, поляки ушли» (м, 1926, ПФ5-2005).

«Ну, мы отделились-то почему? Так как у нас люд трудолюбивый, а в таковой ситуации, как стало вот отношение страны к колхозам, вообщем не стали § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп помогать, то тяжело выжить. А мы решили отделиться, то мы… Поляки – люд трудолюбивый, решили, что выживем все равно в таковой ситуации. Ну и выжили, конечно» (ж, 1941, ПФ11-2005).

Необходимо отметить, что последняя цитата взята из § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп интервью с российской дамой, живущей в Верхушке с начала 1970-х гг. Тут очевидно приметно, что она не отделяет себя от поляков, обозначая образ «мы-группы».

Тяжело совершенно точно оценить те последствия, которые § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп имело для групповой идентичности рассматриваемой группы образование отдельного производственного объединения. С одной стороны, кампания за отделение объединила обитателей деревни, а экономические успехи ОАО «Вершина» на фоне общего развала сельского хозяйства в эти годы § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп укрепили как деревню в целом, так и самосознание ее обитателей. С другой стороны, если не пропал, то стал наименее точным образ «чужих», в оппозиции которому укреплялся образ «своих». Если § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп ранее можно было во всех неудачах инкриминировать бурятское управление и «ленивых бурят» в целом, составлявших огромную часть одного колхоза, то сейчас таковой способности не стало.

^ § 1.3.2. Пихтинск
1-ое публичное мероприятие, с которого фактически и началась § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп история активного энтузиазма к Пихтинску со стороны исследователей и журналистов, было проведено районным Заларинским краеведческим музеем 3-4 декабря 1994 года. На стадии разработки идеи сотрудники музея планировали именовать данное мероприятие «встречей германского землячества». Но результаты § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп подготовительного исследования, которое я проводила по требованию музея осенью 1994 г., интервьюируя пихтинских уроженцев, проявили некорректность использования таковой формулировки. Тогда появился другой, достаточно странноватый, вариант наименования - «праздник немецко-польского землячества», который, в конце § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп концов, трансформировался в «праздник пихтинского землячества».

Целью праздничка, говорилось в разосланных пригласительных билетах, «является установление государственных истоков и возрождение народных традиций». Слово «национальный» употреблялось в прилагаемой программке пару раз: «показательный § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп государственный свадебный ритуал с застольем», «демонстрация государственных блюд и напитков», «исполнение государственных песен, танцев», «демонстрация государственных промыслов». Все перечисленные пункты не отвечали, но, на вопрос – о какой национальности речь идет. Окончательное выяснение вопроса § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп этнической идентификации ставилось в качестве главной задачки последующих научных изысканий музея.

Применяемые формулировки – «национальное землячество», «национальные истоки», «возрождение народных традиций», как и сама мысль праздничка, были, что говорится, в духе времени § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп. Они отражали специфику публичной ситуации начала 1990-х годов, которая характеризовалась возникновением в общественной сфере различных национально-культурных обществ, землячеств, общин. Понятно, что музей в таковой ситуации был заинтересован в развитии и пропаганде местной § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп «этнической экзотики», тем паче что Пихтинск предоставлял ее в достаточном количестве.

«Праздник землячества» был проведен с размахом. Число приглашенных гостей было полностью сопоставимо с полным количеством всего населения пихтинских деревень § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп. Посреди их были бюрократы различного ранга (от уровня сельской администрации до областных властей), представители национально-культурных обществ, творческих организаций, сотрудники Центра по сохранению историко-культурного наследства, журналисты. В протяжении 2-ух дней они смотрели § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп выступления местных обитателей, слушали научные доклады, выступали с приветственными речами, участвовали в инсценировке пихтинской женитьбы, угощались местными блюдами и напитками, катались в санях, запряженных тройками лошадок, прогуливались в гости к пихтинским жителям, разглядывая сохранившиеся § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп с давнешних времен экзотичные предметы быта.

Прямо за праздничком проехалась волна публикаций и репортажей о Пихтинске в районных и областных СМИ. Позже таковой всплеск энтузиазма к деревне и ее § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп жителям со стороны журналистов появлялся прямо за каждым общественным мероприятием, связанным с Пихтинском (будь то юбилей Заларинского района, открытие новейшей экспозиции районного музея и пр.). Фактически в каждой статье говорилось об уникальности живущих тут людей § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп, о значимости поиска корней и сохранения традиций. При всем этом приводились самые различные варианты их этнической идентификации и своеобразно пересказывались исторические факты из размещенных ранее работ. Приведу несколько примеров.

