§ 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История

^ § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ
Числа не помню.
Месяца тоже не было.
Было черт знает что такое.

Н. В. Гоголь. Записки безумного

Календарь является одним из древних изобретений населения земли. Календари появляются везде, где возникает письменность, —
показательно, что § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История цивилизация майя, не знавшая колеса, меди, желе-

160 Глава 2

за и бронзы, смогла сделать необыкновенно непростой и очень четкий
календарь.

История календарей — это в значимой мере история астрономии и смежных с ней наук (от § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История арифметики до оптики). Но совместно
с тем разумеется, что все календарные системы представляют собой
социальные конвенции (подробнее об этом см. гл. 5). Потому история календарей — это также и история государственности, и история религии, и история § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История соц отношений.

Все календарные системы основаны на 3-х единицах времени,
т. е. 3-х периодах: во-1-х, периоде воззвания Земли вокруг
Солнца (тропический либо солнечный год), во-2-х, периоде смены
фаз Луны (синодический либо лунный месяц § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История), и, в-3-х, периоде
воззвания Земли вокруг собственной оси (земные день). Неувязка, стоящая перед разработчиком хоть какой календарной системы, состоит сначала в их состыковке: как понятно, длительность тропического (солнечного) года § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История составляет 12,36826... синодических
(лунных) месяцев либо 365,242195... земных суток, а длительность синодического (лунного) месяца — 29,530588... земных суток. Перипетии борьбы населения земли с этими дробями составляют
интереснейшую страничку истории познания, но, к огорчению, мы не
имеем способности останавливаться на ней в § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История деталях6. Тут мы
только кратко напомним об главных шагах развития календарных систем, существенных для осознания истоков хронологического и исторического времени.
1. Календари
Все календари в той либо другой мере употребляют три упомянутых
выше периода § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История — тропический год, синодический месяц и земные день. Зависимо от степени учета каждого из этих периодов календари обычно делятся на лунные, лунно-солнечные и солнечные.

Древней разновидностью календарей являются, по-видимому, лунные, основанные на § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История самых ранешних и простых астрономических наблюдениях, согласно которым предполагалось, что календарный год равен 12 лунным месяцам. В этих календарях неделя
также определялась на базе фаз луны как одна 4-ая часть

6 Читателей, интересующихся историей календарных § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История систем и календарей, мы отсылаем к работам: Идельсон 1976 [1925]; Селешников 1977; Климишин 1981; Цыбулъский 1982 и др.

От хронологии к историографии 161

лунного месяца, т. е. семь дней (хотя по сути синодический
месяц не делится на четыре семидневных недели § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История нацело).

Так как длительность календарного года в чисто лунном календаре меньше длительности тропического года на
10,875... суток, начало года в таких календарях повсевременно перемещается по климатическим сезонам. Переход к оседлому стилю жизни
и развитие земледелия § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История востребовали учета годичных конфигураций климата, связанных с вращением Земли вокруг Солнца, что и послужило
предпосылкой перехода к более четким лунно-солнечным и солнечным
календарям.

Заметим, что современный солнечный календарь унаследовал
от древних лунных число месяцев § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История — 12 (но сейчас календарные месяцы никак не связаны с синодическими). Точно так же
из лунного календаря мы унаследовали и 7-дневную неделю (в других
календ арных системах существовали 3-, 5-, 8-, 10-дневные недели).

Лунно-солнечные календари, в § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История первый раз показавшиеся в 3-ем
тысячелетии до нашей эпохи, позволяли приблизить среднюю длительность календарного года к настоящей величине тропического
(солнечного) года за счет повторяющейся вставки в годичный календарь дополнительного тринадцатого месяца. В этом смысле все лунно-солнечные § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История календари относительно однотипны и различаются только
методом либо системой этой вставки7.

На основании дошедших до нас клинописных документов можно считать, что в Шумере лунно-солнечный календарь употреблялся уже к III тыс. до н § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История. э., хотя в различных городках шумерского страны применялись различные календари (со своими наименованиями месяцев
и методами вставки тринадцатого месяца). Лунно-солнечные календари продолжали существовать в этом регионе и после завоевания Шумера Аккадским государством § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История (2310 г. до н. э.), и после
покорения Шумера Вавилоном при Хаммурапи (1792—1750 гг. до
н. э.). В XII в. до н. э. наименования месяцев из вавилонского календаря были взяты ассирийцами.

После захвата § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История вавилонянами в 597 г. до н. э. Палестины и
Иерусалима, поточнее в период так именуемого Вавилонского пленения (586—539 гг. до н. э.), вавилонский календарь на сто процентов уко-

7 Год из 13-ти синодических месяцев именуется эмболисмическим (от греч § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История. ёцрЪХг) — вставка), а вставной месяц либо денек — интеркалярием (от лат. intercalo — вставлять).

