§ 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие

^ § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК
В языке нет поля живописания

Тенденции к живописанию выслеживаются не только лишь у поэтов, но всюду в языковых произведениях. Это время от времени безопасные забавы и арабески; а там, где они § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие появляются из глубин, они в конечном счете представляют собой проявление людского рвения вновь убрать то косвенное и окружное, что роднит язык с другими сферами культуры. Жажда наглядности и потребность в конкретном контакте и § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие общении с чувственно воспринимаемыми вещами — это состояние говорящего, психологически полностью объяснимое. Человек, который, оперируя звуками, научился читать о мире и постигать его, ощущает себя оттесненным промежным механизмом языка от богатства всего того, что § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие может конкретно увидеть глаз, слышать ухо, ощупать рука, и он отыскивает путь вспять, стремится, сохраняя, как может быть, звучание, к полному охвату определенного мира. Таковы обыкновенные мотивы парадокса языкового § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие звукописания.

Теория языка должна осознать и разъяснить, где и как таковой возврат может быть удачным, но так, чтоб при всем этом не оказался уничтоженным сам язык. Не вызывает колебаний, что тот, кто отодвигает язык § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие в сторону, может звукописать, сколько его душе угодно. Вопрос заключается в том, и исключительно в том, можно ли и если да, то как это сделать в границах языка. В структуре языка имеются определенные § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие зоны и определенный простор, благодаря которым для этого открываются способности. Но одно не может произойти, а конкретно: чтоб эти разбросанные, спорадические участочки, в каких имеются степени свободы, в итоге слияния перевоплотился § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие в когерентное репрезентативное поле.

Таким макаром, в одном слове выражено то, что мы попытаемся обосновать в этом разделе. Как собственного рода интермедия он должен композиционно размещаться меж главой об указательном поле и главой § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие об настоящем репрезентационном поле, — поле знаков языка. Задачка этого раздела заключается в том, чтоб показать, что могло бы быть, но чего нет в языковой репрезентации. Язык не был бы § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие тем, чем он является, если б в нем присутствовало когерентное, действенное поле живописания; но язык терпим: в определенных границах, там, где его собственные средства оказываются исчерпанными, он допускает посторонний принцип живописания. В § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие принципе же структурный закон естественного языка воздвигает определенную преграду перед хоть какой попыткой активно живописать. Мы хотят обрисовать эту преграду. Но сначала бросим взор на не так давно вышедшую книжку Хайнца Вернера, где в современном § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие облачении возобновлена издавна популярная попытка теоретиков приятным образом связать язык с предметами. Делается это необычным образом, а конкретно методом постановки экспрессии (Ausdruck) впереди репрезентации (Darstellung); приблизительно в том же духе, как это § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие делал Аристотель. По последней мере, так можно осознать намерение Вернера. Если те критичные замечания, которые мы намереваемся высказать, попадут в цель, то в остальном остается не затронутым то, что Вернер докладывает § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие по теме «Язык на службе (выпестованного в лаборатории) рвения к экспрессии».

^ 1. Апологеты теории звукописания. Контраргументы

Хайнц Вернер в собственной увлекательной книжке «Основные принципы речевой физиогномики»1 поставил рядом величавых создателей излагаемого им учения § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие, придававших огромное значение принципу живописания в языке. Это некие китайские философы и Платон; правда, Платон (мы желаем это уточнить) упоминается только тогда, когда специально подчеркивается то, что не на сто процентов отвергнуто § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие в «Кратиле». Сюда же относятся также германские поэты эры барокко и интерпретаторы языка, жившие в XIV и XVII вв., о которых в одной из собственных работ пишет Пауль Ханкамер2 и Якоб Бёме; потом Гердер § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие, Гаман и другие романтики, включая В. фон Гумбольдта, о котором Вернер, правда, пишет: «Достойно сожаления (выделено мною. — К.Б.), что Гумбольдт, как и многие его предшественники и последователи, в принципиальном для нашей § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие проблематики месте отходит от принципа рационально-творческого экспрессивного языка»(Werner. Ор. cit., S. 23, прим.). Последователи Гумбольдта, которые причислены Вернером к достойным сожаления мыслителям, — это практически все, за маленькими исключениями § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие, языковеды XIX и XX веков. Их Вернер цитирует очень детально, что полезно для наших собственных рассуждений. Но в этом родословном древе еще торжественнее и важнее, как на троне, восседает прародитель — «архаическая логика», «язык» которой § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие объяснил Эрнст Хоффман1. А этот знаменитый прародитель, как мне кажется, конкретно то явление, о существовании и воздействии которого теоретик языка должен серьезно задуматься.

Нельзя ли, прибегнув к косвенному способу, обосновать от неприятного § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие, что этот фантом, видимо, каким-то образом существовал, так как он, как призрачная тень, носится не только лишь в сфере языков тех народов, которые стоят на низкой ступени культуры и которые § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие обычно именуются простыми, да и у нас; но что он ни при каких обстоятельствах не мог быть конкретно важным первосоздателем людского языкового мышления? Почему же? Так как он, Во-1-х, сам по § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие для себя сделал бы людей неспособными к существованию; Во-2-х, поэтому, что современные пигмеи не оправдывают того ожидания, что конкретно они посреди простых народов должны могли быть посильнее и отчетливее всего § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие быть приверженными «архаической логике»; в-3-х, поэтому, что человечий язык в его современном состоянии, по внушительно аргументированному вероятностному расчету, дойдя до распутья, где слева было написано «архаическая логика и звукописующее изображение», а справа— «символизирующий § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие язык», пошел, подобно Гераклу, по пути вправо. Согласно нашей интерпретации мифа, человеческое оперирование звуками имело возможность избрать путь влево. Но, после того как был бы пройден значимый отрезок пути влево, было бы уже § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие нереально возвратиться вспять и убить следы начального решения так конструктивно, как это должно было бы произойти, по свидетельству современного языка. Способности для кардинальных решений, как это понятно каждому приличному мифу, неподражаемы § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие.

Сама тема провоцирует на то, чтоб тезис, который предстоит защищать, представить в виде легенды. Сущность дела полностью рациональна; задачка заключается в том, чтоб, делая упор на применимые рассуждения, решить, правильны ли § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие в собственной базе интуитивные представления профессионалов от Гумбольдта до наших дней. Совместно с тем, когда мы подойдем ближе к сущности вопроса, нужно отыскать место и для того, что практически лицезрели представители обратной партии § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие. Ведь в нынешней науке уже не случается так, чтоб победившая догма была способна разоблачить учение догматиков обратного толка как незапятанной воды заблуждение. Потребность в живописании пробивает для себя дорогу всюду § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие, где чуждое живописанию строение языка свободно и беспечно оставляет для этого «Abhandlungen zur

место; чтоб сохранить образ, можно даже сказать, что у этой потребности имеется собственный клочок земли и что она last not § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие least своеобразно проявляет себя в сфере языкового выражения (Ausdrucks), что, фактически, снова следует констатировать. Я полагаю, что наблюдения Вернера нуждаются только в перемещении их из сферы репрезентации в теорию языкового выражения. И тогда заглавие § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие «физиогномика» можно бросить в неприкосновенности. Мы еще вернемся к этому вопросу и выскажем свои критичные замечания по адресу Вернера. Сначала, но, чтоб сделать базу, мы изложим свою точку зрения.

