§ 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские...

§ 2. Городское и сельское управление и самоуправление

Если в области губернского и уездного управления Финляндия стояла домом от других частей Империи, а в Польше, в целом, была принята в итоге реформ общегосударственная система губернского и § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... уездного управления, то местное самоуправление как Польши, так и Финляндии про­должало значительно отличаться от имперского эталона.

В Величавом княжестве Финляндском местное городское и сельское само­управление продолжало сохранять структуру и § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... функции, доставшиеся еще от шведских времен590. Сельское самоуправление было в крае в виде приходского собрания под председательством пастора, занимавшегося, не считая церковных дел к тому же решением вопросов общинного хозяйства, образования,

590 О городских учреждениях § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... в Финляндии. - СПб., 1858. - С. 24-28, 32-35; Су-ни Л.В. Указ. соч.-С. 91.

194

здравоохранения и т.п.591 Община, таким макаром, совпадала с церковным при­ходом. Правом роли в общинном собрании либо мирской § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... сходке пользова­лись, в главном, землевладельцы, от голосов которых только зависе­ло решение более принципиальных вопросов. Число голосов зависело от количества земли во владении у того либо другого землевладельца. Потому создавалось по § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские...­ложение, по которому беднейшие слои общины - арендаторы, торпари и т.д. лишались права роли в сельском самоуправлении, а крестьяне-землевладельцы не могли удачно отстаивать свои права перед большими вла­дельцами земли592.

К рассматриваемому § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... периоду сельское самоуправление в княжестве име­ло очевидные недочеты. Для их устранения требовалось отделить приход от об­щины, расширить роль в управлении разных групп населения, сделать надежный исполнительный аппарат местного самоуправления и § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские..., по возможно­сти, прирастить его самостоятельность и оградить от вмешательства правитель­ственных учреждений. В 1863 г. Сейм по эталону проведенной в 1862 г. в Швеции реформы местного самоуправления593 принял законопроект "О сель­ском общинном § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... управлении", утвержденный царем 6 февраля 1865 г.594

По этому закону сельская община отделялась от церковного прихода, и производила в границах собственной компетенции "попечение о собственных общих делах, о порядке и хозяйстве", не отнесенных к § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... веденью правительственных учрежде­ний593. Несколько сельских приходов могли объединяться под одно общинное управление, но такое объединение городских и сельских приходов допус­калось только по решению Хозяйственного департамента Сената. Решения по

591

Лундаль Б. Указ § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские.... соч. - С. 36-37.


592 Суни Л.В. Указ. соч. - С. 91-92.

593 Там же.

594 ^ СПВКФ. - 1865. - № 4. - С. 1.

595 Там же.

195

вопросам общинного хозяйства, публичного порядка, организации училищ и школ, домов публичного призрения, больниц, избрания исполнительных органов и § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... сбора общинных налогов возлагалось на общинные собрания596.

Общинные собрания созывались трижды в год. Правом роли в собра­нии воспользовались члены общины, являвшиеся финляндскими гражданами "добропорядочного поведения", платившие общинные налоги и не состоявшие в услужении § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... у других лиц. Схожим правом обладали приятельства и компа­нии, также арендаторы земляных участков, если их обладатель сам не прожи­вал в общине597. Таким макаром, все местные обитатели, не имевшие § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... земли, и на­емные работники не обладали правом роли в общинном собрании. Вопросы, связанные с землевладением, могли рассматриваться только членами общины, обладающими землей. Число голосов у выборщиков зависело оттого, в каком размере ими § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... платились общинные сборы; любая оброчная единица со­ответствовала одному голосу, но никто не мог сосредоточить в собственных ру­ках более 1/6 общего числа голосов598.

Исполнительным органов в сельской общине была выбираемая общин­ным собранием сроком § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... на три года управа в составе председателя, вице-председателя и более 5 членов599. Если общинное собрание считало это не­обходимым, то оно избирало общинных поверенных, которым передавалось решение части вопросов, относившихся к компетенции § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... собраний. Значитель­ная группа постановлений общинных собраний и советов общинных поверен­ных добивалась утверждения Хозяйственного департамента Сената и губернато-

596^ СПВКФ. - 1865. - № 4. - С. 3-4.

597 Там же. - С. 4-5.

598 Там же.-С. 19.

599 Там же.-С. 13-15.

196

ров § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские.... На общинные должности не могли избираться бюрократы и учителя на­родных школ600.

Самые большие трудности при функционировании нового общинного само­управления вызвало определение форм и принципов налогообложения. Этот вопрос был отнесен к веденью § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... общинного собрания. Беря во внимание, что принятие решений в этой сфере зависело от местных обычаев и соотношения сил в об­щине, можно осознать, что в Финляндии сложилась достаточно пестрая система § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... местного налогообложения601. Реформа 1865 г. практически дала власть в сельских общинах в руки более богатых крестьян-собственников. Мно­гочисленная группа торпарей и сельскохозяйственных работников стала отно­ситься очень недоверчиво к общинному управлению, не § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... служившему ее инте­ресам. На Сейме 1863 г. большая часть крестьянского сословия высказалась против предоставления в общинном управлении избирательного права беззе­мельным, другие три палаты высказались в том же духе602. В целом § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские..., на первых порах финляндские фермеры отнеслись к проводившейся реформе с безразли­чием и даже с недоверием. Но в предстоящем, в особенности посреди кресть­ян собственников, составлявших в 1875 г. 48% от всех сельскохозяйственных рабочих, отношение § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... к преобразованиям сельского самоуправления стало изме­няться в сторону его одобрения603.

В Финляндии до реформы 1873 г. городское самоуправление строилось на принципах, заложенных еще в XVII - XVIII вв.; избирательным правом воспользовались только граждане § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские..., которые имели право на занятие любым

600^ СПВКФ. -1865.-№4.-С. 13-15.

601 Сойкканен X. Предпосылки реформы местного самоуправления 60-70-х гг. XIX вв.
и ее публичные последствия // Материалы VI Советско-Финляндского симпозиума исто­
риков: Наша родина и Финляндия § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... 1700-1917. -Л., 1980. - С. 60.

