§ 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ

§ 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. Внедрение АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ


Термин «аналогия» значит сходство 2-ух предметов22 (либо 2-ух групп предметов) в каких-то свойствах либо отношениях. Умозаключение по аналогии — один из самых § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ старых видов умозаключения, присущий людскому мышлению с самых ранешних ступеней развития.

Аналогия — умозаключение о принадлежности предмету определенного признака (т. е. характеристики либо дела) на базе сходства в признаках с другим предметом. В форме такового § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ умозаключения осуществляется приписывание предмету характеристики либо перенос отношений.

Средством аналогии осуществляется перенос инфы с 1-го предмета (модели) на другой (макет). Посылки относятся к модели, заключение — к макету. В аналогии меж § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Землей (модель) и Марсом (макет), зная, что на Земле существует жизнь, делаем вывод о том, что и на Марсе, возможно, есть жизнь.

Зависимо от нрава инфы, переносимой с од­ного предмета на § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ другой (с модели на макет), аналогия делится на два вида: аналогия параметров и аналогия отношений.

В аналогии параметров рассматриваются два единичных предмета

(либо два огромного количества однородных предметов, два класса), а пере­носимыми признаками § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ являются характеристики этих предметов. Схема аналогии параметров в классической логике такая:


Предмет ^ А обладает качествами а, b, с, d, e,f.

Предмет В обладает качествами а, b, с, d.

___________________________________________

Возможно, предмет В обладает качествами § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ е, f.


Примером аналогии параметров может служить аналогия симп­томов протекания той либо другой заболевания у 2-ух различных людей (два единичных предмета) либо у 2-ух групп людей (к примеру, взрослых § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ и деток). Исходя из сходства признаков заболевания (симп­томов), доктор ставит диагноз.

Аналогия параметров 2-ух предметов время от времени дает не только лишь правдоподобное, но даже достоверное заключение. К примеру, найдено, что § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ геологическая структура Южно-Африканского плоскогорья имеет много общего с геологической структурой Восточно-Сибирской платформы. В алмазных жилах Южной Африки находили голубоватый минерал. Случаем нашли таковой же голубоватый минерал в устье одной из § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ речек Якутии. Сделали по аналогии заключение, что, возможно, и в Якутии есть месторождение алмазов. Это заключение подтвердилось. Сейчас в Якутии осуществляется промышленная добыча алмазов23.

В аналогии отношений информация, переносимая с модели на § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ макет, охарактеризовывает дела меж 2-мя предметами. Пусть имеется отношение (aRb) и отношение (mR1n). Схожими, подобными выступают дела R и R1, но а не аналогично m, а b не аналогично n. Примером является § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ предложенная Резерфордом планетарная модель строения атома, которую он по­строил на основании аналогии дела меж Солнцем и пла­нетами, с одной стороны, и ядром атома и электронами, которые удерживаются на § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ собственных орбитах силами притяжения ядра, — с другой. Тут R — взаимодействие обратно направлен­ных сил — сил притяжения и отталкивания — меж планетками и Солнцем, а R1 — взаимодействие обратно направлен­ных сил — сил притяжения и отталкивания — меж ядром § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ато­ма и электронами.

Не считая деления на два вида — аналогия параметров и аналогия отношений — по нраву выводного познания (по степени достове­рности заключения) умозаключения по аналогии можно поделить на три § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ вида: 1) строгая аналогия, дающая достоверное заключе­ние; 2) нестрогая аналогия, дающая возможное заключение; 3) неверная (вульгарная) аналогия, дающая неверное заключение.


^ Строгая аналогия

Соответствующим признаком, отличающим строгую аналогию от нестрогой и неверной, является наличие § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ нужной связи общих признаков с переносимым признаком. Схема серьезной аналогии такая:

Предмет ^ А обладает признаками а, b, с, d, e.

Предмет В обладает признаками а, b, с, d.

Из совокупы признаков а § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ, b, с, d нужно следует е.

______________________________________________

Предмет В непременно обладает признаком е.


Если из совокупы признаков М={а, b, с, d} закономерно, нужно следует признак е, то эту зависимость можно запи­сать так § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ:



(Тут— символ вывода.) Структура серьезной аналогии подобна структуре правила modus ponens условно-категорического умозаключения и потому дает достоверный, а не правдоподоб­ный вывод.

Строгая аналогия применяется в научных исследовательских работах, в математических § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ подтверждениях. Так, к примеру, формулиров­ка признаков подобия треугольников базирована на серьезной анало­гии. «Если три утла 1-го треугольника равны трем углам другого треугольника, то эти треугольники подобны» (подо­бие — вид аналогии).

На § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ свойствах умозаключения по серьезной аналогии основан способ моделирования. Научные аналогии позволяют использо­вать имеющийся к истинному времени опыт, при всем этом не считая формально-логических принципов проведения аналогий необхо­димо учесть и § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ методологическое требование конкретности правды, рассмотрения явления в конкретно-исторической обста­новке.

При овладении управляемой термоядерной реакцией и созда­нии термоядерной энергетики люди получат фактически неог­раниченные топливные ресурсы. В природе высокотемпературная § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ плазма в естественном виде существует в атмосфере звезд. «Для управляемого термоядерного синтеза нужно необыкновенное в земных критериях солнечное вещество — водородная плазма с температурой около 100 миллионов градусов. На Солнце она удерживается гравитационным § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ полем, а на Земле ее можно дер­жать в послушании магнитным полем. Но ведь по воздействию на частички плазмы магнитное поле совсем не похоже на гравитационное...»24

Ученые нашей страны предложили метод решения этой про § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ­блемы. Сделанная ими теория равновесия и стойкости плаз­мы уже применяется при проектировании термоядерных устано­вок.


^ Нестрогая аналогия

В отличие от серьезной аналогии нестрогая аналогия дает не достоверное, а только возможное заключение § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ. Если неверное сужде­ние обозначить через 0, а правду — через 1, то степень вероят­ности заключений по нестрогой аналогии лежит в интервале от 1 до 0, т. е. 1>Р(а)>0, где Р (а) — обозначение вероятности § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ заключения по нестрогой аналогии.

Примерами нестрогой аналогии являются, а именно, следу­ющие: испытание модели корабля в бассейне и заключение о том, что реальный корабль будет владеть теми же характеристи­ками, испытание прочности моста § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ на модели, потом построение реального моста. При серьезном выполнении всех правил постро­ения и тесты модели этот метод умозаключения может приближаться к серьезной аналогии и давать достоверное заключе­ние, но почаще заключение бывает возможным § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ. Разница в мас­штабах, меж моделью и макетом (самим сооружением) время от времени бывает не только лишь количественной, да и высококачественной. Так же не всегда можно учитывать различие меж лабораторными критериями тесты § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ модели и естественными критериями рабо­ты самого сооружения, в итоге чего появляются ошибки.

Для увеличения степени вероятности заключений по нестро­гой аналогии следует выполнить ряд критерий:

1) число общих признаков должно § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ быть может быть огромным;

2) схожие признаки должны быть существенными. Аналогия на базе сходства несущественных признаков типична для ненауч­ного и детского мышления. К примеру, детки могут съесть ядови­тые ягоды на базе их § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ наружного сходства со съедобными;

3) общие признаки должны быть по способности более раз­нородными; 4) нужно учесть количество и существен­ность пт различия. Если предметы различаются в сущест­венных признаках, то заключение § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ по аналогии возможно окажется неверным; 5) переносимый признак должен быть такого же типа, что и схожие признаки.


^ Неверная аналогия

При нарушении обозначенных выше правил аналогия может дать неверное заключение, т. е. стать неверной. Возможность § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ заключения по неверной аналогии равна 0 (Р (а) = 0). Неверные аналогии время от времени делаются специально, с целью ввести противника в заблуждение, тогда и они являются софистическим приемом, в других случаях они делаются случаем § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ, в итоге неведения правил постро­ения аналогий либо отсутствия фактических познаний относительно предметов А и В и их параметров, на основании которых осуществля­ется аналогия.