^ 2. Живописательные потенции § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие звуковой материи

Греческие грамматисты явление, о роли которого в устройстве языка велись бессчетные дискуссии, называли не просто звукописанием (Lautmalerei), как мы, а специфичнее — словописанием (Onomatopöie), в чем, может быть, содержится ограничительная § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие мудрость. Не будем настолько умеренными и сформулируем задачку так обширно, как это только может быть. Можно ли, если б это потребовалось, живописуя, показать мир звуками голоса? Представим, что способности людского голоса приблизительно таковы, как § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие мы их знаем, и нам нужно поразмыслить над тем, выполнимы ли с помощью их и как конкретно требования, предъявляемые к относительно универсальному механизму репрезентации (Darstellungsgerät). Посреди всех иных появляется § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие также возможность в значимой мере живописать при помощи производимых звуков. Лессинг сделал вывод, что таким макаром, в сути, не живописуют. Гердер и др. утверждали, что конкретно так некогда живописали и что настоящие мастера § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие владения языком делают это и на данный момент. Ну отлично, займемся сначала оценкой живописательных потенций, заложенных в средствах людского голоса. Смотрится это как очень неопределенная затея, но на поверку она не является § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие такой. Во всяком случае, мы можем избежать всяких неопределенностей, если поставим впереди себя задачку при каждой вновь обнаруженной способности обращаться к структуре языка в том виде, в каком она существует, чтоб решить, позволяет § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие либо нет имеющееся использовать то, что вообщем может быть. То, что мне представляется, может стать таким видом расчета, при котором по последней мере его главные позиции могут поддаваться определению с хотимой точностью. Кто § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие пожелает снова обратиться к мифу, так как ему это по нраву, может рассматривать таковой расчет как список упущенных способностей.

Как обстоит дело с живописательными потенциями средств людского голоса? Обсуждая § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие данный вопрос, в качестве примера будем вместе рассматривать акустический факт вокализации и моторный факт артикуляции. Существует поразительное достояние тембровой расцветки производимых голосом тонов, ибо все различия меж гласными с акустической точки зрения — это различия § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие в тембровой расцветке. Тон, издаваемый скрипкой, звучит как скрипичный, звук трубы — как трубный, благодаря сочетанию основного тона и обертонов, присущих звучанию каждого инструмента. Совершенно по-иному обстоит дело с голосом говорящего § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие человека, когда соотношение основного тона и обертонов изменяется от гласного к гласному. Если б я возжелал при помощи какого-нибудь музыкального инструмента воспроизвести нечто сравнимое с чередованием тембров, к примеру i -е § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие- о, как в женском имени Ingeborg «Ингеборг», либо и — а, как в слове Fruchtsaft «фруктовый сок», то я не сумел бы это сделать при помощи таких всераспространенных музыкальных инструментов, как флейта либо скрипка § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие. Мне потребовалось бы, чтоб в случае Ingeborg вереницей прозвучали три инструмента, а в случае Fruchtsaft — два. Чтоб искусственно сделать нечто сравнимое с vox humana1, нужно прибегнуть к богатству клавиатуры органа § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие с «регистрами» либо нужно изобрести нечто совершенно другое, чем находящиеся в употреблении однотонные музыкальные инструменты типа флейты либо трубы2, скажем такие инструменты, которые, подобно саксофону (если я не ошибаюсь), обеспечивают большее обилие тембровой § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие расцветки.

Следует задуматься, что все-таки это будет означать, если включить в расчет все нескончаемое обилие тембровой расцветки, воспроизводимое, разумеется, только в его ядерной части при помощи известного треугольника гласных. В «повседневном мире» навряд § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие ли содержится намного большее обилие тембровой расцветки, чем в зоне более либо наименее поддающегося копированию. К этому следует добавить сферу (еще не изученную с акустической точки зрения) сопутствующих — исходных и конечных — консонантных § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие шумов. Музыкальные инструменты тоже пропитывают (imprägnieren) и оплетают издаваемые ими тоны соответствующими шумами: флейта звучит, как духовой инструмент, скрипка — как смычковый, арфа — как щипковый, фортепьяно стучит, а барабан грохочет § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие. А человечий голосовой аппарат издает трубные, шипящие, щелкающие звуки со многими очень тонко дозируемыми вариантами.

И все это при резвом чередовании и в упорядоченной связи с вокализацией. Конкретно в этом заключается § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие специфичное действие того необыкновенно подвижного и гибкого регулируемого механизма, который обычно трактуется как «артикуляция». Оставим в стороне вопрос о том, должен ли каждый схожий гибкий акт звукопроизводства содержать внутри себя парадокс слогоделения § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие. Тот, кто задумывается не только лишь о говорении, да и о пении, не станет придерживаться очень сильного тезиса о том, что заложенные в сыром звуковом материале тенденции к силлабизации во всех случаях результативны § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие. Так, тончайший — как я могу считать — посреди фонетистов знаток слога, каким был Зиверс, уже отлично знал, что произносимый слог, начиная с определенного минимума продолжительности, которая составляет, по-видимому, немногим наименее 0,1 секунды § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие, можно произвольно длительно растягивать во времени, как это позволяет дыхание. Очевидно, произвольно можно тянуть только то, что способно продолжаться, — звуки, владеющие протяженностью. И можно (в этом состоит главное в теории Зиверса) допускать § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие появление однонаправленных конфигураций во всех параметрах (Dimensionen) парадокса звучания, но не появления поворотных пт в протекании этих конфигураций. Хоть какое приметное изменение направления кривой интенсивности, кривой высоты либо кривой тембра будет восприниматься слушающим § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие как повод для слогоделения; принцип вточности такой же, как в случае резкой маркировки слоговых границ согласными либо как в случае вмешательства определенных, не прерывающих звучащий поток шумов, которые с фонетической точки § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие зрения точно так же маркируют границу слога, как и консонантные маркеры. Центральную идея теории слога Зиверса можно выразить так — это теория акустических поворотов в слоге. Мы вернемся к этому в соответствующем месте § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие.

Еще кое-что значительно для правильной оценки красочных потенций средств людского голоса. Я называю это коротко: совсем независящая вариабельность звучащего потока во всех его параметрах. Силу звучания гласного можно разнообразить независимо от § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие его высоты и тембровой расцветки, другими словами, все эти моменты можно выбирать совсем произвольно и производить их изменение в процессе звучания независимо друг от друга. Почему, к примеру, сразу не повысить звучание § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие голоса, не усилить либо не ослабить и не придать гласным более светлую либо более черную расцветку? Последнее означало бы, что варьирование производилось в направлении, к примеру, от и к i, от о к с § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие либо напротив. Точно так же оно было бы может быть в направлении от и к а либо от i к а или напротив. Естественно, любой из нас способен сделать это в определенных границах § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие, так как пределы есть для всего на свете. И это открывает горизонты и способности перед «копированием»; перед обсуждаемым тут «копированием» в таковой же мере, как перед экспрессией (Ausdruck), которое § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие стало, фактически, полностью легитимным потребителем многих остающихся фонематически иррелевантными способностей варьирования. Без детализированных разъяснений просто констатируем как отлично узнаваемый фонетике факт, что можно облекать этот поток гласных в сопровождающие его шумы, при всем этом § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие понятно также, каким конкретно образом это делается, каким образом и другие шумы можно равномерно и поболее либо наименее произвольно включать в звучащий поток.