602 Суни Л.В. Указ. соч. - С. 92.

603 Сойкканен X. Указ. соч. - С. 63.

197

604 rv /-

промыслом в городке . Это так называемое буржуазное право уже очевидно не от­вечало потребностям развития капиталистического производства § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... и отказывало в участии в городском самоуправлении бюрократам и лицам свободных про­фессий. Власть городского магистрата, таким макаром, покоилась на привиле­гиях маленькой группы населения.

На Сейме 1872 г. был принят проект закона "Об общинном § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... городском управлении", построенный, в целом, на тех же основаниях, что и закон "О сельском самоуправлении". Утверждение законопроекта царем состоя­лось 8 декабря 1873 г.605 По этому закону город с его территорией составлял отдельную общину § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские..., имевшую выборные органы управления: ратушное собра­ние, совет уполномоченных, магистрат и совет поверенных. Принятие решений по вопросам городского хозяйства, отнесенных к компетенции общинного са­моуправления, возлагалось на ратушное собрание либо совет поверенных606. В § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... городках с числом обитателей выше 2000 человек ратушное собрание в обяза­тельном порядке выбирало совет поверенных либо уполномоченных в количе­стве от 12 до 60 человек зависимо от числа обитателей в городке. Избиратель § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские...­ные права в ратушном собрании предоставлялись всем налогоплательщикам, не состоявшим "под хозяйской властью другого лица", при этом одна податная единица соответствовала одному голосу607. Это позволяло сосредоточивать большая часть голосов в ратушных собраниях более безбедным § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... жителям городских общин. Неимущие слои горожан в местном самоуправле­нии роли не воспринимали.

Исполнительным органом городского самоуправления в Финляндии яв­лялся магистрат в составе, утверждаемом царем, из 3-х кандидатов,

604 О городских учреждениях § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские...... - С. 25-26. 605^ СПВКФ. -1873.-№38.-С. 1.

606 Там же. - С. 3, 7.

607 Там же. - С. 4.

198

избранных ратушным собранием: бургомистра и нескольких заседателей-

/fin

ратманов . Как было сказано выше, в маленьких городках члены магистрата занимали и судебные должности § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские.... Бургомистр возглавлял магистрат, председа­тельствовал в ратушном собрании и не считая того был представителем прави­тельства, осуществляя управление городской милицией и подчиняясь губерна­тору609. В более больших городках, таких как Гельсингфорс, Або и § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... др., по­лиция имела особенное управление во главе с полицмейстером610. Некие по­становления общинного городского самоуправления добивались утверждения Хозяйственного департамента Сената и губернаторов.

В руководстве городского магистрата находились казначейская камера и § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... ряд комиссий, выбираемых ратушным собранием либо советом городских пове­ренных.

Следует признать, что реформой 1873 г. была сотворена достаточно прогрес­сивная система городского и сельского самоуправления, при этом 1-ое имело более развитую и обдуманную структуру § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... органов управления. Эти реформы ознаменовали сейчас уже полный отход от феодальной системы представи­тельства и его переход к более современному цензовому консульству в сельском и городском самоуправлении. Но еще значимая часть § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... насе­ления оставалась в этом смысле бесправной, так, в Гельсингфорсе по новенькому закону избирательным правом воспользовалось только 10% населения, хотя в неко­торых городках этот процент был несколько выше611. Обе реформы проводились под конкретным § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... воздействием подобных преобразований в Швеции и по­сле земской и городской реформ в Империи. Опыт последней в деле преобра­зования местного самоуправления, в отличие от шведского, не был использо-

608

Материалы Высочайше Утвержденной § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... Особенной комиссии... - С. 22.

609 т-

Там же.

610

Лундаль Б. Указ. соч. - С. 40.


611 Сойкканен X. Указ. соч. -С. 67-68.

199

ван. Реформы сохраняли, по словам Л.В. Суни, полностью "дух ограничен­ности и консерватизма"612. Необходимо § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... подчеркнуть отсутствие в Величавом княжестве губернских и уездных презентабельных органов самоуправления. В первый раз вопрос об их внедрении в Финляндии появился на Сейме 1867 г., а на Сейме 1877 г. было признано, что введение таких § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... учреждений заблаговременно613. В городках после реформы 1873 г. уже в новых критериях развернулась борьба ме­жду высшими классами населения, имевшего шведские корешки и финноязыч-ным большинством низов, совсем бесправных в сфере городского § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... само-

614

управления .

Реформа сельского самоуправления в Королевстве Польском совпала по вре­мени с схожими преобразованиями в Финляндии, но разрабатывалась и проводилась центральными властями и имела суровые отличия от последних. Реформа местного § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... самоуправления в Польше была составной частью более широкой фермерской реформы, осуществлявшейся под конкретным управлением ее вдохновителя статс-секретаря Милютина615. Конфигурации, ка­савшиеся введения нового тминного и сельского самоуправления, проводились одним из 4 указов от 19.02/2.03.1864 г § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские.... "Об устройстве сельских гмин в Королевстве Польском", по которому создавались всесословные волости-гмины, представлявшие собой единые административно-территориальные еди­ницы, состоявшие из деревень, колоний, населенных крестьянами, фольварков, мыз помещиков § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... и иных землевладельцев616. Заведование публичными де­лами гмины поручалось тминному слету,.состоявшему из совершеннолетних

612 Суни Л.В. Указ. соч. - С. 95.

613 Горой В. Законодательство и управление... - С. 105.
014 Сойкканен X. Указ. соч. - С. 68.

615 Корнилович М.И § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские.... Очерк истории фермеров и крестьянского дела губерний Привис-
линского края. - СПб., 1914. - С. 41-43.

616 ПСЗ-2. Т. XXXIX. Отд. 1. № 40610. - С. 129.