Схожую ошибку совершали в XIX в. сторонники § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ вульгар­ного материализма Л. Бюхнер, К. Фохт и Я. Молешотт, которые, проводя аналогию меж печенкой и мозгом, утверждали, что мозг выделяет идея так же, как печень выделяет желчь.

Обобщим произнесенное о серьезной, нестрогой и § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ неверной аналоги­ях. Если ^ Р (а)=1, т. е. заключение выходит достоверным, то это будет строгая аналогия. Если 1 > Р (а) > 0, т. е. заключение будет возможным, то это будет нестрогая аналогия. Если Р § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ (а) = 0, т. е. заключение — неверное суждение, то это будет неверная анало­гия.

Итак, рассмотрены три вида аналогии зависимо от хара­ктера выводного познания, т. е. по степени достоверности заключе­ния: получено § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ настоящее заключение, определенная степень веро­ятности заключения либо неверное заключение. Вероятностные за­ключения тем ценнее, чем их возможность поближе к 1 (правде).

Мы полагаем, что это деление на три вида зависимо от степени достоверности § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ заключения можно проследить и на ин­дуктивных умозаключениях, а позже, в теме «Гипотеза», — и на догадках.

В теме «Гипотеза» мы увидим, что есть догадки, превращающиеся в научную теорию, возможность таковой догадки равна § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ 1; степень вероятности других гипотез 1 >Р (a)>0; вероят­ность неверных гипотез, которые являются неверными суждениями либо неверными теоретическими построениями, равна 0 (т. е. P(а) = 0).


^ Внедрение аналогий в процессе обучения

Аналогии употребляются на уроках по всем школьным § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ дисцип­линам. Мы приведем только некие примеры использования аналогий на уроках истории, физики, астрономии, биологии, арифметики.

На уроках истории учащиеся повстречаются с применением ис­торических параллелей и аналогий. В науке встречается много § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ аналогий: одни из их дают настоящие заключения, другие — неверные; последние аналогии построены с нарушением логичес­ких правил. Примером неверной аналогии является аналогия Г. Спенсера, который в классовом обществе выделял разные административные § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ органы и считал их функции подобными тем, которые появляются при разделении функций меж ор­ганами живого тела.

Неверные аналогии часто встречаются в мышлении. Напри­мер, некие считают, что если разбить зеркало § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ, то будет несчастье; если перед охотой проткнуть чучело зверька, то охота будет успешной и т. д.

На уроках физики употребляются в главном строгие анало­гии, дающие настоящее заключение. Понятно, что единство при § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ­роды находится в «поразительной аналогичности» диффе­ренциальных уравнений, относящихся к различным областям явлений. В физике такие подобные явления очень часты. В качест­ве примера можно привести корпускулярно-волновые характеристики света и подобные характеристики § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ электронов. Другой пример. Закон Кулона, определяющий силу электростатического взаимодейст­вия 2-ух недвижных друг относительно друга точечных заря­дов q 1 и q 2 , расстояние меж которыми r, выражается формулой



Этот закон формулируется так: «Сила электростатического § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ взаимодействия меж 2-мя недвижными точечными заряда­ми прямо пропорциональна произведению их величин и назад пропорциональна квадрату расстояния меж ними». Коэффици­ент к находится в зависимости от выбора единиц и параметров среды, в какой § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ осуществляется это взаимодействие зарядов.

Аналогичной формулой выражается закон глобального тяготе­ния Ньютона:

Меж 2-мя телами, массы которых m1 и m2, находящимися друг от друга на расстоянии г, действуют равные силы § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ обоюдного притяжения, величина которых пропорциональна произведению масс и назад пропорциональна квадрату расстояния меж ними; у — коэффициент пропорциональности, либо гравитацион­ная неизменная.

Тут мы лицезреем строгую аналогию, в какой переносимыми признаками являются § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ не характеристики, а дела меж различными объектами (электронными зарядами и массами вещества), выра­женными аналогичной структурой формул.

На уроках физики учитель показывает применение и не­строгих аналогий. Примеры нестрогих аналогий в физике § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ много­численны. Нередко наблюдается воззвание к старенькым идеям при разработке новейшей техники. В текущее время, к примеру, опять начинают применяться парусные суда и дирижабли. Но ис­пользование старенькых мыслях происходит на новеньком уровне, а поэтому § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ тут может иметь место только очень отдаленная аналогия. За последние 20 лет спутники связи вытеснили подводные средства, но планируется прокладка нового подводного кабеля для связи меж Европой и Америкой; он § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ будет построен на световодах. В новейших часах снова появился циферблат со стрелкой (а не с цифровой индикацией), но это не та стрелка, к которой мы привыкли, а только ее электрический аналог: бегущие § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ стрелки — это меняющееся изображение.

Внедрение аналогий в процессе обучения осуществляется и на уроках астрономии. Ах так обрисовывает открытия Г. Галилея Д. Пойа: «С помощью собственного только-только придуманного телеско­па он открыл § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ спутников Юпитера. Он увидел, что эти спутники, обращающиеся вокруг планетки Юпитер, подобны Луне, об­ращающейся вокруг Земли, также подобны планеткам, об­ращающимся вокруг Солнца. Он открыл также фазы Венеры и подметил их сходство с фазами § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Луны»25.

В арифметике внедрение аналогий имеет свои особенности. В качестве метода подтверждения может употребляться только строгая аналогия. Функции нестрогой аналогии более многообраз­ны. В особенности нередко она используется при § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ решении однотипных задач. Арифметические, алгебраические и геометрические задачки разделяются на свои типы, виды и подвиды, решение этих задач либо подчиняется определенному методу, либо происходит по аналогии с другими уже решенными задачками (таковы § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ задачки на бассейны, движение, составление уравнений, геометрические задачки с применением тригонометрии либо без нее и т. д.).

Аналогия в арифметике употребляется тогда, когда, пытаясь решить предложенную задачку, мы ищем другую, более ординарную § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ. К примеру, при решении задачки из стереометрии мы находим схожую задачку в планиметрии; а именно, решая задачку о диагонали прямоугольного параллелепипеда, мы обращаемся к задачке о диагонали прямоугольника.

Меж элементами 2-ух систем, S § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ и S', может существовать однозначное соответствие (называемое изоморфизмом). Если за S принять стороны прямоугольника, а за S' — грани прямо­угольного параллелепипеда, то изоморфизм (аналогия) меж ними будет в том, что дела § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ меж сторонами прямоуголь­ника сходны с отношениями меж гранями параллелепипеда: любая сторона прямоугольника параллельна и равна одной из других его сторон и перпендикулярна остальным, а любая грань прямоугольного параллелепипеда параллельна и равна одной § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ из его граней и перпендикулярна остальным.

Можно строить аналогии и меж другими фигурами на плоскости и в пространстве: треугольником и пирамидой, парал­лелограммом и призмой. В преподавании арифметики аналогия употребляется и в § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ таковой функции. Дается аксиома: «Четыре диаго­нали параллелепипеда имеют общую точку, являющуюся середи­ной каждой из них». Ставится вопрос: «Существует ли более обычная подобная аксиома?» Таковой же вопрос ставится и в от­ношении последующих § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ теорем: «Сумма всех 2-ух плоских углов трехгранного угла больше, чем 3-ий тонкий угол» и «Если две прямые в пространстве пересекаются 3-мя параллельными плоскостями, то надлежащие отрезки пропорциональны»26. Учащимся даются задания на подбор § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ не только лишь подобных теорем, да и подобных понятий: «Рассмотрите тетраэдр как тело, аналогичное треугольнику. Перечислите понятия пространственной геометрии, подобные последующим понятиям плоской геометрии: параллелограмм, прямоугольник, квадрат, биссект­риса угла»27.

В § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ геометрии имеется аналогия меж кругом и шаром. Суще­ствуют две подобные аксиомы: «Из всех плоских фигур равной площади меньший периметр имеет круг» и «Из всех тел равного объема меньшую поверхность имеет § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ шар». Д. Пойа пишет: «...сама природа размещена в пользу шара. Дождевые капли, мыльные пузыри, Солнце, Луна, наша Земля, планетки шарообразны либо практически шарообразны»28.