Что все-таки в таком случае оставалось § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие бы за пределами живописания? Мир, в каком мы живем, имеет как акустическое, так и оптическое лицо, Шумы и тоны звучат вокруг нас. Они свойственны для бессчетного огромного количества интересующих нас событий и вещей и § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие делают диакритическую функцию. Нам нет нужды выглядывать из окна, если мы улавливаем ушами те ежедневные действия, которые происходят на улице либо в примыкающих комнатах. Если организовать посреди профессионалов опрос насчет того, кто § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие богаче обеспечен средствами живописания — живописующий красками либо живописующий голосом, — я, не задумываясь, стал бы на сторону второго. И в дополнение ко всему произнесенному уточнил бы, что слогоделение как таковое могло § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие бы обеспечить очень типичный метод живописания, который мог бы (если б это заглавие не было уже занято) называться звуковым фильмом (Tonfilm). Но не поэтому, что добавилось бы нечто оптическое, а поэтому, что в нем поочередно § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие сменяли бы друг дружку маленькие звуковые образы — естественно, не слоги, а истинные звуковые рисунки, маленькие снимки звучащего мира; у меня не вызывает никаких колебаний, что натренированный в данном деле человек был § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие бы способен настолько же живописующе показывать в определенной последовательности сложные действия, как и человек, который способен сделать оптический кинофильм. Вот почему совсем не следует удивляться тому, что на сценах варьете § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие временами делают мастера этого жанра, И очередное: если вообщем появляется необходимость сделать живописующую музыку (разумнее всего без далековато идущих претензий на музыкальность), то лучше не садиться за фортепиано. Ведь каждый имитатор на § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие сцене и некие певцы-виртуозы в духе современных американских исполнителей в состоянии сделать это еще лучше и без помощи струнных и духовых инструментов, пользуясь только собственной грудной клеточкой как мехами, собственной горлом и § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие резонатором. Тут видно, какие живописательные потенции заложены в нашем голосе.

^ 3. Пределы живописания в структурном законе языка

Зададим очень доверчивый вопрос: почему же, если дело обстоит конкретно так, ни одному языковеду не пришло § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие в голову строить теорию языка, начиная с этого? Должна была бы появиться книжка, в какой бы правила звукописующего метода должны были предшествовать всему иному как 1-ое и важное из того, что нужно § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие выучить, чтоб осознавать язык и гласить на нем. Стоит только поставить этот вопрос, и от каждого спеца можно сразу получить верный ответ, что в языке сначала действует не звукописательный структурный закон, а совершенно другой § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие. Допустим, что некоторый говорящий вознамерится средствами собственного голоса изобразить нечто настолько же относительно обычное, как топот копыт лошадки либо шум приближающегося локомотива. Он свободен при всем этом вообщем отрешиться от использования языка; тогда § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие и он время от времени может достигнуть поразительного фуррора. Но как он начнет гласить по правилам, не получится ничего, не считая того, что нам предлагали при тех либо других обстоятельствах поэты всех § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие народов от Гомера до Шиллера и Рихарда Вагнера:

Und hohl und hohler hört man's heulen...1 Und es wallet und siedet und brauset und zischt...2

Другими словами, появляются верно § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие оформленные слова, словосочетания, предложения, которые сначала подчиняются действующему в языке закону образования и композиции. И только в дополнение к этому на их находится нечто вроде вторичного намека на звуковую картину. Это может быть единичной § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие красочной композицией либо звуковым фильмом (в непривычном, но использованном нами смысле), по другому говоря, серией звуковых картинок. Поэты время от времени в неких стихах делали такие короткие звуковые киноленты, и им § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие удавалось оставаться в сфере языка, так как они использовали определенные зоны и степени свободы, которые не затрагивают сам языковой закон композиции.Не следует колебаться в их мастерстве. Но будем откровенны § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие! Каким ничтожным подобием того, что может сделать имитатор-виртуоз, был бы шум бури и прибоя в стихотворении Шиллера! Я говорю в сослагательном наклонении и продолжаю: если б Шиллер не стремился ни к чему иному § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие, а желал только соперничать с имитатором-виртуозом.

Практически он был и остается мастером слова, и в свое приятное языковое изображение он вложил только дуновение либо отзвук вещественного слухового восприятия. Если дифференцировать и § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие поточнее сконструировать, что конкретно имеется в виду, обнаруживаются некие принципиальные граничные условия, в которые оказывается включенным все звукописательное: где бы язык ни употреблялся в качестве средства репрезентации, живописать можно только «вопреки § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие» и в той мере, в какой это допускает сначала синтаксис языка. На подступах к звукописующему языку имеется синтаксическая преграда, которую бывает сложнее либо легче обойти. Если в каком-нибудь языке, к примеру § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие, порядок слов в предложении стопроцентно синтаксически релевантен, как в современных французском и британском языках, то вследствие этого для сотворения целостных звуковых картин инсталлируются более узенькие границы, чем, скажем, в греческом, латыни либо в современном § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие германском.

Если требования построения предложения удовлетворены, то остаются еще такие маленькие зоны свободы, как выбор слов и словообразование, в каких могут проявляться живописательные тенденции. Старенькые грамматисты были на верном пути, выбрав заместо § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие более широкого по значению германского композита Lautmalen (звукописание) более узенькое по значению Namen-malen (живописание наименованиями) в качестве обозначения найденного метода. Но и при всем этом есть к тому же другие ограничения § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие. Раздельно взятый говорящий не может, живописуя, произвольно расширять лексикон; всегда будет оставаться открытым, отыщет ли он в словаре то, что ему необходимо, либо допускает ли язык в целом то либо другое § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие новообразование — такое, какое ему подходило бы. Мы констатируем без какого-нибудь предстоящего обсуждения в качестве второго граничного условия звукописания, что словарный припас языка можно искусно использовать, но его нельзя значительно расширять § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие за счет новообразований. Как обстоит дело с внедрением словаря и с его исторически прослеживаемыми переменами в отношении живописующего метода — пока это открытый вопрос. Наименования шумов — это очевидно более либо наименее правильно воспроизводящие явления § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие звуковые рисунки. Сколько сравнимого с самого начала может таиться в других словах либо попало в их в процессе истории слова, еще подлежит детальному исследованию.