«В декабре прошедшего § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп года состоялся праздничек землячества, на котором присутствовало более 200 человек. Нужно дать подабающее И. З. Зеленту, районной администрации – мероприятие удалось на славу. На праздничек приезжал председатель культурно-просветительного польского общества «Огниво», поляк по § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп происхождению Е. Э. Вржащ. Он привез много литературы на польском языке, поближе познакомился с сибиряками-поляками (тут и дальше выделено мной – Н.Г.). Еще в 1912 году к полякам, которые покинули Родину § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп по различным причинам и основались в тайге, приезжал церковный настоятель…» [Казакова 1995].

«Давно пришел момент заняться исследованием переселения голландцев (Пихтинск, Дагник, Средний), смогших в первозданной чистоте сохранить свои обычаи, национальную культуру, язык. Может § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп быть, что после отхода от королевского двора предполагаемые «Голландцы» осели в Польше, Германии либо Западной Белоруссии». [Яковлев 1997].

«80 лет в таежной глуши прожили немцы, став реальными сибиряками. Три деревни – Средний Пихтинск, Пихтинск и § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп Дагник, - затерявшиеся в тайге на окраине Заларинского района, населяют люди, чьи праотцы в 18 веке переселились в Россию из Восточной Пруссии. Более дальнее прошедшее немцев-голландцев-сибиряков до сего времени неизвестно» [Берг 1997].

«В § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп 1994 году колонию выходцев из Голландии нашли практически случаем – во время инвентаризации памятников истории и культуры. В Сибирь, к Байкалу, призванные Петром и матушкой Екатериной, голландцы попали из Волыни во времена Столыпина. Приезжие с § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп северной Европы сходу лицезреют в их родню. Внезапно открытый люд. Голландцы живут в Голландии. Голендры – исключительно в Иркутской области, в глуши. Издавна уже «пишутся» русскими и украинцами. И все § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп-же они – голландцы». [Липчинская 1999].

После выхода статьи и фоторепортажа о «Пихтинских голендрах» в столичном еженедельнике «Итоги» жителями Пихтинска заинтересовалась голландская газета «Volkskrant». В 1999 г. представители газеты, в множестве которых был и столичный § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп корреспондент Барт Рийс, приехали сюда, чтоб сделать репортаж о «сибирских голландцах». По словам местных обитателей, они ведали им, что в Голландии встречаются такие же фамилии, как в Пихтинске, и что полностью может быть, что § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп праотцы пихтинцев жили конкретно в Голландии.

1-ая неизменная музейная экспозиция, повествующая о обитателях Пихтинска, появилась с переездом Заларинского музея в новое помещение в июне 1996 года. Тут уже на 1-ый план § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп выносилось заглавие «Пихтинские голендры». Пару лет она была более увлекательной из музейных экспозиций, но зимой 2000 г. практически на сто процентов сгорела во время пожара в здании музея.

Представитель Хор-Тагнинской сельской администрации в § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп интервью, записанном спустя год после проведения «праздника Пихтинского землячества», рассуждал о том, как воздействовали музейные инициативы на восприятие Пихтинска со стороны. Он говорил, что ранее никто и не направлял внимания на своеобразие § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп пихтинцев, называли их германцами, а откуда они взялись в Сибири, никого не заинтересовывало.

«^ Хотя, они по всем своим характеристикам, вправду, подходят к украинцам поближе. И по укладу жизни, и по отношениям больше § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп тянут на украинцев. И по разговору. Там люд на данный момент очень поменялся. Омолодился что ли, как сказать. Вот конкретно это старенькое, что у их было накоплено, оно в мизере осталось, сохранилось § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп не достаточно. Это здесь энтузиазм современный, практически, скажем, за последний год – он их очень высоко поднял. По последней мере, мы, даже рядом жившие, не знали о их того, что узнали. Информацию преподнесли § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп. А то вправду, немцы да немцы, нам какая разница, ну, обычные люди» (м, прим.1950, ПФ1-1995).

Думается, что для большей части обитателей Пихтинска та информация, которую они слышали во время этих встреч и читали в § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп газетах, была не так принципиальна, как, скажем для музейных служащих, организовывавших мероприятия и пытавшихся установить их «настоящее происхождение». Но независимо от того – заинтересовывали их вопросы «национальности» либо нет, принимали ли они § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп высказываемые версии происхождения либо отторгали, равномерно люди привыкали мыслить и гласить о для себя в этнических категориях. Может быть, в этом и заключалось наибольшее воздействие на их групповую идентичность описываемых событий § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп.