Д. Пойа приводит смешную аналогию и из области биоло­гии § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ: когда в прохладную ночь кот приготовляется ко сну, он поджимает лапы, свертывается и таким макаром делает свое тело как может быть шарообразным, разумеется, для того, чтоб сохранить тепло, сделать наименьшим его выделение § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ через поверхность собственного тела. «Кот, — продолжает Д. Пойа, — не имеющий ни мельчайшего намерения уменьшить собственный объем, пыта­ется уменьшить свою поверхность. Он решает задачку о теле с данным объемом и § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ меньшей поверхностью, делая себя может быть более шарообразным»29.

Эту аналогию можно использовать как на уроках математи­ки, так и на уроках биологии. Можно также привести аналогии дела, на базе которых строятся заключения § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ в бионике. Бионика занимается исследованием объектов и процессов живой при­роды с целью использования приобретенных познаний в новой технике. Приведем три примера. Летучая мышь при полете ис­пускает ультразвуковые колебания, потом улавливает их отраже § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ­ние от предметов, безошибочно ориентируясь в мгле: обходит ненадобные ей предметы, чтоб не наткнуться на их в полете, находит нужные, к примеру насекомых либо место, где она желает сесть, и т. д § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ. Человек, используя этот принцип, сделал радиоло­каторы, обнаруживающие и определяющие положение объектов в всех метеорологических критериях. Построены ма­шины-снегоходы, принцип передвижения которых взят у пингвинов. Используя аналогию восприятия медузой инфразву § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ­ка с частотой 8—13 колебаний за секунду (что позволяет медузе заблаговременно распознавать приближение бури по штормовым инфра­звукам), ученые сделали электрический аппарат, предсказыва­ющий за 15 часов пришествие шторма. Приведенные в этом разделе примеры, также § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ примеры, которые учитель подберет по собственной школьной дисциплине, посодействуют раскрыть перед учащимися эвристические функции умозаключений по аналогии.


^ Задачки к теме «Умозаключение»

I. Даны три посылки: а) если целое число оканчивается на 0 либо § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ на 5, то оно делится на 5; б) данное число делится на 5; в) данное число не оканчивается на 0. Вытекает ли из этих посылок логичес­кое следствие, что число оканчивается на 5?

II. Выстроить конкретные умозаключения — превраще § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ­ние, воззвание и противопоставление предикату суждений: а) «Все всераспространенные предложения имеют второстепенные члены»; б) «Некоторые подлежащие выражаются местоиме­ниями в именительном падеже»; в)-«Ни одна медуза не яв­ляется § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ одноклеточной»; г) «Некоторые летчики — космонав­ты».

III. Обосновать 3-мя методами: по особенным правилам фигур, по модусам, по правилам категорического силлогизма, — являются ли приведенные ниже категорические силлогизмы правильными, а заключение — настоящим суждением.

1. Все волки плотоядные. 2. Все § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ кинотеатры нуждаются в проветривании.

Это животное хищное. Это помещение не является кинотеатром

______________________ ________________________________________

Это животное волк.

3. Всякая кража карается

законом. Это помещение не нуждается в проветривании.

Угон автомобиля есть кража.

4. Все металлы — твердые § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ тела.

-—------------------------ Ртуть — металл.

Угон автомобиля карается законом. __________________

Ртуть — жесткое тело.


IV. Вернуть последующие энтимемы до полного категоричес­кого силлогизма.

1. Все представители отряда хоботных — млекопитающие, потому что хоботные вскармливают детенышей молоком § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.

2. Должностные лица должны в установленные сроки рас­сматривать предложения и заявления людей, давать на их ответы и принимать нужные меры, а В. С. Петров — должностное лицо.

3. Все хвойные деревья нуждаются во влаге, потому и ель § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ нуждается во влаге.

V. Найти вид умозаключения, выстроить схему, написать формулу и обосновать, что она тождественно-истинна.

1. Существительное есть самостоятельная часть речи. Собственное имя есть существительное. Заглавие городка есть собственное имя. Заглавие § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ столицы есть заглавие городка. «Рим» — заглавие столицы.

________________________________

«Рим» есть самостоятельная часть речи.


2. Углеводороды есть органические соединения. Метан — углеводород.

Метан — органическое соединение.

Органические соединения изучает органическая химия.

Метан — органическое соединение.

________________________________

Метан § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ изучает органическая химия.


3. Все цветки — цветочки.

Все цветочки — растения.

Все растения употребляют для питания углекислый газ атмосферы и выделяют в нее кислород.

Все растения, использующие для питания углекислый газ атмосферы и выделяющие в § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ нее кислород, содержат хлорофилл.

______________________________

Все цветки содержат хлорофилл.


4. Все, что просит мужества и героизма, есть подвиг.

1-ый полет человека в космос добивался мужества и героизма.

1-ый полет человека в космос есть подвиг § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ.

Подвиги бессмертны.

1-ый полет человека в космос есть подвиг.

____________________________________________

1-ый полет человека в космос бессмертен.


VI. Вернуть эпихейремы, приведенные ниже.


1. Все млекопитающие — организмы, потому что все млекопитающие дышат кислородом.

Все мортышки — млекопитающие, потому § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ что они подкармливают детенышей молоком.

______________________

Все мортышки — организмы.


2. Добросовестное и беспристрастное отношение человека к для себя заслуживает почтения, потому что оно высоконравственно.

Самокритика выражает добросовестное и беспристрастное отношение человека § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ к для себя, потому что самокритика есть правдивое признание человеком собственной ошибки.

__________________________________

Самокритика заслуживает почтения.


3. Все растения — организмы, потому что все растения питаются.

Все кусты — растения, потому что они владеют свойством фотосинтеза.

Все § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ кусты — организмы.4. Всякое грех карается законом, так как оно общественно небезопасно. Грабеж есть грех, потому что грабеж — это открытое хищение личного имущества людей.

_________________________

Грабеж карается законом.


5. Закаливание организма приносит пользу, потому что закаливание организма § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ есть профилактика заболеваний.

Утренняя гимнастика есть закаливание организма, потому что утренняя гимна­стика крепит здоровье.

__________________________________

Утренняя гимнастика приносит пользу.


VII. Найти вид умозаключения, написать формулу, дока­зать, является ли она законом § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ логики.


1. Если животное млекопитающее, то оно относится к типу хордовых.

Это животное не является млекопитающим.

____________________________________________

Это животное не относится к типу хордовых.


2. Если на металле появились следы ржавчины, то началась § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ коррозия.

Коррозия не началась.

______________________________________

На металле не появились следы ржавчины.


3. Если должностное лицо получает взятку, то оно совершает грех.

Данное должностное лицо не получает взятку.

_______________________________________________

Данное должностное лицо не совершает грех.


4. Если эта § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ машина — бензиновый двигатель, то она является тепло­вым движком.

Если эта машина является термическим движком, то в ней горючее сжига­ется снутри цилиндра.

Если эта машина — бензиновый двигатель, то в ней горючее § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ сжига­ется снутри цилиндра.

5. Если жизнь тебя околпачит, не грусти, не сердись (А. С. Пушкин.) Жизнь тебя околпачила.

________________________________

Ты не грусти, не сердись.


VIII. Постройте условно-категорическое умозаключение, первой посылкой которого является последующее выражение § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ И. В. Гёте: «Если хочешь, чтоб твои наставления оказывали влияние вправду благотворно на твоих учеников, остерегай их от никчемных познаний и неверных правил»30.

IX. Придумайте умозаключение, построенное по формуле

X. Постройте условно-категорическиеумозаключения § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ на базе последующих российских пословиц:

Кто в жеребцы пошел, тот и воду вези.

Кто ест скоро, тот и работает споро.

Кто другому яму копает, тот сам в нее попадет.