Дальше: 3-я граница станет приметной, если принять § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие во внимание существование фонологи и. Я повторяю: звуковая материя языка необыкновенно богата живописательными потенциями. Но, если поистине утверждение фонологов о том, что каждый язык употребляет только отобранную систему звуковых символов (фонем § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие), что следует из этого? Если дать для себя труд отыскать детализированный и периодический ответ на этот вопрос, то итог будет очень менторским. В таком ответе должно содержаться почти все: данные о степенях свободы и сразу § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие о новых запретах. Чтоб в согласовании с программкой начать гласить о последнем моменте — о том, что противодействует живописанию в фонологии, — нужно констатировать, что потребность в живописании сначало переадресовывается от слова к § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие еще больше малым зонам, где она могла бы проявиться. Она распределяется по отдельным звукам и проявляется в фонологически иррелевантных зонах варьирования. Только она не должна просто так выходить за их § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие пределы.

^ 4. Один пример из опыта Вернера

Чтоб стремительно и наглядно объяснить то, что я имею в виду, целенаправлено обратиться конкретно к наблюдениям Вернера и других — тех, кто в наши деньки удельный вес красочного в языке § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие вновь оценивает выше, чем это было принято издавна. Испытуемые субъекты Вернера извлекают шаг за шагом, к примеру, из звучания слова Seife «мыло» все то, что, по их воззрению, живописующе охарактеризовывает § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие предмет мыло. Каким образом, по их воззрению, схвачены определенные характеристики этого предмета, такие, как скользкость, пенистость и т.п.? Протоколы, зафиксированные черным по белоснежному, не заверили ничего другого, как рассмотрение слова звук за звуком, чтоб § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие в каждом отдельно взятом случае сказать, что кое-что от красочного изображения общего нрава заключено в S, кое-что — в ei, кое-что — в f. То, что конкретно так поступают § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие, не случаем; с учетом существования фонологии этого следовало ждать. Ведь любая фонема (звуковой символ) оставляет определенный простор для реализации, и в границах этого простора могут быть помещены и реализованы живописательные изюминки. Долгие § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие шумы в S и в f могут быть артикулированы говорящим очень звучными либо очень долгими; a ei, допустим, может быть модулировано для живописания пены. Отсюда пошаговый способ такового описания.

Все следующие теоретические громы § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие и молнии против внушающего ужас «атомизма», которого как бы хотят избежать и которого нужно избежать, не избавят факта, что нареченные диакритики слова возникают в обозначенной последовательности, и сначала их следует § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие обезопасить от смешения, если мы желаем, чтоб конкретно «это» германское слово было произнесено говорящим и воспринято слушающим. Живописуя при помощи подчеркнутой артикуляции, можно вложить только столько, сколько допускают главные требования диакризы. Представим, что а § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие звучит пенистее, чем е, тогда испытуемый Вернера должен произнести дифтонг ei, и без того звучащий в германском языке как ai, так, чтоб а в нем звучало еще посильнее, чем обычно. Представим дальше § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие, что (au звучит еще больше пенисто (ведь этот дифтонг произносится в слове Schaum «пена'), что тогда? Тогда возникает фонемная преграда, о которой мы говорим. Ведь Saufe «пьянство» заместо Seife сразу § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие нашло бы опасное несовпадение с нареченным предметом. Полностью то же самое было бы и в случае подмены хоть какой фонемы. Напротив, в границах, допускаемых требованиями диакризы — это нужно признать, — говорящий может видоизменять звуковую материю, как § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие ему угодно, в согласовании со своими способностями, чтоб, живописуя, отразить материально-чувственную сторону. Так либо по другому, это находится в зависимости от меняющихся от речевой ситуации к речевой ситуации § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие живописательных потребностей говорящих, которые произносят германское слово Seife. Позже об этом будет сказано еще несколько слов.

Но открытым остается очередной, при этом никак не пустячный вопрос о том, был ли и в какой мере § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие таковой способ предусмотрен la langue, словообразованием и историей германского слова Seife. Протокольно засвидетельствованные наблюдения информантов Вернера представляют собой prima vista1 выражения в сфере la langue.

Итак, итог наших рассуждений звучит последующим образом § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие: язык уж так устроен, что почтение к выдвигаемому каждым словом требованию, чтоб оно произносилось фонематически довольно ясно и тем отграничивалось бы от других схожим образом звучащих слов, воздвигает перед хоть § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие какой неумеренной потребностью живописать последнюю преграду — фонемную преграду. Звуковые меты в слове, фонемы, должны реализоваться с достаточной отчетливостью и в правильной последовательности; но для реализации каждой фонемы остается некий простор, и в § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие его границах можно было бы модулировать звуковую материю. Стопроцентно свободное воззвание со звуковой материей может быть только в тех зонах, которые в определенном языке вначале фонологически не заняты и потому иррелевантны. Если, к примеру § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие, какой-нибудь язык не употребляет интонационные различия в качестве диакритических сигналов в структуре собственной вокалической системы, то живописующий своим голосом может этим пользоваться и свободно воспроизвести мелодией все, что ему заблагорассудится. Человек, пользующийся § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие германским языком при живописании голосом, может или увеличивать, или понижать высоту тона хоть какого гласного во время его звучания. С этим не связана опасность ошибки. В неких славянских и § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие других языках, использующих мелодику в диакритических целях, необходимо быть настороже, чтоб пристрастие к живописанию не привело (коротко и образно говоря) к неосмотрительному смешению мыла (Seife) с запоем (Saufe). Мелодические свойства высшего ранга, относящиеся § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие к предложению и слову, могут, если не ошибаюсь, владеть значимой фонологической свободой и в «мелодических языках» и только отдельные гласные в их звучании обуты в испанский сапог. Что ж, если так, то и § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие в случае этих языков охотник до живописания может использовать мелодику слов и предложений для подражания называемому и изображаемому. Я, естественно, не знаю, пользуются ли этим поэты; было бы любопытно выяснить, не устроено § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие ли звукописательное в мелодических языках другим образом, чем у нас.

Чтоб беспристрастно зафиксировать все то мелодическое достояние, которое может проявляться в отдельной гласной фонеме 1-го слова, к примеру британских слов yes § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие «да» и по «нет» (в yes, sir «да, сэр», nî, sir «нет, сэр') либо bad «плохо» (it's too bad «это очень плохо'), следовало бы когда-нибудь осторожно подслушать их в ежедневном языке и § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие изобразить графически при помощи кривой. Янки время от времени вносит всю свою душу в таковой гласный,

^ 5. Две группы живописующих слов

Настало время разглядеть вопрос и с другой стороны. Если выяснится, что единственное поле § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие конкретной репрезентации, а конкретно живописательное поле, фактически несущественно, то и в данном случае феномены, которые с достаточным основанием можно было бы рассматривать как звукописание, должны и могут получить подобающую интерпретацию § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие. Сначала это относится к случаям естественнейшего и непосредственнейшего звукоподражания: область заглавий шумов, без всякого сомнения, является во всех узнаваемых языках главной сферой живописующего метода. Носитель германского языка, намеревающийся в изобразительных целях § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие употребить в тексте слово типа klappern «дребезжать, громыхать», для более четкой актуализации может поочередно перепробовать некое огромное количество схожих наименований звуков, чтоб подобрать более верное. Подмена живописующего гласного а на е—i—о § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие—и—au—ei и т.д. либо живописующего рр посреди на tt — kk или на bb — dd — gg либо исходного согласного практически на хоть какой другой обычный либо непростой не всегда, но нередко § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие может привести к употребительному наименованию другого шума. Если же этого не происходит, то ничто не воспрепядствовало бы искусно ввести в текст вновь образованное заглавие шума. Ведь тот, кто осознает klappern «стучать, дребезжать», при § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие хорошем желании усвоит и неологизм kleppern, либо klaggern, либо ruppern и примет его без особенного недоумения. В этой сфере находится полная терпимость по отношению не только лишь к Вильгельму Бушу и к § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие его профессионально вплетенным обычным шуточным новообразованиям, да и к существенно более дилетантским продуктам. В роли читателя человек проявляет терпимость, потому что сам, выступая в роли говорящего, он чувствует, что каждому, у кого § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие для этого есть данные, открыт широкий простор для новообразований.