200

мужчин-домохозяев, обладающих на правах личной принадлежности землей в размере более 3-х моргов (1,5 десятины). Не допускались § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... к роли в сходе лица духовного звания, мировые судьи и члены уездной милиции. К веденью тминного схода относились последующие дела: выборы тминного войта, лавни-ков, писаря и других должностных лиц § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские..., разные хозяйственные и общест­венные вопросы местного управления, публичное призрение, учреждение исходных училищ, предназначение и раскладка гминных сборов и повинностей, распоряжение гминным имуществом, проверка действий гминных должност­ных лиц и т.д.617 Решения гминных сходов § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... принимались по большинству голо­сов.

Главой тминного самоуправления был тминный войт, отвечавший за со-хранение публичного порядка и спокойствия в гмине. Он избирался из чис­ла обитателей гмин не молодее 25 лет, христианского § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... исповедания, имевших в принадлежности более 6 моргов земли . Какого-нибудь образовательного ценза закон не предугадывал. После избрания 2-ух кандидатов на должность войта, какой-то из них утверждался уездным начальником, который, вобщем, мог § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... посчитать, что оба кандидата являются "неблагонадежными лицами" и назна­чить новые выборы. Если и сейчас результаты выборов не удовлетворяли уездного начальника, он мог просить губернатора провести новые уже оконча­тельные выборы § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские...619. В собственной деятельности войт был должен безоговорочно делать все легитимные указания уездного начальника, который был вправе как его, так и других должностных лиц тминного и сельского самоуправления подвергать замечанию, выговору, штрафу до 5 рублей и § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... аресту до 7 дней. Гминный войт выступал как глава местного самоуправления и как представи­тель правительственной власти, подчиненный уездному начальнику, комиссару

617

ПСЗ-2. Т. XXXIX. Отд. 1. № 40610. - С. 130.


618 Там же.-С. 136-137.

619 Там же.

201

по крестьянским делам § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские..., судебным властям, военным и представителям учебно­го окрестность, зависимо от нрава выполняемых им поручений. Как глава местного самоуправления, он председательствовал в гминном сходе, ему под­чинялись солтысы, и он делал § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... полицейские функции, налагая за маловаж­ные проступки штраф до 1 рубля либо подвергая виноватых аресту до 2-х дней620. Не считая того, вместе с лавниками войт до 1876 г. составлял гминный трибунал.

Для делопроизводства § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... гминный сход выбирал тминного писаря, который также мог назначаться уездным начальником, который был вправе уволить пи­саря. Когда часто малообразованный войт, плохо разбиравшийся в делах ме­стного управления, самоустранялся от роли в § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... нем либо просто не был спосо­бен производить свои функции, власть в гмине практически сосредоточивалась в руках писаря621. Любопытно, что если на первых порах подавляющее число войтов имело крестьянское происхождение, то посреди § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... писарей фермеров было в 1871 г. только только 13%622. Гминные войты и лавники в случае злоупотребле­ний и отвратительного исправления должностных обязательств временно отстранялись от должности уездным начальником и увольнялись губернатором.

Фермеры, принадлежавшие к одному селению и § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... имевшие там на правах принадлежности усадьбу либо какое-либо другое неподвижное имущество, вкупе с их семьями, прислугой и лицами, живущими на их земле, составляли сель­ское общество либо громадину623. В § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... отличие от гмины, помещики и другие маленькие землевладельцы с фольварками, мызами и домами и их прислугой, и работни-

620 ПСЗ-2. Т. XXXIX. Отд. 1. № 40610. - С. 132.

621 Спасович В. Гмина в губерниях Королевства Польского // Маленькая § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... земская единица. -
СПб., Б.г.-№ 1.-С. 146.

622 Отчетная записка об устройстве гмин в деятельности публичного сельского
управления в губерниях Королевства Польского за 1871 г. // Наша родина. Муниципальный Совет.
Материалы. - Т. 78. - 1874. - С. 7.

623 ПСЗ-2. Т. XXXIX. Отд. 1. № 40610. - С. 139-140.

202

ками в § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... состав сельского общества не входили. Публичными делами деревни ведали сельский сход и солтыс. В сельских сходах учавствовали крестья­не и крестьянки, владевшие усадебными участками и без помощи других управ § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские...­лявшие хозяйством. Сельский сход выбирал солтыса, главу сельской админи­страции, председательствующего в сходе. Он производил также и полицей­ские функции, являясь ассистентом гминного войта и налагая взыскания за проступки в таком же § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... размере. Требования и выборы кандидатов в солтысы были близкими к правилам замещения войтов; те и другие избирались на 3-х летний срок624.

В 1869 г. часть маленьких городов Королевства Польского получили статус посадов, с распространением на их § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... гминного устройства, следствием этого стало изменение там системы налогообложения625.

В процессе функционирования нового гминного и сельского самоуправления выявились его некие недочеты. Земляной ценз для кандидатов в войты и солтысы оказался очень § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... высок626. Это приводило к тому, что в почти всех гминах не оказывалось подходящих под него домохозяев. Высочайше утвер­жденным положением Комитета по делам Королевства Польского от 12 ноября 1879 г. в нужных § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... случаях ценз для избрания на должность солтыса сни­жался, такое понижение было принято в отношении выборов войтов, где ценз для неких гмин стал приравниваться 3 моргам627. Еще в 1868 г. право роли в гминном самоуправлении предоставлялось всем § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... казенным учреждениям, вла­девшим на местности гмины более как 3 моргами земли, через назначен-

624 ПСЗ-2. Т. XXXIX. Отд. 1. № 40610. - С. 137, 140.

625 Отчетная записка об устройстве гмин... - С. 5.

626 Козловски Я. Указ. соч. - С § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские.... 31.

627 РГИА. Ф. 21. Оп. 1. Д. 370. - Л. 27 об; Свод законов. - 1892. - Т. 2: Учреждение
управления губерний Королевства Польского. - С. 53.

203

ных в этих целях представителей . В гминах, где большая часть населения со­ставляли евреи, требование принадлежности кандидата к христианскому веро­исповеданию § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... снималось.