Кто § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ грамоте горазд, тому не пропасть.

Куй железо, пока жарко.

Куда жеребец с копытом, туда и рак с клешней.

Нежный теленок 2-ух маток сосет.

Лбом стенки не прошибешь.

XI. Постройте условно-категорические умозаключения на § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ базе последующего сложного суждения: «Попробуй-ка обучить состра­дать, если человек с юношества не мучился, если опасается даже самой малой боли, пустячного неудобства и если его всю жизнь пре­дохраняли § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ от сострадания» (С. Алексеев).

1-ая условная посылка этого умозаключения такая: «Если человек с юношества не мучился, опасается даже самой малой боли, пустячного неудобства, его всю жизнь защищали от соболезнования, то попробуй-ка обучить этого § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ человека состра­дать». Формула этой посылки:

Сформулируйте вторую посылку и заключение.

XII. Приведем пример рассуждений Шерлока Холмса из рас­сказа «Пестрая лента»:


«В ее остановившихся очах был испуг, как будто у затравленного зверька § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ. Ей было не больше 30 лет, но в волосах уже поблескивала седина.

Шерлок Холмс окинул ее своим резвым всепонимающим взором.

— Вам нечего страшиться, — произнес он, нежно погладив ее по руке § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ. — Я уверен, что нам получится отстранить от вас все проблемы... Вы приехали утренним поездом.

— Разве вы меня понимаете?

— Нет, но я увидел в вашей левой перчатке оборотный билет. Вы рано встали, а позже, направляясь на § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ станцию, длительно тряслись в двуколке по гнусной дороге.

Дама очень вздрогнула и в замешательстве посмотрела на Холмса.

— Тут нет никакого чуда, боярыня, — произнес он, улыбаясь. — Левый ру­кав вашего жилета по последней § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ мере в 7 местах обрызган грязюкой. Пятна совсем свежайшие. Так окропиться можно исключительно в двуколке, сидя слева от кучера.

— Все так и было, — произнесла она».


Постройте два условно-категорических умозаключения, соот­ветствующих § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ структуревзяв за базу приведен­ные рассуждения Ш. Холмса.XIII. Обусловьте вид умозаключения, напишите формулу, до кажите, является ли она законом логики.


1. Фосфор бывает белоснежный и красноватый.

Этот фосфор не красноватый.

_________________________

Этот фосфор § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ является белоснежным.


2. Зависимо от масштаба карты разделяются на крупномасштабные, среднемасштабные, мелкомасштабные.

Эта карта не является ни крупномасштабной, ни среднемасштабной.

___________________________________

Данная карта — мелкомасштабная.


3. Зональные природные комплексы Восточно-Европейской равнины делятся на тундру § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ, лесостепь, тайгу, смешанные леса, степь, полупустыню.

Данная природная зона — тайга.

___________________________________________________________________________________________________________________Данная природная зона не является ни тундрой, ни лесостепью, ни смешанным лесом, ни степью, ни полупустыней, ни пустыней.


XIV. В «Словаре античности» в § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ статье «Шерсть» написано: «Шерсть. Служила в античности главным текстильным сырьем. Огромную часть шерсти давали овцы, хотя использовалась также козья и верблюжья шерсть... Шерсть получали методом стрижки пинцетными ножницами, пореже — выщипыванием»31. Постройте два разделительно § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ-категорических умозаключения, используя этот материал: а) на основании видов шерсти; б) на основании методов получения шерсти.

XV. Верно ли построены последующие два разделительно-категорнческих умозаключения? Если они построены неправильно» то § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ укажите, какая допущена ошибка.


1. Ученик в переводе предложения ошибся либо из-за неведения грамматики язы­ка, либо из-за отсутствия познаний о многозначности смысла переводимых слов.

Этот ученик ошибся в переводе § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ предложения из-за неведения грамматики языка.

______________________________________________________________________________________________________

Этот ученик не ошибся в переводе из-за отсутствия познаний о многознач­ности смысла переводимых слов.


2. Следствие по делу было проведено недостаточно квалифицированно, либо из-за неопытности § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ юного следователя, либо из-за отсутствия нужных документов, либо из-за погибели 1-го из потерпевших.

Следствие по делу проведено недостаточно квалифицированно не из-за не­опытности юного следователя и не из-за § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ погибели 1-го из потерпевших.

__________________________________________________________________________________________________________

Следствие по делу было проведено недостаточно квалифицированно из-за отсутствия нужных документов.


XVI. Обусловьте вид проблемы либо трилеммы, напишите фор­мулу.


1. Если я пойду лесом, то могу попасть в плен § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ, а если я пойду полем, то могу подорваться на мине.

Но я могу идти либо лесом, либо полем.

_______________________________________________

Я могу попасть в плен либо подорваться на мине.


2. Размышление человека § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ, потерпевшего во время шторма крушение поблизости скалистых берегов:

Если я поплыву к берегу, то я утону; если я поплыву к берегу, то меня разобьет о прибрежные горы; если я поплыву к берегу § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ, то меня съедят акулы.

Я не утону, либо меня не разобьет о прибрежные горы, либо меня не съедят акулы.

__________________________

Я не поплыву к берегу.


3. Если у хворого острое респираторное болезнь, то нездоровому § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ рекомен­дуется поставить банки.

Если у хворого пневмания, то нездоровому рекомендуется поставить банки.

В этом случае у хворого либо острое респираторное болезнь, либо пневмания.

_____________________________________________

Нездоровому рекомендуется поставить банки.


4. Если количество холестерина в плазме крови превосходит § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ норму, то он от­кладывается на стенах сосудов, сосуды теряют упругость, увеличивается давление.

В этом случае либо холестерин не откладывается в стенах сосудов, либо сосуды не теряют упругость, либо давление § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ нормально.

________________________________________________________

Количество холестерина в плазме крови не превосходит нормы.


5. Если Саша добросовестен, то он выполнит свое домашнее задание; если он неплохой друг, то он поможет сделать домашнее задание нездоровому товари­щу.

В § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ этом случае он не выполнил домашнее задание либо не посодействовал собственному нездоровому товарищу.

______________________________________

Он недобросовестен либо нехороший друг.


6. Если я поеду из театра в метро, то мне нужно будет длительно идти § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ до дома; если я поеду из театра на троллейбусе, то мне придется идти по черной улице.

Но я поеду из театра вечерком либо в метро, либо на троллейбусе.

_______________________________________________________________

Мне придется идти по § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ черной улице либо нужно будет длительно идти до дома.


7. Если я поползу по мосту, то меня захватит часовой, а если я пойду по тон­кому льду, то могу утопнуть,

Я поползу по § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ мосту либо пойду по узкому льду.

________________________________________

Меня захватит часовой либо я утону.


8. Если у хворого гипертоническая болезнь, то у него увеличивается артериаль­ное давление, возникает боль в голове и усугубляется зрение.

О § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ данном нездоровом понятно, что у него либо не повысилось кровяное давление, либо не появилась боль в голове, либо не усугубилось зрение.

__________________________________________________

Данный нездоровой не болен гипертонической заболеванием.


9. У волчицы Акбары32 из логова § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ Базарбай похитил 4 волчат, продал их, а средства пропил. Рассуждение Бостона во время погони за волчицей Акбарой, утащившей его двухгодового отпрыска:

Если я выстрелю, то могу попасть в отпрыска, а если я на данный § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ момент не выстрелю, то волчица утащит малыша в свое логово.

Я могу на данный момент выстрелить либо не стрелять.

_______________________________________________________________

Я могу попасть в отпрыска, либо волчица утащит малыша в свое логово.


Вот § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ описание этой погони, данное Чингизом Айтматовым:


«— Стреляй! Стреляй быстрей! — орала Гулюмкан, забыв, что Бостон не может стрелять, пока волчица несет на для себя малыша».

(Бостон два раза выстрелил в воздух, чтоб испугать § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ волчицу, но Акбара не ужаснулась.)