В этой связи вспоминается, как во время очередной «Пихтинской встречи» в декабре 1997 года один из местных пихтинских активистов, выступая с благодарственной речью в адресок тех, кто занимался историей Пихтинска, произнес: «Мы как § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп-то больше узнали о для себя. Даже просто … Мы знали, но мы не могли сказать, мы не могли показать – кто мы такие, откуда. Нам сейчас – пожалуйста – преподнесли, поведали, нашими же словами § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп. Огромное спасибо за то, что вы так эти три года поработали над нашими …э-э-э… нашей культурой либо как сказать, над нашим народом…(из зала дают подсказку «нашими корнями»), да, над нашими корнями» (м § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп, 1951, ПФ1-1997).

Одним из следствий праздничка «Пихтинского землячества» стало установление неизменных контактов с настоятелем иркутского католического прихода папой Игнацием Павлусем. Ранее он уже получал из Пихтинска письмо от местного обитателя § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп с приглашением приехать в деревню. Но событием, подтолкнувшим к осуществлению этой идеи, был разговор с председателем иркутского польского национально-культурного общества «Огниво» Е. Вржащем конкретно после пихтинского праздничка. «Его там спрашивали: “А Вы § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп понимаете там в Иркутске священника католического отца Игнация? Вы могли бы сделать так, чтоб он к нам приехал?”. Он пришел ко мне и произнес: “Вы понимаете, там Вас ожидают в Пихтинске”. Это было в § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп феврале 95-го – впервой когда я приехал в Пихтинск. Я сделал литургию, была встреча. И с того времени я приезжаю туда каждый месяц уже 4-ый год» [запись интервью с о. Игнацием Павлусем, 12.08.1998].

Во § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп 2-ой половине 1990-х гг. местную религиозную общину пару раз посещали лютеранские пасторы из Новосибирска и Майнца. Их визиты, кстати сказать, были организованы не без помощи такого же католического священника [Павлусь § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп 2004: 91-93]. Но в то время неизменные связи пихтинцев со структурами лютеранской церкви не были установлены. Это случилось еще позднее в 2009 г.

Невзирая на рост популярности Пихтинска, на присутствие посреди гостей бессчетных общественных мероприятий представителей § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп районных и областных властей, обещавших поддерживать местных обитателей, все это никак не содействовало улучшению их реального экономического положения, которое к концу 1990-х гг. все более ухудшалось. В 1992 г. на осколках § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп развалившегося совхоза «Холмогойский» пихтинцы сделали новейшую хозяйственную структуру, которая специализировались на животноводстве. Но скоро появились суровые задачи со сбытом продукции: расходы на доставку мяса (оплата транспорта, бензина, хранения и т.п.) не окупались приобретенными за § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп реализацию продукции средствами, нередко приходилось продавать его по дешевке приезжающим скупщикам.

Через пару лет накопившиеся препядствия привели к глубочайшему кризису хозяйства, и в 1998 г. с большенными скандалами, разбирательствами и обоюдными претензиями § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп приятельство самораспустилось. Возглавлявший его П.М. Людвиг с несколькими бизнесменами сделали новейшую производственную структуру по заготовке леса. Все другие обитатели перевоплотился в единоличников, что на практике для многих из их означало случайные заработки § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп на фоне затяжной безработицы. Работники социальной сферы месяцами не получали заработную плату, так что дело иногда доходило до забастовок. Например, зимой 1999 г. учителя местной школы отрешались выходить на работу после § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп зимних каникул, пока им не выплатят задолженность по заработной плате. В этих критериях резко вырос отток из деревни в поисках работы в городке. Посреди тех, кто оставался в деревне, усилилось дебоширство.

В § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп 2000-е годы финансовая ситуация несколько стала лучше, но в неких интервью, записанных в 2005 г., появились ностальгические мотивы, отсылавшие к временам всеобщей дружбы и единства периода совхозов, также сожалениям о том, что случилось с § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп ними позже. «Сегодня каждый закрылся в рамках собственной семьи. В 80-е еще было единство, а на данный момент – зависть, каждый сам по себе» (м, 1951, ПФ10-2005).

Разрушение прежней колхозно-совхозной системы § 1.3. Общественно-политические и экономические перемены 1990-х гг. и их влияние на идентичность групп повлек за собой и разрушение закоренелых отношений в деревне. Можно сказать, что произошел «второй перелом», если считать первым тот слом единоличного хозяйства, который случился в конце 1920-х – начале 1930-х годов.



-2-teoriya-i-metodika-prepodavaniya-yazika-a-n-baranov-vvedenie-v-prikladnuyu-lingvistiku.html
-2-uchastniki-ispolnitelnogo-proizvodstva-uchebnik-dlya-vuzov-material-podgotovlen-s-ispolzovaniem-pravovih-aktov.html
-2-universalizaciya-idei-razvitiya-v-fizicheskoj-kartine-mira-kak-rezultat-revolyucii-v-kvantovoj-relyativistskoj-fizike.html