Но настолько же важен и заслуживает внимания также тот факт, что на этом пути даже в самом халатном обиходном языке не вводятся никакие § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие чуждые фонемам языка модификации звуковой материи. Многие ежедневно окружающие нас и обращающие на себя внимание шумы поточнее всего передаются, к примеру, щелкающими звуками; подвывание ветра либо сирены просто может быть § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие скопировано хоть каким, кто постарается сделать это. Но как я знаю, никогда не наблюдалось, чтоб такие чуждые германской фонологической системе моменты врубались в число заглавий шумов. Я вспоминаю, что мы, будучи еще школьниками, занимались § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие собственного рода спортом, тренируясь в произнесении щелкающих звуков (Schnalzlaute), и включая их в германские слова типа Schnaps «водка»; после некой тренировки в этом слове просто удается произносить а с жестким приступом. Но § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие как мне понятно, Вильгельм Буш, к примеру, не предлагает нам такового рода языковых фокусов. Разграничение языкового и неязыкового, противодействующее этому, проведено с восхитительной четкостью, и создание новых наименований шумов удерживается § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие в границах той зоны, которая фонологической преградой характеризуется как языковая. То же самое справедливо и для включения в число слов «звуковых жестов», в итоге чего появляются образования типа ächzen «кряхтеть», jauchzen § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие «издавать ликующие возгласы», kichern «хихикать»; произнесенное справедливо и для копирования издаваемых животными звуков и кликов, из которого появились, по-видимому, глаголы вроде blocken «блеять» и wiehern «ржать» либо заглавие птицы Kuckuck «кукушка § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие». Исходя из убеждений живописания голосом все эти копии создают воспоминание не столько полностью натуралистического (импрессионистического) проигрывания, сколько, напротив, в высшей степени символического. В отношении сходства с обозначаемым дело обстоит приблизительно так же, как § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие в отношении сходства геральдических животных и всего того, что встречается в геральдике, с их прообразами. И если вопль кукушки на 10 языках звукописательно передается при помощи 10 разных фонологических систем, то появляется 10 звуковых картинок § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие, а не одна.

Все же систематик лицезреет собственный долг в том, чтоб выделить еще сохранившийся при всем этом остаток верности явлению и все произнесенное выше, другими словами всю группу наименований шумов в широком смысле § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие слова, осмыслить с этих позиций. Во всех заглавиях шумов находится большая либо наименьшая доза верного явлению (erscheinungstreu) проигрывания. Другим образом обстоит дело со существенно более широким по объему классом явлений § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие, в случае которых, согласно природе вещей, с самого начала речь может идти только о реляционной верности изображения. Слова типа baumeln «висеть покачиваясь, болтать ногами», «прогуливаться (без дела)», schlendern «слоняться», torkeln «нетвердо держаться на § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие ногах» schlottern «трястись», flimmern «мерцать», huschen «прошмыгнуть», wimmeln «кишеть», kribblen тесаться», krabbeln «копошиться» также примерно имитируют собственный объект. Но с помощью их не акустическое отображается на акустическое, а, напротив, неакустическое на акустическое § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие. Flimmern «мерцание», к примеру, — это оптический парадокс, а в случае kribbeln «кишеть» идет речь о тактильном ощущении. Эти слова воспроизводят виды движения и динамические образы. Они не относятся к свойствам специфичного § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие чувственного восприятия, а являются надспецифическими, так как соотносятся с данными, поступающими от нескольких органов эмоций. Это случаи aisdhta koina1 Аристотеля, и потому то, с чем мы тут имеем дело, мы называем не верным § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие явлению отображением, а «лишь» реляционно верным (либо гештальтно верным). Каждое вещественно верное отображение содержит огромную либо наименьшую дозу реляционно верного отображения, но не напротив. То, что мы тут гласили, не ново § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие; совсем корректно это было схвачено еще Вундтом. Но Вундт еще пользуется определениями «звукоподражание» (Schallnachahmung) и «звуковые картинки» (Lautbilder). С того времени психологами много изготовлено в области синестезии; тот, кто пожелает детально § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие проследить переходные явления меж верным явлению и реляционно верным отображениями, должен познакомиться с их плодами.

^ 6. Старенькые представления об удельном весе звукописания

Чему учит история языка? До самого ближайшего времени дело обстояло так, что оценка роли и § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие распространенности звукописания в значимой мере, по-видимому, зависела от вида мыслей исследователей. Романтики следовали за Гердером, а классики — за Лессингом. В наше время можно было бы надежды значительно продвинуть § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие этот вопрос в неких решающих моментах и вынести суждение из глубины души, при этом сразу по прямо обратным вопросам, которые уже поставлены и которые нужно ставить, а конкретно: как в наше время обстоит дело § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие с живописующим языком и как оно обстояло с самого начала. Тот, кто рассматривает ситуацию, исходя из той области, где конкретно он сам как говорящий еще сейчас свободнее всего может попытать свои силы § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие в словотворчестве, другими словами исходя из именования шумов, навряд ли повстречает возражения, если он для начала выскажет предположение, что этот метод словотворчества, по его воззрению, очень естествен и поэтому, возможно, очень стар. Ведь § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие немотивированно не выбирает, как нам понятно, ни одно человеческое существо; почему же выбор у старых создателей языка был должен быть в принципе немотивированным? А что все-таки находится поближе всего, как § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие не какого-нибудь рода подражание, если появляется потребность охарактеризовать новое при помощи новых голосовых реакций?

Издевки критика вау-вау-теории тот, кто так задумывается, тихо может парировать вопросом, в состоянии § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие ли этот критик сказать ему чего-нибудть более разумное. Рассуждения общего нрава, которыми мы до сего времени занимались, не ориентированы против этой догадки как такой; они ориентированы против очень доверчивого представления неких древних и современных § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие мыслителей, как будто таким макаром о «происхождении людского языка» сообщается нечто большее, чем наблюдения чисто наружного нрава, и как будто можно без проверки полагаться, что все назывные слова появились этим методом. Совершенно § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие напротив: если живописательные потенции средств людского голоса сравнить со структурным законом естественного языка и с препядствиями, которые эта структура воздвигает обильному применению живописания, то у мудрейшего выражения Лацаруса Гайгера, под которым § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие и сейчас, возможно, подпишутся еще многие историки языка, возникают новое истолкование и новое обоснование. Гайгер для индоевропейского языка констатирует, что у слов «лишь в сравнимо поздний период находится некая склонность приблизиться § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие к объектам, изображая их».