«Акбара продолжала удаляться в сторону каменных завалов, а там ей ничего не стоило запутать следы и скрыться из виду. Бостон пришел в отчаяние: как спасти малыша? Что делать? За § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ что такое страшное наказание упало на их? За какие грехи?

— Брось мальчугана, Акбара! Брось, прошу тебя, оставь нам нашего отпрыска! — задыхаясь и хрипя, как запаленная лошадка, молил он на § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ бегу похитительницу.

И в 3-ий раз выстрелил Бостон в воздух, и опять пуля просвистела над головой зверька. Каменные завалы все приближались. В обойме сейчас было всего два патрона. Понимая, что еще минутка — и он упустит § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ последний шанс, Бостон отважился выстрелить по волчице... Бостон перезарядил ружье, дослал в патронник последний патрон, опять прицелился и даже не услышал собственного выстрела, а только увидел, как волчица подскочила и завалилась на § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ бок...

И вот, в конце концов, похолодев, точно на дворе стояла стужа, он подбежал к волчице. И согнулся в три смерти, закачался, корчась в немом клике. Акбара была еще § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ живая, а рядом с ней лежал бездыханный, с простреленной грудью малыш.

А мир, утративший звуки, безмолвствовал. Он пропал, его не стало, на его месте остался только бушующий пламенный мрак. Не веря своим § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ очам, Бостон склонился над телом отпрыска, залитым красной кровью, медлительно поднял его с земли и, прижимая к груди, попятился вспять, удивляясь почему-либо голубым очам издыха­ющей волчицы. Позже оборотился и, онемев от § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ горя, пошел навстречу бегущим к нему дамам...

Он брел как слепой, прижимая к груди убитого им малыша. За ним, вопя и причитая, брела Гулюмкан, ее поддерживала под руку голосящая соседка)».


XVII. Сформулируйте § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ две проблемы, стоявшие перед Марией Кюри, использовав приведенный текст из книжки ее дочери Евы Кюри.


«Быстрое продвижение германцев ставит перед Мари вопрос совести: ехать ли ей в Бретань к дочерям либо § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ остаться в Париже? А в случае опасности столице со стороны захватчиков должна ли она уходить совместно с отступающими санитар-ными службами?

Мари тихо взвешивает все за и против и воспринимает решение: что бы ни случилось § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ, она остается в Париже. Ее держит в Париже не только лишь пред­принятое ею благое начинание. Она задумывается о лаборатории, о четких устройствах, храняшихся на улице Кювье, о новых кабинетах § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ на улице Пьера Кюри. «Если я буду там, — уверяет она себя, — немцы не осмелятся, пожалуй, разграбить их. Если же я уеду, все пропадет».

Она рассуждает так, несколько лицемеря, чтоб отыскать логическое § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ опра­вдание инстинкту, который управляет ею. Упорной, стойкой Мари не по нраву бегство. Трусить — означает играть на руку противнику. Ни за что на свете не доставила бы она наслаждения победителю войти в брошенную лабораторию Кюри § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ. Она вверяет собственному шурину Жаку дочерей, подготовив их к разлуке»33.


XVIII. Сформулируйте проблему на базе сюжета рассказа А. Конан Дойла «Женитьба бригадира».


«В конце концов разъяснение стало неминуемым, и § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ случилось это конкретно в тот вечер. Мари, невзирая на ее милое негодование, удалили в спальню, а я остался лицом к лицу со стариками, которые засыпали меня вопросами относительно моих целей и видов § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ на будущее.

— Одно из 2-ух, — произнесли они с фермерской прямолинейностью, — либо вы даете слово, что обручитесь с Мари, либо вы ее никогда больше не увидите.

Я гласил о солдатском долге, о собственных § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ надеждах, о будущем, но они стояли на собственном. Я ссылался на свою карьеру, а они эгоистично не желали мыслить ни о чем, не считая собственной дочери. Я оказался воистину в тяжелом положении. С одной § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ стороны, я не мог отрешиться от моей Мари, а с другой — к чему жениться юному гусару? В конце концов, когда меня уже совершенно загнали в угол, я умолил их бросить все как было § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ, хотя бы до завтра».


XIX. Найдите в художественной литературе проблемы и трилеммы военного и мирного времени. Опишите ситуацию, в какой происходит действие, потом верно сформулируйте проблему, про­анализируйте, какую § 15. УМОЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО АНАЛОГИИ И ЕГО ВИДЫ. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ АНАЛОГИЙ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ из альтернатив принял человек и каким оказался итог его решения.