Суровые конфигурации в гминном устройстве произошли в итоге су­дебной реформы, выделившей из гмины гминный трибунал. Но самым значи­тельным конфигурацией в системе тминного управления стало введение особенного § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... института гминных уполномоченных. По положению Комитета по делам Цар­ства Польского от 22.12/3.01.1879/80 г., он представлял собой коллегиальный орган, выбираемый гминным сходом для содействия тминному правлению во главе с войтом629. Недочет тут заключался § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... в том, что выборы 2-ух упол­номоченных представлялись на усмотрение тминного схода, и, соответственно, не выполнялись везде, что лишало в таких случаях гмину возможно­сти соответствующим образом держать под контролем деятельность войта, солтысов и § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... пи­саря.

Если в Империи и в Финляндии в 70-е гг. XIX в. была сотворена система городского публичного самоуправления, то в Королевстве Польском после не­удачной пробы ввести земское и городское самоуправление в § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... 1861-1863 гг. правительство решило отрешиться от вербования местной общественности, хотя бы и на самых ограниченных основаниях, к осуществлению городского управления. К рассматриваемому периоду городское управление - магистраты - во главе с президентами в § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... больших городках и бургомистрами в уездных и безуездных городках, состоявшие из ратманов и лавников, на сто процентов назнача­лись правительством и находились в конкретной зависимости от уезд­ной и губернской администрации630. Так § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские..., большая часть постановлений магист-

628

РГИА. Ф. 21. Оп. 1. Д. 370. -Л. 25 об.

629 Свод законов. - 1892. - Т. 2: Учреждение управления губерний Королевства Польско­
го.-С. 51.

630 Записка о системе городского управления в губерниях Королевства Польского. - СПб.,
1905.-С. 19-23.

204

ратов уездных § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... городов утверждалось уездными начальниками, в неких случаях - губернскими правлениями, постановления магистратов губернских городов и г. Лодзь утверждались соответственно губернскими правлениями631. Магистраты, не считая функций по управлению городским хозяйством, осуществ­ляли функции § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... суда по маленьким уголовным делам и проступкам прямо до 1876 г.

Стремясь приблизить управление Королевства Польского к общеимперскому, Комитет по делам Королевства Польского на заседании от 22.06/1.07.1870 г., рас­сматривая вопрос о городском управлении § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... г. Варшавы и невзирая на сопро­тивление наместника гр. Берга, сделал вывод, что нужно "ввиду по­литической необходимости лишить г. Варшаву прежнего значения столицы и сравнять его с иными губернскими городками", нереально "сохранить за § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... Варшавским магистратом сегодняшний круг его действий"632. Магистрат г. Вар­шавы был должен сейчас подчиняться в общем порядке МВД, а в местном -наместнику. Варшавская докторская управа, надзор за строительной частью § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... и торговлей возлагались на варшавского обер-полицмейстера, в служебном от­ношении подчинявшегося также МВД, наместнику и по вопросам обществен­ной безопасности - начальнику Варшавского жандармского окрестность. При маги­страте учреждались торговая служба и § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... городская хозяйственная служба, зани­мавшиеся взысканием разных сборов и податей и охраной городского иму­щества633. Рассмотрение городского бюджета поручалось сейчас особенному ко­митету в составе варшавского губернатора, обер-полицмейстера, президента

631 Записка о системе городского § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... управления в губерниях Королевства Польского. - СПб.,
1905.-С. 22.

632 РГИА. Ф. 1270. Оп. 1. Д. 1474. -Л. 146-146 об.

633 Ежедневник законов. - Т. 70. - С. 262-266, 274.

205

городка и еще ряда чиновников по предназначению наместника. Постановления ма­гистрата г. Варшавы поступали на § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... утверждение наместника634.

Таким макаром, в Королевстве Польском вместе с достаточно широким гмин-ным всесословным самоуправлением в городках продолжали существовать, с малозначительными переменами, старенькые органы управления, без какого-нибудь роли в последнем представителей § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... городского населения. Бюрократы в го­родском управлении на сто процентов назначались правительством, следствием тако­го положения стала их слабенькая заинтригованность в решении насущных по­требностей горожан635, порождавшая в свою очередь недоверие ме­стного населения § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... к этим органам. Слабенькая инициативность магистратов объяс­нялась также очень узенькой их компетенцией в делах городского хозяйства и мелочной опекой со стороны уездной и губернской администрации, утвер­ждавшей хоть какое § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... мало-мальское решение городских учреждений. Все это при бюрократической системе управления вело к инертности магистратов, чинов­ники которых за отсутствием городского самоуправления должны были реали­зовать огромное количество административных функций.

Сделанное Милютиным гминное и § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... сельское управление, по замыслам правительства, должно было содействовать расколу польского общества; ис­кусственно поддерживая крестьянство в Польше, правительство пробовало ог­раничить воздействие польского дворянства, интеллигенции и буржуазии. Следст­вием § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... этого явилась польская всесословная гмина. Тут очевидно просматривалась попытка властей приблизить, по способности, сельское самоуправление к об­щеимперскому крестьянскому волостному самоуправлению. Решить вопрос, связанный с невыполнимостью переноса последнего в Польшу, из-за от § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские...­сутствия тут сословной системы в том виде, в каком она была в

634

Ежедневник законов. - Т. 70. - С. 270.


635 Козловски Я. Указ. соч. - С. 178.

206

Империи636, сразу упрочив свои позиции посреди местного крестьянства. В этих целях § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... материальный ценз заменялся только земляным, при­чем в самых малозначительных размерах. Это порождало доминирование в гмине крестьянства, а громадина прямо устанавливалась законом как институт исклю­чительно крестьянский. Но на практике такое доминирование § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... в гмине кре­стьянства правительству сохранить не удалось. Год от года количество войтов из помещиков росло637. Это было связано с низким образовательным уровнем крестьянства, также постепенным сглаживанием, до некой сте­пени, противоречий меж крестьянами § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... и помещиками.