При всем этом имеется в виду тот факт, что «слова вроде Rabe «ворон», Krähe «ворона», Kuckuck «кукушка», donnern «громыхать», schwirren «жужжать» со временем стали звукоподражаниями, но что § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие у их корней нет таковой связи»1, Что все-таки из этого следует? Очень весело в обсуждениях прежних времен слышать один и тот же аргумент от приверженцев и врагов вау-вау-теории § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие. В дополнение к суждению Гайгера было бы несложно составить диалог в духе Платона, наполнив его высказывавшимися в литературе идеями, аргументами за и против, в каких каждый выделенный факт стает интерпретированным с обратных позиций. Если § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие Гайгер в новой истории языка обнаруживает склонность слов, живописуя приближаться к объектам, то его можно спросить, слетела ли эта склонность с неба либо она древнее явление, уже практически не распознаваемое нами. Естественно § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие, продолжает другой, но ты не умеешь верно мыслить, ибо конкретно отчуждение подтверждает мне то, что я желаю обосновать. Фактом будет то, что «корни» в том виде, в каком мы их знаем § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие и можем, согласно правилам тщательнейшей реконструкции, представить их, к примеру, в праиндоевропейском языке, представляются наилучшим знатокам их как неживописующие. Естественно, эти корешки сами являются продуктами развития; но что все-таки в их § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие развитии могло бы привести их к отчуждению от тенденции к живописанию, как не те же самые либо подобные нынешним преграды, которые уже тогда препятствовали свободному развитию звукописания и ограничивали его? Если б все § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие сводилось к живописанию, то оно не пропало бы, коль скоро оно уже было. Мы ставим точку, так как аргументация за и против хотя и шлифует остроумие, но никак не сближает врагов. Заместо § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие того чтоб продолжать углубляться в прошедшее, я желаю предоставить слово одному современному языковеду, который решился показать нам, как обстояло дело в самом начале.

^ 7. Исследования В. Эля. Причины обратного нрава

Индоевропеист из Фрайбургского института § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие в Швейцарии Вильгельм Эль, по его свидетельству, в течение 17 лет собирал «из приблизительно 1400 живых и мертвых языков всех 5 континентов» примеры, подтверждающие тезис: «По собственному происхождению все слова всех языков — это § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие или звукоподражательные слова (Schallwörter), или слова детского языка (Lallwörter), или слова-картинки (Bildwörter)»1.

«Мой путь к осознанию этого был последующим: начиная с лета 1915 г. я, оставив в стороне индоевропейские § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие языки, исходил из языков простых народов и нашел — совсем непроизвольно и ненамеренно — систему типов и семантические родословные деревья слов детского лепета и слов-картинок. Попутно я проводил разыскания в имеющейся лингвистической литературе и нередко § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие обнаруживал тут детали целого, которым я располагал; мои малыши как не сознающие этого испытуемые субъекты на практике показывали смешанные типы. Я ничего не изобретал, но только обнаруживал. Когда в 1915 г. я § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие вел поиск определенных форм звукописания в полинезийских языках, со мной вышло то же, что некогда, согласно Ветхому завету, случилось с юным Саулом: он направился на поиски отцовской ослицы — а отыскал царство» (Оеhl. Ор § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие. cit., S. 40).

Королевство разбито не на три, как можно было бы представить согласно первой цитате, а на две языкотворческие ситуации. 1-ая наблюдается в детской и порождает слова детского лепета (Lallw § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловиеörter), создающиеся все «время поновой в протяжении 5000 лет, которые мы в состоянии ретроспективно окинуть взором; 2-ая творческая ситуация порождает в жизни взрослых людей звукоподражательные слова и слова-картинки. Эль подтверждает надлежащими ссылками, что § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие о парадоксе детских слов писали еще древние грамматисты Фестус и Варрон, также отдельные языковеды.

«La Condamine (1745), „Митридат» Аделунга- отца, Бушман, Ваккернагель, Диц, Луббок, Кэрр, фон Габеленц, Тапполе, Кэртинг, Кречмер, Гатшет, Курци, Гисвейн, В.Шульце § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие, Вундт, Тромбетти, Мейер-Любке, Есперсен, Шрадер-Неринг, Вальде- Покорливы и многие другие, кто более либо наименее серьезно занимался детской речью и имеет в этом вопросе определенные награды, только частично лицезрели семантическое § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие расщепление таких образований, но совсем не поняли тонкостей их структуры» (Оehl. Ор. cit., S. 3).

Коллекция Эля, если можно довериться беглой оценке, существенно богаче, чем, к примеру, коллекция Бушмана и коллекция Кёлле § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие (Коelle. Vokabularien afrikanischer Sprachen), на которую ориентируется Вундт в собственной работе о языке (Wundt. Die Spache, I , S. 339f.). Тем решительно новым, что изготовлено им самим, Эль считает «семантическое родословное дерево § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие» и схему типов слов детского языка (О eh l. Rektoratsrede, S. 33 f. и 36 ff.). Семантическое дерево показывает, на какие вещи (лица и предметы) распространяются слова детского языка за пределами маленького мира детской. Именование средствами языка § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие малыша первыми получают: отец, мама, ребенок, материнская грудь, материнское молоко, рот, куколка; речь также идет о таких событиях, как saugen «сосать» (säugen «кормить грудью'), essen «есть», reden «говорить», wiegen § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие «баюкать», schaukeln «качать», liebkosen «ласкать», kitzeln «щекотать». Меж ними размещаются две группы служебных слов (Förmwörter) (sic!), а конкретно: междометия и указательные слова. Остановимся на этой первичной области.

Предложенная Элем § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие схема типов упорядочивает сами звуковые образования: А) обыкновенные вроде ра, ар, та, am, ta, па, ka, la, sa вкупе со всем, что можно из их получить методом известного метода редупликации; Б) смешанные типы вроде § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие pama, mapa и все другие вероятные комбинаторные образования.

«Эти обе системы, семантическое родословное дерево и в особенности система типов, в большинстве случаев смешанные типы, кажутся на 1-ый взор поразительными и неописуемыми § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие, даже умопомрачительными. Неуж-то такое может быть? Не является ли это просто игрой в буковкы? И если б все обстояло по правде так — почему же это ускользало в протяжении десятилетий от внимания исследователей? Ответ § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие на эти сомнения говорит: это вправду так!» (О eh 1, Ор. cit., S. 38),