Глава VI ^ ЛОГИЧЕСКИЕ Базы ТЕОРИИ АРГУМЕНТАЦИИ



referatrng.nugaspb.ru/glava-ii-posvyashena-polnomochiyam-organov-gosudarstvennoj-vlasti-i-samoupravleniya-rf-3-glava-iii.html
referattnq.nugaspb.ru/obshee-kolichestvo-podpisnih-listov-postanovlenie.html
referatqhu.nugaspb.ru/anonimnie-holiyambicheskie-poeti.html
referatutn.nugaspb.ru/prikaz-11-aprelya-2013-goda-g-blagodarnij-oporyadke-okonchaniya-2012-2013-uchebnogo-goda-v-mkou-sosh-15.html
referatuex.nugaspb.ru/plan-provedeniya-konferencii-07-dekabrya-2012g-registraciya-uchastnikov-v-10-00ch.html
referatpty.nugaspb.ru/13-tehnikoekonomicheskaya-harakteristika-zao-levoberezhnij-zavod-zhelezobetonnih-izdelij.html
referattly.nugaspb.ru/oblasti-primeneniya-nanomaterialov.html
referatxac.nugaspb.ru/uchebno-metodicheskoe-posobie-po-discipline-osnovi-reklami-yaroslavl-2007.html
referatqjg.nugaspb.ru/avtomatizaciya-bankovskoj-deyatelnosti-bankovskie-seti-referat.html
referatpxd.nugaspb.ru/27-zoni-s-osobimi-usloviyami-ispolzovaniya-territorii-agropromishlennij-kompleks-19-2-lesnoj-kompleks-20-2-zhilishnij.html
referattic.nugaspb.ru/nominaciya-luchshij-buktrejler-o-prochitannoj-knige.html
referatxgy.nugaspb.ru/v-techenie-kakogo-sroka-obyazan-zaregistrirovatsya-na-novom-meste-zhitelstva-inostrannij-grazhdanin-postoyanno-prozhivayushij-v-rf.html
referatqok.nugaspb.ru/centralnij-bank-rossijskoj-federacii-bank-rossii-24052012-o-proekte-dokumenta-bazelskogo-komiteta-po-bankovskomu-nadzoru-po-peresmotru-podhodov-k-ocenke-rinochnih-riskov.html
referatsxh.nugaspb.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-kursovoj-rabote-po-discipline-osnovi-elektroprivoda-dlya-studentov-specialnostej-140203-140204-140205-i-140211-ochnoj-formi-obucheniya-vladivostok-2009-stranica-2.html
referatxyf.nugaspb.ru/zolotoe-sechenie-v-iskusstve.html
referatuyi.nugaspb.ru/prochitajte-tekst-skazhite-li-sleduyushie-utverzhdeniya-istinnimi-ili-lozhnimi.html
referatvej.nugaspb.ru/psihologiya-socialnih-situacij.html
referatupp.nugaspb.ru/prava-kreditorov-pri-prodazhe-predpriyatiya.html
referatqeo.nugaspb.ru/adgeziya-smachivanie-i-rastekanie-zhidkostej.html
referatvxf.nugaspb.ru/sentyabr-dekabr-2017-goda.html
referatuwu.nugaspb.ru/principialnaya-shema-tehnicheskogo-psihrometra-princip-avtomaticheskogo-izmereniya-vlazhnosti-gaza.html
referatuve.nugaspb.ru/primechanie-dannie-prinimayutsya-iz-gidravlicheskogo-rascheta.html
referatxcf.nugaspb.ru/upravlenie-po-socialnoj-politike-pravitelstva-kurganskoj-oblasti.html
referatvaq.nugaspb.ru/programma-metodicheskie-ukazaniya-i-kontrolnie-zadaniya-sankt-peterburg-2008-sostavitel-kand-ekon-nauk-docent-n-a-bogorodskaya-recenzent-kand-ekon-nauk-docent-l-g-fetisova-stranica-3.html
referatqcc.nugaspb.ru/63-vibrosi-sn4-pri-vnutrennej-fermentacii-selskohozyajstvennih-zhivotnih.html
referattma.nugaspb.ru/oborudovanie-muzikalnij-centr-horeograficheskij-zal-kartochki-s-zadaniyami-kovriki.html
referatucu.nugaspb.ru/perehod-ot-vseobshej-formi-stoimosti-k-denezhnoj-forme-3-glava.html
referatqhf.nugaspb.ru/analiz-vipolneniya-programmi-gosudarstvennoe-byudzhetnoe-obrazovatelnoe-uchrezhdenie-goroda-moskvi-detskij-sad-kombinirovannogo-vida-669-realizuet-sleduyushie-gosudarstvennie-programmi-kompleksnie-programmi.html
referatvtg.nugaspb.ru/rrsrrsrrr-ssrrsrrss-ryo-rrrryorsrrsss-rrrrrrsryoryo-ryo-srrrrrryorr-ssrrsrrssr-r-2012v2013vrrrrs-rrsrrsrrr-ssrrsrrss-ryo-rrrryorsrrsss-rrrryosrr-srrsrsrsryorsr.html
referatusq.nugaspb.ru/prestupleniya-protiv-gosudarstvennoj-vlasti.html
referatuxd.nugaspb.ru/privlechenie-invalidov-k-sverhurochnim-rabotam-i-rabotam-v-nochnoe-vremya-bez-ih-soglasiya-ne-dopuskaetsya-stati-55-63-kzot.html
referatucj.nugaspb.ru/perechen-sokrashenij-v-naimenovanii-uchebnih-disciplin.html
referatwcy.nugaspb.ru/sooruzheniya-i-ustrojstva-dlya-hraneniya-i-obsluzhivaniya-transportnih-sredstv.html
referatrki.nugaspb.ru/glava-2-stoletnyaya-grazhdanskaya-h-hi-vv-4-glava.html
referatswe.nugaspb.ru/metodi-issledovaniya-razvitiya-lichnosti-professionala.html
referatukd.nugaspb.ru/polozhenie-o-xviii-oblastnom-festivale-detskogo-i-molodezhnogo-tvorchestva-krug-druzej.html
referattos.nugaspb.ru/obyasnit-nelzya-poverit.html
referatsmx.nugaspb.ru/kozhuhotrubnij-teploobmennik.html
referatuxd.nugaspb.ru/prislannie-na-konkurs-risunki-i-komiksi-ne-vozvrashayutsya.html
referatqsq.nugaspb.ru/delovie-lyudi-dolzhni-izbavitsya-ot-zabluzhdeniya-chto-poluchat-informaciyu-neveroyatno-trudno.html
referatvoo.nugaspb.ru/reklama-smi-i-mediaplani-doklad.html
referattbu.nugaspb.ru/mozhno-ezhednevno-sostavlyat-primerno-takuyu-tablicu-osnovannuyu-na-matrice-ejzenhauera.html
referatuwm.nugaspb.ru/princip-postroeniya-izdeliya.html
referatwvg.nugaspb.ru/ti-vostorzhennij-dobryak.html
referatvkl.nugaspb.ru/razdel-5-doklad-ob-osushestvlenii-i-effektivnosti-gosudarstvennogo-regionalnogo-ekologicheskogo-nadzora-v-permskom.html
referatwfi.nugaspb.ru/specifika-nauchnogo-issledovaniya-po-pedagogike.html
referatqlm.nugaspb.ru/bill-brewster-frank-broughton-stranica-6.html
referatqhj.nugaspb.ru/anatomicheskoe-stroenie-sustava.html
referatvxr.nugaspb.ru/shema-62-razvitie-i-raznoobraznie-sistemi-samoregulyacii-zhivogo-organizma.html
referatqie.nugaspb.ru/aon-i-callerid-v-chem-raznica.html
referatrhc.nugaspb.ru/garmaevu-garmazhapu-ayurovichu.html
referatqun.nugaspb.ru/disciplini-mehanizaciya-lesohozyajstvennih-rabot.html
referatsxl.nugaspb.ru/metodicheskie-ukazaniya-k-vipolneniyu-diplomnih-rabot-tematika-diplomnih-rabot-po-discipline-ekonomicheskaya-i-socialnaya-geografiya-respubliki-kazahstan.html
referatwoj.nugaspb.ru/tehnologiya-provedeniya-telefonnogo-intervyu-vklyuchaet-v-sebya-neskolko-etapov.html
referattop.nugaspb.ru/obsluzhivanie-i-remont-gu.html
referatviv.nugaspb.ru/raspisanie-master-klassov-budet-opublikovano-ne-pozdnee-1-aprelya.html
referatxml.nugaspb.ru/vnezapnoe-uhudshenie-samochuvstviya.html
referatwiu.nugaspb.ru/statya-zolotoordinskie-dani-i-povinnosti-v-xiv-xvi-vv-stranica-5.html
referatqrp.nugaspb.ru/d-pravo-svyazano-s-pravomochiem-prinuzhdat.html
referatwwy.nugaspb.ru/trebovaniya-k-oformleniyu-i-soderzhaniyu-raboti.html
referatuhl.nugaspb.ru/podgotovka-tkanej-iz-himicheskih-volokon.html
referatwcf.nugaspb.ru/socialno-psihologicheskie-priznaki-bolshih-socialnih-grupp.html