Земляным цензом от роли в гминном самоуправлении устранялись местные представители буржуазии, докторы, учителя, бюрократы и вообщем ин­теллигенция, которая не участвовала в выплате гминных сборов, собиравшихся с хозяев § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... земли, что в итоге негативно сказывалось на со­стоянии денег гмины, также на личных качествах состава тминного управления, лишенного более образованных и предприимчивых обитателей гмин . В данном случае даже система роли и выборов в § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... органы сельского са­моуправления в Финляндии с ее множественностью голосов являлась очевидно предпочтительной для предстоящего развития польского общества по буржуаз­ному пути. Но она не соответствовала бы политике, проводимой в § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... Польше правительством.

Невзирая на определенные недочеты, гминное и сельское самоуправ­ление в Польше, как вся фермерская реформа, были, по словам Н.Н. Голицы­на, "большой полезностью относительно экономического быта сельского населе­ния"639. Таковой низшей § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... административно-территориальной единицы с всесо-

636 Спасович В. Указ. соч. - С. 141.

637 Там же. - С. 150-151; Отчетная записка об устройстве гмины... - С. 5-6.

638 Спасович В. Указ. соч. - С. 149.

639 РГИА. Ф. 1270. Оп. 1. Д. 1485. - Л. 57 об.-58.

207

словными § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... элементами управления, разумеется, не хватало в других русских губерниях640. В этом как Королевство Польское, так и Величавое княжество Фин­ляндское с его общинным самоуправлением очевидно превосходили общегосудар­ственное волостное крестьянское самоуправление, невзирая § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... на то, что в Поль­ше гминное управление находилось в большой зависимости и под жестким контролем уездной и губернской администрации641.

Общим недочетом системы управления этих государственных окраин бы­ло отсутствие выборных презентабельных учреждений на § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... уездном и губерн­ском уровнях, но если в Финляндии схожее происходило по внутриполити­ческим причинам, то в Польше это всецело зависело от политического курса имперских властей и их ужаса перед § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... возможностью использования таких ор­ганов польским обществом в борьбе за свои национальные права.

640 Коркунов Н.М. Указ. соч. -Т. П. - С. 614; Костюшко И.И. Указ. соч. - С. 408.

641 Козловски Я. Указ. соч § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские.... - С. 32.

208

Заключение

Внутриполитический курс русских властей в рассматриваемый пери­од можно было признать удачным только в случае гарантированного спокой­ствия на окраинах Империи и, почти во всем, конкретно в Королевстве Польском и Вели­ком княжестве Финляндском § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские.... Конфигурации их правового статуса и организации гос власти, исходя из убеждений русского правительства, должны были быть подчинены этой стратегической цели.

Следует увидеть, что в более кризисные моменты правительствен­ные решения в рассматриваемой § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... сфере носили нрав не всегда продуман­ных, спонтанных решений, призванных достигнуть стремительных и действующих ре­зультатов. Схожее нередко противоречило общему курсу центральных властей, снижало эффективность комплекса предпринимаемых мер, не позволяло § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... соз­дать их длительную систему. Можно сделать беспрекословный вывод о том, что в области управления настолько большими и сложными государственными терри­ториями результативность административной политики всецело зависела от ее долговременности и твердости воплощения § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские..., при условии наличия точных ориентиров. Верхи русского общества, начиная с 60-х гг. XIX в., стали в большей либо наименьшей степени обдумывать, что реформирование Русской империи на буржуазных началах безизбежно добивалось модернизации и унифи § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские...­кации ее государственно-правового места. Введение единства законо­дательства, языка, гос службы и управления с подчинением его в общем порядке высшим и центральным учреждениям вот, пожалуй, эталон, к которому следовало стремиться § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские.... Непременно, это в теории содействовало бы экономическому благоденствию, росту обоюдных связей и упрочению россий­ского господства. Но на практике схожее полностью не могло осущест­виться. К тому же действительность оказалась куда труднее § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские.... Местная администра­тивная и иная обособленность приносила Финляндии и Польше экономиче­ские выгоды, но самое главное - сохраняла их национальное существование. Имперская власть стремилась своими действиями поддерживать спокойствие в

209

Финляндии и до 1863 г. в § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... Польше, сохраняя там имеющиеся порядки, либо даже идти на встречу местным требованиям. Не стоит поддаваться иллюзиям, считая отношение к Величавому княжеству Финляндскому, его автономии, в рас­сматриваемый период, как полную § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... противоположность отношению к польской дилемме. И там и тут центральное правительство боялось народного не­довольства и открытых выступлений. Потому оно поддерживало существую- щее относительное спокойствие в Финляндии и коренным образом изменило управление в очередной раз § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... восставшей Польши. Польское восстание 1863 г. фактически и заинтересовало к государственным окраинам, принудило прави­тельство поменять там административную политику, хотя не все высшие са­новники воспринимали ее неоспоримо. Это была еще одна неувязка § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... для выра­ботки и проведения окружной политики, причина отсутствия ее планомерно­сти.

Общегосударственные учреждения до начала данного периода были ог­раничены в собственном участии в управлении Королевством Польским, и § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... фактически не имели способности такового роли в Величавом княжестве. То же можно сказать и о разработке административных и законодательных реформ. Некое ис­ключение оставляет в этом смысле Польша после восстания 1830-1831 г., когда были сделаны Комитет § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... по делам Королевства Польского и Департамент дел Царст­ва Польского русского Муниципального совета. Но 1-ый существовал недолго (интенсивно действовал и того меньше), а 2-ой возглавлял наместник Королевства и в него входили § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... местные уроженцы. Создавалось положение зависи­мости в принятии решений по польским делам от представителей администра­ции Королевства.