Чувство создателя, что он таким макаром оказался на скользком пути, перед лицом профессионалов не нуждается ни в одном более серьезном § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие обосновании. Ведь если к тому же комбинаторно разнообразить и гласные, что практически наблюдается в детском языке, то перечень в предлагаемой Элем схеме типов будет включать, пожалуй, практически все вероятные в каком § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие-нибудь людском языке слоги, композиции из 2-ух и 3-х слогов. И тем исчезает возможность выделить — исходя из убеждений их звукового состава — слова детского языка в специфичный класс. Сам Эль не занимается этим, а § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие на базе сравнения производит некие свойства. Мне представляется, что при всем этом следовало бы выделить еще отчетливее момент редупликации, ибо ничто другое в детском языке не кидается так в глаза § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие, как повторение (два и поболее раз) 1-го и такого же слога в экспираторно целостном комплексе. Не так давно в моем институте мы кропотливо изучили продуктивные ситуации детского лепетания и все услышанное записывали на пластинки § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие; в последнее время мы сможем представить результаты кропотливого анализа этих материалов. У наших испытуемых (германских деток) мы нашли, к примеру, полное смещение ударения; они все начинают гласить с ударением на § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие последнем слоге, но в протяжении нескольких месяцев все, как один, перемещают его вперед: на 1-ый слог в двусложных образованиях и очень нередко на 1-ый слог в трехсложных образованиях, количество которых меньше, чем более § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие употребительных двусложных образований. Но это только попутное замечание. Вопрос о «словах» детского лепета можно и должно поставить на точную экспериментальную базу. Но в согласовании с проводившимися и ранее наблюдениями над детками § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие и с суждениями Эля уже сейчас можно сказать, что звукоподражательные слова (Schallwörter) точно не являются первыми в формирующемся словарном припасе малыша.

В особенности обширно в коллекции Эля представлены звукоподражательные слова. Уже 1-ая обзорная § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие таблица разграничивает более 30 предметных областей, в каких звукоподражательные слова часто встречаются во всех языках. Материал первых 9 областей презентируется и дискуссируется в серии статей в журнальчике «Anthropos»1. Эль начинает описание со § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие слов со значением «кашлять» (husten) и доходит в девятом разделе только до keuchen «тяжело дышать», hauchen «выдыхать, дуть», atmen «дышать», schnauben «пыхтеть», blasen «дуть», pfeifen «свистеть»; в классах, которые Эль обещает дальше обрисовать § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие, список разрастается до слов, обозначающих «душу» (Seele), «дух» (Geist), «чувство» (Sinn), «разум» (Verstand). То, что мы встречаем «душу» в компании слов, обозначающих дыхание и внеязыковые дыхательные шумы, не очень умопомрачительно § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие; и кое-что посреди verba dicendi, к которым, по Элю, относятся слова schreien «кричать», kreischen «визжать», schelten «ругаться», rufen «звать, кричать», singen «петь», prahlen «хвастать (ся)», loben «хвалить», jammern «скулить», sprechen «говорить», reden § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие «говорить», plaudern «болтать», plappern «тараторить» (24-й класс), можно было ждать. Почему естественные шумы шагов человека и животных типа traben (trapp!) «трусить (топ-топ!)», Galopp «галоп» (из французского языка), trippeln «семенить», stapfen «топать», также воспринимаемая § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие как вторично звукописующая группа «шаг» (Schritt und Tritt) и «топать» (trampeln) не приводятся (либо еще не приводятся), осознать нереально. Точно так же после атмосферных шумов wehen «веять», Wind «ветер § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие» мы не обнаруживаем шумов воды plätschern «журчать», plantschen «плескаться», schwabbeln «хлюпать». Я считаю, коль скоро уж на базе звуковых восприятий составляется инвентарь то следовало бы исчерпывающе использовать эту координационную схему, также стремиться к § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие полноте инструментария.

Не плохое представление о мастерской Эля дает, к примеру, заключение в § 5 относительно слов Räuspern «покашливание», Schleim «слизь, мокрота». Spucken «плевание», Speichel «слюна», которое говорит:

«Кроме 3-х согласных § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие s, p и t, также их вариантов и их переменной последовательности, в-4-х, в качестве структурного элемента выступает гуттуральная черта в словах Spucken «плевание», Speichel «слюна», Schleim «слизь, мокрота», Räuspern «покашливание § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие», при этом к шипящей дентальной и к проточно-губной характеристике (для окончания выплевывания) добавляется гуттуральная черта для процесса удаления мокроты методом покашливания. Слово с 4-мя звукописующими элементами такового типа, по-видимому, должно было бы показывать § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие весь процесс от покашливания до отхаркивания. Но, как можно судить, четырехэлементные образования такового рода не есть. Но трехэлементные образования, другими словами состоящие из гуттурального и каких-то 2-ух звуков из тройки s § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие, p и t, встречаются, еще более двухэлементных, другими словами смешанных, типов из гуттурального +s, либо +р, либо +t и наоборот» (Оehl. Op.cit., S. 421).

Как следует, мы узнаем, что в § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие принципе фактически все согласные употребляются для построения слов нареченной группы. Полностью понятно, ведь сам объект, имитируемый звук, в акустическом отношении очень сложен и для собственного проигрывания просит работы всех частей артикуляционного аппарата § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие, от горла до губ; почему бы одному языку не воспроизводить, звукописуя, один момент, а другому языку — другой момент либо иную фазу целого? Ведь если о передразнивающих учениках и об учителе было сказано: «Wie er § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие sich räuspert und wie er spuckt, das habt ihr glücklich abgeguckt» (дословно: «Как он покашливает и поплевывает, это вы подсмотрели'),— то и от настолько различных в структурном § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие отношении языков навряд ли можно ждать чего-либо другого, не считая того, что они при звукописании подчеркивают различное во всех 30 классах Эля и за их пределами. С этим пока все ясно. Но § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие непредотвратимо появляется вопрос методического нрава: можно ли в этом случае, когда всем группам согласных приписываются живописательные потенции, поставить, исходя из звукового вида, какой-нибудь другой диагноз, не считая однотипного — «звукоподражательное слово»? Уязвимым пт всех диагнозов § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие Эля всегда остается то, что животрепещуще в его споре со Штейнталем. Я привожу это место:

«Совершенно неверным является утверждение Штейнталя, что „недочет теории звукоподражания состоит в том, что она предлагает § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие конститутивный принцип, не будучи

регулятивной. В наилучшем случае она может быть доказана этимологией, но не может направлять последнюю»«. А в сноске говорится: «Далее я должен отметить, что все пробы доказать звукоподражание, исходя из дальних от § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие нас языков, к примеру языков негров, австралийцев, поэтому являются непонятными, что мы знаем эти языки исключительно в их современном состоянии. Мы можем ориентироваться лишь на древние культурные языки, так как только они § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие основательно исследованы с исторической точки зрения». Это ответ Штейнталя на вопрос, который он ранее поставил на с. 115: «Важный для сравнительно-исторической грамматики вопрос заключается в том, можно ли звукоподражание использовать для разъяснения § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие звукового сходства слов различных языковых семей».