referatsyo.nugaspb.ru/mezhdunarodnaya-nauchnaya-konferenciya-regioni-v-usloviyah-neustojchivogo-razvitiya.html
referatxge.nugaspb.ru/v-politika-raspredeleniya.html
referattmo.nugaspb.ru/obrashenie-k-vishestoyashemu-zvenu-upravleniya.html
referatxkw.nugaspb.ru/vipolnenie-vipusknoj-kvalifikacionnoj-raboti.html
referatpti.nugaspb.ru/116kadrovoe-obespechenie-realizacii-osnovnoj-obrazovatelnoj-programmi-tehnologiya-geologicheskoj-razvedki.html
referattma.nugaspb.ru/oborotnij-kapital-holdinga-principi-i-effektivnost-upravleniya-statya.html
referatrrn.nugaspb.ru/harakteristika-etapov-zanyatiya.html
referatvcw.nugaspb.ru/prostejshie-mehanicheskie-kolebatelnie-sistemi.html
referattbq.nugaspb.ru/motivaciya-eto-process-pobuzhdeniya-cheloveka-k-deyatelnosti-pod-vozdejstviem-vnutrennih-i-vneshnih-dvizhushih-sil-dlya-dostizheniya-celej-subekta-upravleniya.html
referatuce.nugaspb.ru/perechen-normativno-tehnologicheskoj-dokumentacii.html
referatqnl.nugaspb.ru/bumaga-referat.html
referatuep.nugaspb.ru/plan-lekc-karl-rodzhers-fenomenologchna-teorya-osobistost-tochka-zoru-rodzhersa-na-prirodu-lyudini.html
referatxbr.nugaspb.ru/universalnaya-paradigma-novatorstva-kakimi-dolzhni-bit-idei.html
referatvkl.nugaspb.ru/razdel-5-infekciya-i-immunitet.html
referatqqn.nugaspb.ru/chto-delat-na-meste-dtp-referat.html
referatpzu.nugaspb.ru/42-massovie-oblastnie-meropriyatiya-plan-raboti-ministerstva-obrazovaniya-moskovskoj-oblasti-na-ii-polugodie-2013-g-iyul.html
referatqph.nugaspb.ru/chast-vtoraya-tonal-i-nagval-8-glava.html
referatrcb.nugaspb.ru/etapi-postnatalnogo-razvitiya-vnd.html
referatufo.nugaspb.ru/platonov-a-p-dobrij-i-naivnij-yushka2-sochinenie.html
referatrpb.nugaspb.ru/glubokie-termochuvstvitelnie-strukturi.html
referatqvx.nugaspb.ru/doklad-direktora-mou-dod-dyussh-5-stranica-4.html
referatvgh.nugaspb.ru/rabochaya-programma-po-matematike-obrazovatelnaya-programma-nachalnoj-shkoli-po-umk-planeta-znanij.html
referatvwa.nugaspb.ru/scenarij-posvyashennij-prazdnovaniyu-dnyu-goroda.html
referatxiy.nugaspb.ru/vi-dejstvitelno-probovali-molitsya.html
referatssu.nugaspb.ru/m-roerich-motilal-banarsidass-calcutta-stranica-27.html
referatujp.nugaspb.ru/polozhenie-o-provedenii-finalnogo-okruzhnogo-legkoatleticheskogo-krossa-osennie-starti-po-programme-xiii-spartakiadi-obuchayushihsya.html
referatqil.nugaspb.ru/arhitektonika-pk-referat.html
referatwuo.nugaspb.ru/testovie-zadaniya-po-istorii-otechestva.html
referatwrf.nugaspb.ru/tema-9-statistika-kormovoj-bazi-i-kormovih-resursov-kratkij-kurs-lekcij-grodno-2004-udk-631-15-311-0758-bbk.html
referattwi.nugaspb.ru/osnovnie-soderzhatelnie-linii.html
referatwlj.nugaspb.ru/sushnost-znachenie-i-vidi-srednih-velichin.html
referatvht.nugaspb.ru/raschet-chasov-po-razdelam.html
referatwbe.nugaspb.ru/snyato-r-gramma-ogk-dannih-za-pnevmoniyu-net.html
referatsur.nugaspb.ru/mediko-psihologicheskij-razdel.html
referatqfi.nugaspb.ru/akrobaticheskie-uprazhneniya.html
referatujp.nugaspb.ru/polozhenie-o-provedenii-konkursa-luchshij-molodoj-uchenij-goda-obshie-polozheniya.html
referatqrm.nugaspb.ru/culfoksidnij-kompleks-gidrohinona-kak-fotoiniciator-polimerizacii-metilmetakrilata-statya.html
referattir.nugaspb.ru/novogolskaya-srednyaya-obsheobrazovatelnaya-shkola.html
referatqsl.nugaspb.ru/dejstvie-proishodit-v-prigorode-oblastnogo-centra-v-nachale-70-h-godov-20-veka-stranica-5.html
referatupm.nugaspb.ru
referatrws.nugaspb.ru/informacionnij-byulleten-administracii-sankt-peterburga-38-789-ot-8-oktyabrya-2012-g-stranica-37.html
referatvwg.nugaspb.ru/schet-01-osnovnie-sredstva.html
referattwr.nugaspb.ru/osnovnie-zakonomernosti-i-etapi-razvitiya-svyaznoj-rechi.html
referatska.nugaspb.ru/komponovka-konstruktivnoj-shemi-perekritiya.html
referatqqi.nugaspb.ru/chistaya-monopoliya-i-effektivnost.html
referatxdf.nugaspb.ru/usinovlennya-referat.html
referatxgf.nugaspb.ru/v-prezidiume-ck-profsoyuza-informacionnij-byulleten-profsoyuza-853-2003-g.html
referatqor.nugaspb.ru/chast-3-perechen-izlozhenie-i-izvlecheniya-iz-normativnih-pravovih-aktov-soderzhashih-dopolnitelnie-normi-regulirovaniya-zemlepolzovaniya-i-zastrojki.html
referatugy.nugaspb.ru/pochemu-pokupatel-govorit-net.html
referatwum.nugaspb.ru/test-po-tvorchestvu-a-s-pushkina-8klass-nazovite-godi-zhizni-a-s-pushkina-a-1802-1841-b-1789-1828-v-1799-1837-g-1805-1840.html
referatull.nugaspb.ru/ponyatie-otnositelnoj-i-absolyutnoj-adresacii.html
referatvwy.nugaspb.ru/semnie-kranovie-gruzozahvatnie-prisposobleniya.html
referatwrq.nugaspb.ru/tema-izmenenie-glagolov-v-proshedshem-vremeni-po-chislam-i-rodam-75.html
referatvwe.nugaspb.ru/schastlivi-vmeste-kak-stat-strojnoj-uspeshnoj-privlech-vnimanie-muzhchin-i-poluchat-udovolstvie-ot-zhizni-49.html
referatqyt.nugaspb.ru/e-n-bajbarina-moskva-d-o-ivanov-sankt-peterburg.html
referatuit.nugaspb.ru/politiko-pravovie-vzglyadi-pa-kropotkina.html
referatvnd.nugaspb.ru/realzacya-kategor-retrospekc-v-suchasnih-gazetnih-tekstah-kursovaya-rabota.html
referatrgi.nugaspb.ru/funkcii-proprioreceptorov.html
referatqzc.nugaspb.ru/effektivnost-borbi-i-predlozheniya.html
referatqwm.nugaspb.ru/doklad-razvitie-intellektualnih-i-prakticheskih-umenij.html
referatwuk.nugaspb.ru/testi-po-discipline-upravlenie-innovacionnimi-processami.html
referatvhs.nugaspb.ru/raschet-i-konstruirovanie-mashin-postoyannogo-toka-uchebnoe-posobie-po-vipolneniyu-raschetno-graficheskih-zadanij-kursovih.html
referatqvf.nugaspb.ru/dlya-studentov-i-kursa-i-semestr.html
referatscj.nugaspb.ru/izmenenie-i-rastorzhenie-dogovorov.html
referatqnc.nugaspb.ru/buhgalterskij-uchet-materialno-proizvodstvennih-zapasov-referat.html
referattnu.nugaspb.ru/obshenie-s-postradavshim-v-ochage-chs-gruppa-postradavshih-zhertvi.html
referatqbt.nugaspb.ru/62-dejstvie-isklyuchitelnogo-prava-kommentarij-k-evrazijskomu-patentnomu-zakonodatelstvu.html
referatrhe.nugaspb.ru/galili-klajv-barker-perevod-s-anglijskogo-e-bolipelapova-i-t-kadachigova-perevod-stihov-b-zhuzhunava-ocr-denis-anons.html
referatqst.nugaspb.ru/demokraticheskie-revolyucii-v-stranah-cetralno-vostochnoj-evropi-v-konce-80h-g.html
referatuch.nugaspb.ru/perechen-literaturi-i-dokumentov-6-glava.html
referattgk.nugaspb.ru/neftyanaya-i-gazovaya-promishlennost-referat.html