Введение в состав совещательных и законоподготовительных учрежде- ний, предназначенных для подготовки преобразований в § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... области управления, пред­ставителей администрации окраины, как показал предстоящий опыт Финлян­дии, не давало нужного имперским властям результата. Местные чинов­ники (в особенности "местного" происхождения) лучше знакомые с положени-

210

ем дел, будучи ответственными § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... за их состояние и заинтригованные, как пра­вило, в сохранении прежних порядков, содействовали превращению таких ор­ганов в "комиссии русско-финляндского разногласия". Позиция генерал-губернаторов (это зависело почти во всем от § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... их личности) могла отличаться осто­рожностью. Потому намеченный курс по окончательному слиянию Королевства Польского с Империей беспристрастно добивался передачи проектирования и кон­троля над ходом реформ специально сделанным высшим центральным учреж­дением § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские..., где воздействие наместника, а тем паче других представителей местной администрации, было бы наименьшим. Польское восстание 1863 г. позволило центральному правительству игнорировать приличия, связанные с формальной необходимостью слушать мировоззрение местных уроженцев. Другое дело Фин­ляндия § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские..., где курс русских властей не перетерпел кардинальных конфигураций.

Пожалуй, одним из решающих причин, повлиявших на развитие управления Королевства Польского и пока в слабенькой степени на Величавое княжество Финляндское, стало изменение в § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... эру буржуазных реформ самих принципов управления государством. Укрепилась роль имперских центральных ведомств и их главноуправляющих (министров), их воздействие на весь аппарат управления. В этом, фактически говоря, вместе с привидением к одному эталону (насколь­ко § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... это было вероятным) местных органов управления и законодательства, и заключалась мысль унификации муниципального механизма Империи. Такие нововведения позволяли покончить с полуфеодальным подходом к положению окраин. Происходило включение в окружную политику имперской элиты § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские..., создавалась возможность выработки ей определенных взглядов на данный во­прос. Но к Финляндии в отличие от Польши, произнесенное выше относилось пока в значимой наименьшей степени, хотя слова Александра II, назвавшего княже­ство "малеханькой § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... Польшей", молвят о неком единстве взглядов в этом во­просе.

Широкая автономия Величавого княжества Финляндского привела к опре­деленным трудностям во содействии местных властей, с одной стороны, и

211

имперских центральных и § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... местных учреждений. Их связи не были верно уре­гулированы законом. От этого мучались как финляндские, так и имперские подданные. Неувязка была плотно сплетена с определением правового статуса княжества. Финляндские политические силы и имперское § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... правительство, как оказывается, лицезрели правовые связи княжества и Империи в совсем различ­ном свете.

Финляндия и Польша находились на более высочайшем уровне социально-экономического развития, ежели губернии Центральной Рф Они имели § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... свои обособленные, доставшиеся в значимой мере от прежних времен, сис­темы управления и правовые системы. Последние для населения этих террито­рий представлялись атрибутами обособленности от чужой для их государст­венности, хотя часто § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... отдельные элементы таких систем (к примеру, судеб­ные системы Финляндии и Польши) никак не являлись передовыми и доста­лись данным окраинам от прежних поработителей.

Сразу с развитием буржуазных отношений в Величавом княжестве и Королевстве § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... Польском происходил рост государственного самосознания их народов. Способы и приемы управления, действующие в феодальную эру, не много подхо­дили для новых критерий. Можно было предоставить ряд приемуществ верхам общества § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские..., но учитывать интересы значимой части сейчас уже политически ак­тивного населения было нереально. В то же время предоставление таких льгот вызывало недовольство более медлительно преображавшегося рос­сийского общества, его элиты.

Таким макаром, реформы, проходившие § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... в настолько сложных социально-политических и внешнеполитических критериях не могли не быть сложным компромиссом меж силами, имевшими обратные интересы (в осо­бенности данное замечание правильно для Финляндии).

В Величавом княжестве § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... равномерно разворачивается борьба меж шве-доязычными верхами, в руках которых сосредоточена власть, и финноязычным большинством, стремившимся участвовать в управлении княжеством. Но в

212

вопросе развития автономного положения Финляндии и те и другие имели идентичные позиции § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские.... Имперское правительство под этим давлением, боясь по­добия польских событий и не задумываясь о дальнем будущем, не препятство-вало проведению тут ряда принципиальных муниципальных реформ, которые спо­собствовали повышению обособленности княжества от Империи. Хотя § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... некото­рые преобразования, очевидно увеличивавшие автономию административной сфе- ры княжества, и пробы финляндцев законодательно закрепить дела с Империей повстречали жесткий отпор генерал-губернаторской и верховной вла­сти.

Финляндия получает повсевременно § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... действующий парламент, необыкновенную орга­низацию вооруженных сил с отдельным командованием и комплектованием, свою валютную единицу, а на базе законодательства, наделявшего обитателей края рядом прав и приемуществ, равномерно формируется некоторое подобие от § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские...­дельного местного подданства. В 80-е гг. XIX в. Величавое княжество Финлянд­ское добивается пика собственной гос автономии в составе Русской империи.

Навряд ли можно гиперболизировать высококачественное изменение правового ста­туса княжества в § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... период реформ 60-70-х гг. XIX в. Хотя и происходит рост ат­рибутов страны у Финляндии, ее дела с Империей не получают нрав и никогда не были унией 2-ух стран (реальной либо тем паче индивидуальной § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские...). Особенности внутренней организации власти в окраине всеце­ло зависели от воли русских царей, потому что гарантии и сам состав местных прав и приемуществ не были верно зафиксированы в законе642. Потому очень необходимыми § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... являлись практика и обычаи, выработанные в процессе управле­ния княжеством, реально сделанные органы управления и изданные норматив- но-правовые акты, а в 60-70-е гг. - те жадные указания закона на дела

642 Заверения Александра I никак § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... не носили той юридической природы, которую потом признавали за ними финляндцы. В особенности это касалось органов управле­ния княжества.

213

местных учреждений и императорской власти (других общеимперских орга­нов). В этом смысле § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... очень важен Сеймовый Утомившись 1869 г., в первый раз имевший законную ссылку на шведские главные законы, который подверг реальному ограничению в Величавом княжестве власть русского правителя, превращая форму правления в дуалистическую.