Эль отвечает последующим образом: «Штейнталь поставил неплохой вопрос, но отдал на него нехороший ответ. Наша работа должна послужить убедительным подтверждением, что звукоподражание и т § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие.д. является не только лишь конститутивным принципом естественного глоттогонического процесса, но также регулятивным, эвристическим принципом этимологических изысканий. Чтоб отклонить скептицизм Штейнталя, пока довольно, пожалуй, последующей констатации. Основательно изученные с исторической точки зрения культурные § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие «языки», на которые собирается опираться Штейнталь, содержат огромное количество относящихся к различным периодам звукоподражательных слов и «слов» детского лепета. Эти слова мы можем точно проследить в протяжении многих веков, даже § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие 1000-летий в их звуковом развитии: их значимая часть достаточно рано подвергается закономерным процессам звукового выветривания и утрачивает, таким макаром, ввиду конфигурации формы, а нередко и в итоге семантических конфигураций собственный начальный звукоподражательный нрав; в то § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие же время значимая часть вопреки всем звуковым законам (поточнее: будучи ими не достаточно либо совершенно не затронутыми) нередко поразительно ясно сохраняет собственный звукоподражательный нрав в протяжении на уникальность долгого периода времени. Этот § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие тезис об стойкости очень многих звукоподражательных образований (и вообщем слов!) документированно можно обосновать только для индоевропейских, семитских, египетских, урало-алтайских и т.д. областей, но он по необходимости справедлив для § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие всех языков, в том числе и для не так давно открытых. Как следует, если мы обнаруживаем в ведийском, либо в хинди, либо в каком-нибудь не так давно открытом папуасском языке с акустической § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие точки зрения очевидно звукописующее слово, то мы вправе сразу трактовать его с высочайшей степенью вероятности как звукоподражательное независимо от того, существует оно в данном языке всего одну сотку либо уже § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие многие сотки лет. Имеет только второстепенное значение, существует та либо другая звукоподражательная единица в языке 30, либо триста, либо три тыщи лет — если мы можем распознать ее как таковую! Пока довольно. О деталях и § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие о вероятных источниках ошибок (о «ложных типах») мы побеседуем позднее» (Оehl. Ор. cit.. S. 581 f.— выделено мною. — К.Б.).

Не вызывает колебаний, что в итоге длящихся десятилетиями занятий со настолько кропотливо собранной коллекцией слух § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие становится утонченным; но сразу с утончением слухового восприятия усиливается и возможность услышать отсутствующее, и у критика — даже при самом доброжелательном отношении к Элю — не может не зародиться такое же колебание, какое — в § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие духе Штейнталя — испытывает, нужно считать, каждый спец. А что, если предложить изучить всю коллекцию снова, но под новым углом зрения, чтоб отогнать такового рода сомнения? Эль ведь собрал из 1000 завлеченных им языков § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие таковой широкий материал, что он мог бы провести сравнение систем и при всем этом не стремиться обосновывать, как это делалось до этого, что, к примеру, гуттуральная черта живописует нечто в § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие тыщах обсуждаемых слов. Нет, по моему воззрению, сейчас было надо бы действовать по другому; так, для отлично поддающихся отграничению предметных областей, скажем, для заглавий (внеязыковых) дыхательных шумов человека, для заглавий шумов, производимых передвигающимися § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие людьми и животными либо для видов походки, вычленить системы для каждого языка в отдельности. Ведь было бы любопытно выяснить, как системно организованы подобные группы, допустим в языке А так, а в языке В § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие малость по другому. В тех случаях, когда отсутствуют надежные аспекты поддающейся обозрению истории языка, теоретик должен подыскать достаточную подмену. Сравнение систем и вынесение на его базе суждений о соответствующих техниках § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие живописания здесь и там — это пока единственная доступная цель исследования, которую я для себя могу представить как подмену отсутствующих исторических данных. Если исходить из германского языка, сразу появляется, к примеру, вопрос, во всех ли § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие языках живописание осуществляется, как в германском, смешанными вокалическо-консонантными средствами. Гласные в германских заглавиях таких шумов, как brummen «(глухо) ворчать», summen «гудяще жужжать», surren «гудеть», в сопоставлении с klireen «дребезжать § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие», schwirren «пролетать со свистом», bimmeln «бренчать, трезвонить», schrill «пронзительный», без всякого сомнения, не иррелевантны; как обстоит дело в других языках и в семьях языков? Есть ли такие языки, в каких живописание § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие осуществляется в большей степени консонантными средствами, либо, напротив, такие, в каких употребляются для этого в главном вокалические средства, и как вообщем может быть? В нашем случае довольно показать конец одной-единственной нити Ариадны; и § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие, невзирая на старания Эля, вся область звукоподражательных слов стает пред нами как совсем неразгаданный лабиринт.

Еще определеннее, как мне представляется, результаты одной маленькой специальной работы Эля и все его пробы классификации, опирающиеся на § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие ту же методическую базу; я имею в виду менторский сравнительный обзор заглавий таковой увлекательной группы живых созданий, как бабочки1.

«Названия мотыльковых (Рарiliо-Wörter) — это слова-картинки. по другому § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие говоря, с помощью их, используя определенные языковые средства, подходящие сочетания звуков, стремятся обозначить определенное, бросающееся в глаза, и только бросающееся в глаза, явление в мире животных. Издавна было подмечено, что такие слова, в § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие особенности пестрый ряд германских диалектных форм, содержат очевидную редупликацию и что удвоение слогов изображает постоянное поднимание и опускание крылышек летящей бабочки» (Oehl op. cit., S.76). Предшественником в данном вопросе можно считать § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие Ренварда Брандштеттера, который в собственной работе «Редупликация в индейских, индонезийских и индоевропейских языках»2 доказательно приводит около 14 «звукоподражательно-редуплицированных образований» из совсем разных языковых групп. Коллекция Эля необыкновенно расширяет кругозор и приводит к § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие процитированному одному результату. Не считая того, приводится убедительное обоснование.

«Бесчисленные редуплицированные наименования мотыльковых некогда были осмысленными, полнозначными: удвоение неких легких слогов должно было символизировать легкое порхающее движение обоих крылышек бабочки. Но все эти формы § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие вроде рере, pepele, lepepe и т.п. не были этимологически связаны с языком, они были вроде бы чужеродными вкраплениями. Это первоначальное особенное положение было все таки стерто — то стремительно, то медлительно — 2-мя § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие новациями: действием звуковых законов и переосмыслением на почве народной этимологии, часто тем и другим сразу. Разъедающему, «выветривающему» воздействию звуковых законов подвержено каждое слово, если оно длительное время существует в языке § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие, а вероятные при всем этом конфигурации вида слова, как понятно, бесчисленны» (Oehl. Ор. cit., S. 80).

Довольно начать с этого, чтоб полностью понять силу структурных законов языка, противодействующих принципу живописания. Ведь выражение «выветривающее § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие» воздействие звуковых законов — это только образ, это положение вещей, увиденное с берегов догадки живописания. То, что лежит на стороне тенденций, противодействующих живописанию, и что вызывает выветривание и однозначность и управляет ими, представляет § 13. ЗВУКОПОДРАЖАТЕЛЬНЫЙ (ЗВУКОПИСУЮЩИЙ) ЯЗЫК - Предисловие собой не что другое, как специфику людского языка. Структурная модель, которая не находится в живописании, была найдена нами в сфере других, применяемых человеком, репрезентативных средств.


-2-vizantiya-uchebnoe-posobie-ivanovo-2003-udk.html
-2-yazikovie-priznaki-konfessiolekta-georgiya.html
-2-zakonodatelnoe-obespechenie-effektivnogo-ispolzovaniya-prirodnih-resursov46-doklad-soveta-federacii.html