referatwcg.nugaspb.ru/sociokulturnij-smisl-tehniki.html
referatqrp.nugaspb.ru/d-n-mamin-sibiryak-po-viboru-zimove-dlya-studenoj-seraya-shejka-priemish-vertel-idr.html
referatrqj.nugaspb.ru/gou-npo-professionalnogo-liceya-stranica-6.html
referatxeo.nugaspb.ru/v-arbitrazhnij-sud-moskovskogo-okruga.html
referatvft.nugaspb.ru/rabochaya-programma-disciplini-parogeneratori-atomnih-elektrostancij-napravlenie-specialnost-oop-140400-tehnicheskaya-fizika.html
referatrfs.nugaspb.ru/formirovanie-nachalnih-navikov-samoregulyacii.html
referatryk.nugaspb.ru/investicii-firmi-v-chelovecheskij-kapital.html
referatuuo.nugaspb.ru
referattdp.nugaspb.ru/nachnu-rasskaz-ne-s-temnogo-carstva-1918-go-i-1919-godov-a-so-svetlogo-vospominaniya-o-neskazannom-schaste-o-nashem-zhite-v-krimu-v-oktyabre-1916-go-vojna-v-te.html
referatuct.nugaspb.ru/perepishite-sushestvitelnie-v-dva-stolbika-ischislyaemie-i-neischislyaemie.html
referatsez.nugaspb.ru/kakie-funkcii-vipolnyayut-meniski-kolennogo-sustava.html
referatusq.nugaspb.ru/press-sluzhba-moskino-budet-rada-otvetit-na-vashi-voprosi-utochnit-interesuyushuyu-informaciyu-i-pomoch-v-organizacii-semok-i-intervyu.html
referatxph.nugaspb.ru/vpishi-esli-eto-nuzhno-kavichki.html
referatsfs.nugaspb.ru/kalibr-alvhejm-dekabr-2025-13-glava.html
referatvdt.nugaspb.ru/pryamougolniki-konflikt-ili-muzikalnie-stulya.html
referatsgl.nugaspb.ru/kazhdaya-glava-nachinaetsya-s-novogo-lista.html
referatvqx.nugaspb.ru/ris-14-nosilki-muzej-parallelno-s-drugimi-metodami-yavlyaetsya-specialnim-naibolee-celesoobraznim-metodom.html
referattnl.nugaspb.ru/obshaya-klassifikaciya-povrezhdenij-organa-zreniya.html
referatxjb.nugaspb.ru/vi-zmej-i-carstvo-mertvih.html
referattcu.nugaspb.ru/na-pole-tanki-grohotali-dajdzhest-upominaemosti-vuzov.html
referatrtm.nugaspb.ru/i-proizvodstvo-potreblenie-raspredelenie-obmen-obrashenie.html
referatupl.nugaspb.ru/praktikum-po-teorii-statistiki-kursk-2005.html
referatvpz.nugaspb.ru/revue-de-droit-des-affaires-internationales-international-business-law-journal-3-2012.html
referatxxy.nugaspb.ru/zhyuri-festivalya-i-kriterii-ocenivaniya.html
referatugg.nugaspb.ru/po-novo-savinovskomu-rajonu-g-kazani-reshenie-komissii.html
referatrko.nugaspb.ru/glava-24-prestupleniya-protiv-obshestvennoj-bezopasnosti.html
referatsmo.nugaspb.ru/korolevskaya-villa-royal-villa.html
referatxjz.nugaspb.ru/vidi-sostava-prestupleniya.html
referatxdt.nugaspb.ru/ustanovite-sootvetstvie-mezhdu-vidami-znaniya-i-ih-specificheskimi-svojstvami.html
referatvts.nugaspb.ru/rsrrryor-r-i-am-sorry-indeed-to-have-taken-so-much-of-your-time-rryosrrsrs-srrrs-rs-rrrsrrsrsrr-rryorryosrsrrrr-rr.html
referatvnm.nugaspb.ru/reestr-lesnih-uchastkov-predostavlennih-v-arendu-6-glava.html
referatpyb.nugaspb.ru/3-trebovaniya-k-rezultatam-osvoeniya-disciplini-osnovnaya-obrazovatelnaya-programma-visshego-professionalnogo-obrazovaniya.html
referatucj.nugaspb.ru/perechen-tem-kursovih-rabot-po-discipline-grazhdanskoe-pravo-i-grazhdanskij-process.html
referatpya.nugaspb.ru/30-sentyabrya-v-bryanske-otkroyut-memorialnij-kompleks-zhertvam-holokosta-rossijskaya-blagotvoritelnost-v-zerkale-smi.html
referatvyb.nugaspb.ru/shkala-2-ispolzovanie-sebya-v-kachestve-etalona-pri-ocenke-povedeniya-i-obraza-mislej.html
referatrvn.nugaspb.ru/iii32-sposobnosti-i-zadatki.html
referattlo.nugaspb.ru/obem-annotacii-ne-bolee-2-h-stranic-mashinopisnogo-teksta.html
referatuxq.nugaspb.ru/problema-bitiya-bila-sformulirovana-v-filosofii.html
referattck.nugaspb.ru/n-e-gruppa-arabov-semitov-gaplogruppi-j-pereplili-na-plotah-bab-el-mandebskij-proliv-i-zaselili-yugo-zapad-aravijskogo.html
referatvww.nugaspb.ru
referatxcw.nugaspb.ru/urok-literaturi-v-8-klasse-tema-uroka-a-a-blok-slovo-o-poete-istoricheskaya-tema-v-ego-tvorchestve.html
referatuuk.nugaspb.ru/prilozhenie-2-ezhekvartalnij-otchet-otkritoe-akcionernoe-obshestvo-neftegazovaya-kompaniya-slavneft-kod-emitenta-00221-a.html
referatueh.nugaspb.ru/pishevoe-povedenie-zemnovodnih-referat.html
referatuly.nugaspb.ru/ponyatiya-prilozheniya-proekta-resheniya.html
referatvir.nugaspb.ru/raspisanie-sostavila-zavotd-vz-pelepec.html
referatxfa.nugaspb.ru/v-dzhavaheti-sostoyalas-vstrecha-zampredov-parlamentov-armenii-i-gruzii.html
referatvxt.nugaspb.ru/shejnoe-spletenie-ego-topografiya-nervi-oblasti-innervacii.html
referattoq.nugaspb.ru/obshij-vid-kamnya-sverhu-i-chtenie-nadpisej.html
referatwnu.nugaspb.ru/tehnicheskoe-zadanie-3-1-obl.html
referatwjf.nugaspb.ru/strani-zapadnoj-evropi-i-ssha-v-pervie-poslevoennie-desyatiletiya-padenie-mirovoj-kolonialnoj-sistemi.html
referatsdc.nugaspb.ru/k-a-mihajlov-gorinya-esse-o-yazikovih-igrah-chast-on-diven-palindrom-i-ni-mord-ni-lap-ne-vidno-stranica-2.html
referatqfs.nugaspb.ru/alex-monda-alex-mondavoliacable-com-stranica-10.html
referatvgl.nugaspb.ru/rabochaya-programma-uchebnoj-disciplini-kompyuternie-tehnologii-chast-i-napravlenie-podgotovki-140400-elektroenergetika-i-elektrotehnika.html
referatrcr.nugaspb.ru/ezhednevnij-monitoring-smi-23-oktyabrya-2012.html
referatvtx.nugaspb.ru/rsrrsrrss-rrrsrryorrrrrryosrsrr-rryorrrryorr.html
referatrzj.nugaspb.ru/ispolzuemih-pri-ocenke-otvetov.html
referattoq.nugaspb.ru/obuchayushimsya-prozhivayushim-vne-sten-studgorodka-spbgu.html
referatvhz.nugaspb.ru/raschet-intensivnostej-rashoda-zapasnih-chastej.html
referatrha.nugaspb.ru/g-petropavlovsk-kamchatskij-ob-utverzhdenii-primernogo-polozheniya-o-sisteme-oplati-truda-rabotnikov-gosudarstvennih-uchrezhdenij-podvedomstvennih-administracii-kor.html
referatwej.nugaspb.ru/sovremennie-tendencii-v-razvitii-mirovoj-torgovli.html
referatsks.nugaspb.ru/stat.txt
referatssb.nugaspb.ru/livre-sixiime-le-petit-picpus.html
referattwm.nugaspb.ru/osnovnie-tipi-kollizionnih-privyazok.html
referattvj.nugaspb.ru/osnovnie-gruppirovki-i-klassifikacii-v-sisteme-nacionalnih-schetov.html
referatxiy.nugaspb.ru/vi-mozhete-obr.html
referatqty.nugaspb.ru/didro-deni-referat.html
referatwwm.nugaspb.ru/transportnie-harakteristiki-i-osobennosti-perevozki-kruglogo-lesa.html

-3-intuiciya-prospekt.html
-3-izbiratelnij-process-uchebnik-dlya-studentov-yuridicheskih-vuzov-i-fakultetov.html
-3-kompensaciya-moralnogo-vreda-pri-narushenii-dogovora-nekotorie-voprosi-primeneniya-zakonodatelstva-o-kompensacii.html