Имеющийся долгое время § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... порядок управления в Финляндии не мог уже быть значительно и безболезненно изменен без роли и одобрения местной элиты, нашедшей опору в этом вопросе в широких слоях населения. Реакцией на такую § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... возможность (которая станет реальной в 90-е гг. XIX столе­тия) становится мысль особенного финляндского страны, состоящего в унии с Россией. Финляндские публицисты, а потом муниципальные деятели пробовали придать, и достаточно удачно, этой идее правовую § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... базу, которой не сущест­вовало и сделать надлежащие конституционные обычаи.

Другая обстановка сложилась в вечно беспокойном Королевстве Польском. Кажется, Русская империя испробовала там все вероятные формы господ­ства. С момента присоединения § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... и до польского восстания 1831 г. формально Королевство находилось в реальной унии с Империей. В предстоящем правительст­во в целях умиротворения края употребляет как жесткие и очень непопулярные меры, так и политику предоставления отдельных § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... частей самоуправления перед восстанием 1863 г., после которого идет вереница репрессий и начало пол­ной унификации и инкорпорации административной системы Королевства в состав имперского муниципального механизма. Но тут открытое сопротивле § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские...­ние местного населения российскому господству и, сначала, верхов поль­ского общества, сходу отметало всякую возможность роли такого в плани­ровании реформ, задачка которых определялась центральной властью в виде более полного распространения в Королевстве общегосударственных учрежде § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские...­ний и законодательства с привлечением имперских чиновников.

Отдельные элементы преобразований, происходивших в Польше, несо­мненно имели передовой буржуазный нрав. Но, как и потом в Фин-

214

ляндии, местное население и элита часто становились § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... на защиту архаичных особых польских институтов. В то же время самодержавие отрешалось проводить тут отдельные буржуазные реформы (земского и городского ca­моуправления) либо же проводило их с суровыми ограничениями § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... (судебная реформа). Создание достаточно передового тминного самоуправления опять-таки имело политическую цель - привлечь польское крестьянство.

Как и в Финляндии, но в существенно большей степени в Королевстве Поль­ском, вышло беспристрастное столкновение местных и § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... общегосударственных интересов, любой из которых полностью оправдан и может вызывать осознание. Но открытость такового конфликта привела фаворита - имперские власти - к небезопасному заблуждению, заключающемуся в фактически полном отказе от ублажения интересов польского народа § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские..., который, вобщем, никогда не со­гласился бы на ничтожные подачки. Сделанная система муниципального управле­ния в Королевстве Польском, таким макаром, носила репрессивный нрав, и лю­бое ослабление центральной власти в таких критериях § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... вело к ее дезорганизации.

Структура гос власти Величавого княжества Финляндского строилась в целом на местном законодательстве. Ее обособленность от Импе­рии подчеркивалась тем, что общегосударственные учреждения по общепринятому правилу не распространяли свое § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... действие на княжество. Существовавшие в Петербурге министр статс-секретарь и совещательный Комитет для финлянд­ских дел являлись особыми органами. Надлежащие общеимперские учреждения, обычно, не действовали на местности княжества. Обособ­ленность местного § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... аппарата управления в таковой форме, не урегулированной подабающим образом законодательно, представляется пережитком феодализма. Пробы финляндцев в этом смысле найти, в той либо другой мере, связь княжества с Империей полностью оправданы. Другое дело, что § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... такие пробы подчеркнуто вели к гос обособленности Финляндии и не могли вызывать согласия страны с абсолютной властью монарха.

215

Начало периодических созывов Сейма в Финляндии, повышение роли местного правительства - Финляндского сената - и понижение роли представи § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские...­теля центра - генерал-губернатора - являлись основой для предстоящего роста самостоятельности княжества без подабающего учета интересов всего страны. Архаичная организация Сейма по Уставу 1869 г. и еще больше ограниченное его формирование делали § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... почву для предстоящей критики имеющихся порядков. Но предпосылки тут были не только лишь местного происхождения, да и наружного — более либеральный Утомившись мог вызвать неудовольствие имперских властей. Важный вопрос ограничения законодательных возможностей Сейма § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... не вызывал возражений со стороны его русских критиков.

Упразднение в 1874 г. власти наместника в Королевстве Польском ознамено­вало перевоплощение этой окраины в одно из русских генерал-губернаторств. Остатки фактически польских муниципальных учреждений были § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... ликвидиро­ваны еще ранее момента, и в Королевстве уже действовали надлежащие общегосударственные законы и их форма обнародования.

Но окончательная унификация управления данной окраиной про­изошла после упразднения в 1881 г. Комитета по делам Королевства § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... Польского, по­следнего высшего специального для Королевства муниципального учреждения, находившегося в центре. Применение таких временных учреждений для разра­ботки, контроля и проведения реформ в Польше было принужденной в сложив­шихся критериях § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские..., но действенной мерой. Общегосударственные интересы те­перь были вполне обеспечены, но местное население было по большей час­ти отстранено от роли в управлении, в том числе, и из-за политики предназначения в крае § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... чиновников, имевших "российское" происхождение, и полного воспрещения использования в учреждениях польского языка.

Сохранившаяся в Королевстве мощная генерал-губернаторская власть пред­ставляла собой элемент децентрализации управления в интересах его унифика­ции § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские.... При достижении определенного уровня единства, на теоретическом уровне, необхо­димость в таковой децентрализации отпадала. По другому она беспристрастно становилась

216

тормозом для окончательного объединения. В какой-то момент такое должно бы­ло произойти. Вопрос § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... заключался в том, нужна ли для поддержания спо­койствия в Королевстве настолько высочайшая степень унификации управления? Как пока­зала практика, без коренных конфигураций соц критерий в Польше необ­ходимости в этом не § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... было.

Стоит указать на существенное отличие власти наместника (с 1874 г. ге­нерал-губернатора) в Польше и финляндского генерал-губернатора. 1-ый обладал всей полнотой власти во вверенном ему крае, хотя и был поставлен § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские..., при сохранении звания наместника, в один ряд с русскими главными на­чальниками, подчиняясь общегосударственной Аннотации 1853 г., несомнен­но в этом смысле превосходил финляндского генерал-губернатора. Много поз­же генерал-губернатор Бобриков сожалел § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... об отсутствии у него власти варшав­ского генерал-губернатора (о власти польского наместника он не мог и меч­тать). Генерал-губернатор Финляндии, выведенный из под власти общегосу­дарственных учреждений, не мог в одиночку § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... пользоваться таким положе­нием, разделяя возможности с местным правительством - Сенатом и с влия­тельным статс-секретариатом. Да и в Польше и в Финляндии на основных на­чальников, как в силу личных свойств, так § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... в силу их положения нельзя было неоспоримо положиться в процессе унификации управления этими террито­риями.

Губернское, уездное управление и городское самоуправление Ве­ликого княжества Финляндского рассматриваемого периода развивалось, как и до § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... этого, без использования общегосударственного законодательства и соответ­ствующего опыта таких реформ. Они оставались только финляндски­ми учреждениями. Потому более остро на эту сферу влияли внутренние социально-политические противоречия княжества. Центральная § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... власть пока не проявляла тут собственной заинтригованности, но, все же, оказывала определенное воздействие. Так, Величавое княжество не решило делему введения губернских и уездных органов самоуправления. Потом неважно какая

217

суровая административная реформа могла вызвать страшную для финляндской § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... автономии заинтригованность имперского правительства.

Судебная система Финляндии, хотя и подверглась изменениям, но в це­лом представлялась достаточно архаичным учреждением, отличавшимся низкой эффективностью. Эти недочеты осознавались правящей элитой, но их, ско­рее, тревожил § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... вопрос перевоплощения Судебного департамента Сената в высшее независящее судебное учреждение края, которое должно было содействовать предстоящему росту местной самостоятельности.

Несменяемость финляндского чиновничества, его работоспособность и, как проявили последующие действия § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские..., преданность делу и родному краю являются положительными моментами. Но очень неспешное и неохотное введение финского языка в муниципальных органах содействовало появлению напряженности в княжестве, которым пробовала пользоваться центральная власть.

В Королевстве Польском преобразование § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... губернского и уездного аппарата управления привело к созданию стройной и эффективной системы, на сто процентов соответственной интересам русских властей. Отличия от губернского и уездного управления Империи не были настолько существенными. В § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... Королевстве пол­ностью отсутствовало народное консульство кроме, пожалуй, уровня волости - тминного самоуправления. Это самым суровым образом сказывалось на состоянии социальной сферы Королевства, в особенности на город­ском хозяйстве. Но в сложившихся критериях схожее § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... не принималось цен­тральной властью за значимый недочет.

Отступления от принципов Судебных Уставов, принятые в Польше, но­сили довольно суровый нрав. Принципиальным шагом было введение российского языка в судопроизводство, который подрывал эффект § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... введения тут передо­вой судебной системы. Дело осложнялось повсеместным предназначением импер­ских чиновников в крае с высочайшим социально-экономическим и культурным уровнем, развитым самосознанием польского народа.

218

Но к началу 80-х гг § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские.... XIX в. перевоплощенные системы управления Величавого княжества Финляндского и Королевства Польского, их правовой статус в составе Русской империи полностью соответствовали потребностям имперско­го правительства. Их недочеты проявятся существенно позже и уже в дру­гих § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... политических критериях. Тяжело инкриминировать Русское правительство в не­предусмотрительности, но в Финляндии оно шло по польскому пути, создавая и уплотняя такую государственно-правовую и политическую действительность, с ко­торой было нереально § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... не считаться. В Польше организация власти изначаль­но рассчитывалась на жесткое угнетение местного населения. Но такая поли­тика не имела исторической перспективы.

Невзирая на довольно огромное количество работ, посвященных управ­лению § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... Величавого княжества Финляндского и Королевства Польского, также окра­инной политике Русской империи, одной из которых является данное ис­следование, в исследовании представленной препядствия остается много слабо изу­ченных вопросов.

В главном создатели опираются на § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... относительно узенький круг нормативно-правовых актов и размещенных документов. Но они не отражают полностью всего обилия реально сложившихся связей и отношений меж разными муниципальными учреждениями, практически сущест­вующих их возможностей § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские.... В особенности это относится к взаимодействию мест­ных и высших и центральных органов гос власти.

Относительно слабо исследован институт генерал-губернаторов (наместника), потому что его подлинный объем прав в значимой мере основывался на сло­жившейся § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... практике, а не на законе. В этих целях нужно подвергнуть бо­лее скрупулезному анализу компанию и деятельность канцелярий генерал-губернатора и других учреждений, состоявших при этой должности.

Не считая того, решение § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... вышеназванных заморочек позволяет с большей сте­пенью убежденности и обоснованности найти реальное положение данных

219

окраин в муниципальном механизме Русской империи и, тем, их правовой статус.

Практически совсем неизученной остается по сей день § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... органи­зация политической милиции, жандармских учреждений в Финляндии и Поль­ше. Для последней нужно направить более пристальное внимание на го­родское управление и судоустройство и его реформу.

Таким макаром, нельзя не сделать вывод о § 2. Городское и сельское управление и самоуправление - I. Великое княжество Финляндское и Царство Польское и имперские... том, что данная неувязка в текущее время в ряде важных вопросов продолжает оставаться недоста­точно изученной и просит продолжения исследовательских работ с учетом современного опыта и поболее кропотливого подхода.

220



-15-umozaklyuchenie-po-analogii-i-ego-vidi-ispolzovanie-analogij-v-processe-obucheniya.html
-153-okonchaniya-imenitelnogo-padezha-mnozhestvennogo-chisla-sushestvitelnih-spravochnika-1997-goda-d-e-rozental.html
-16-dogovori-v-polzu-tretego-lica-novickin-i-b-lunc-l-a-obshee-uchenie-ob-obyazatelstvah-m-yur-lit-1950-412-s.html