162 Глава 2

реняется посреди иудеев и фактически в постоянном виде сохраняется
прямо до наших дней в качестве официального церковного календаря в Израиле8. Год § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История в иудейском календаре до начала III в. до н. э.
начинался с вешнего месяца Нисана, позднее — с осеннего месяца
Тишри. За начало месяца принималась неомения (т. е. 1-ое возникновение видимого лунного серпа § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История), при этом прямо до I в. до н. э. при
иерусалимском синедрионе была особая комиссия,
которая 29-го числа каждого месяца высылала наблюдателей за город, чтоб они могли заверить возникновение видимой Луны
(согласно библейским установлениям таких § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История очевидцев должно быть
более 2-ух). Зависимо от показаний свидетелей первым деньком
нового месяца провозглашался денек, последующий за 29-м либо за 30-м
деньком предшествующего месяца. Об этом событии население окружностей Иерусалима оповещалось при помощи сигнальных огней § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История либо через специально снаряжаемых гонцов.

Как минимум сначала I тыс. до н. э. лунно-солнечные календари появились в Старой Греции, при этом в каждом городке опятьтаки существовал свой календарь со своими § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История наименованиями месяцев, временем начала года и правилами вставки дополнительного
тринадцатого месяца. В Афинах, к примеру, год начинался с первого
новолуния (поточнее, неомении) после летнего солнцестояния.

В конце концов, у римлян еще в § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История VIII в. до н. э., в эру Ромула (по
свидетельству Цензорина), существовал чисто земельный «год Ромула» длительностью 10 месяцев (304 денька), длившийся с весны до зимы. Зимой счет месяцев не выполнялся, а просто ожидали
пришествия весны. Сначало месяцы § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История именовались по порядку (от первого до десятого), потом 1-ые четыре месяца получили
имена: Мартиус (в часть бога войны Марса, призванного защищать
мирный труд), Априлис (тут есть несколько этимологических версий), Майус (в часть богини земли Майи § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История), Юниус (в честь верховной
римской богини Юноны), — а далее сохранялся порядковый счет
месяцев: Квинтилис — 5-ый, Секстилис — 6-ой, Септембер — седьмой, Октобер — восьмой, Новембер — девятый, Децембер — десятый.

По существу, лунно-солнечный календарь был введен в Старом § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История Риме только в VII в. до н. э. при Нуме Помпилии. В процессе проведенной им календарной реформы к 10 месяцам, существовавшим

8 О начальном еврейском календаре фактически ничего не понятно — в Библии в различных § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История местах упоминаются только наименования 4
месяцев, связанные с земледельческими периодами.

^ От хронологии к историографии 163

ранее, были добавлены еще два: Януариус (в честь Януса — бога
всяких начинаний, одно из 2-ух лиц которого было обращено в прошедшее § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История, а другое — в будущее) и Фебруариус (в честь бога подземного
королевства Фебрууса). Тогда же была принята система счета дней в
месяце: 1-ый денек месяца стал называться Calendae, седьмой либо
5-ый — Nonae, пятнадцатый либо § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История тринадцатый — Idus. Денек перед
ними именовался кануном, и счет дней в месяце велся по числу дней
до календ, нон и ид9.

Как отмечает Э. Бикерман, на первом шаге использования лунно-солнечных календарей фактически § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История во всех государствах вставка дополнительного месяца выполнялась очень произвольно, исходя из некоторых общих суждений.

К примеру, в Вавилоне при Хаммурапи дополнительный тринадцатый месяц вставлялся по распоряжению правителя. «Так как год
имеет недочет, то пусть § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История месяц, который на данный момент начинается, получит заглавие второго Улулу, а полагающаяся в Вавилоне на 25-й
денек месяца Ташриту подать будет доставлена 25-го денька месяца Улулу
второго» (цит. по: Бикерман 1975 [1969], с. 42). Такими указами вставка
дополнительного месяца регулировалась § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История прямо до V в. до н. э.

В иудейском календаре в VI в. до н. э. тринадцатый месяц был
добавлен, как свидетельствуют сохранившиеся документы, старшим
арбитром иерусалимского синедриона из-за природных критерий § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История:
«Поскольку голуби еще малы, ягнята еще слабы, а ячменные хлеба
еще не созрели... я решил прибавить к году еще 30 дней»
(цит. по: Бикерман 1975 [1969], с. 45).

Последующий шаг развития лунно-солнечных календарных систем характеризуется § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История попытками упорядочения календаря и введения некоего правила вставок.

Самая примитивная и менее четкая система применялась в
римском календаре, использовавшемся с VII до середины I в. до н. э.
В каждом втором году выполнялась вставка 20-дневного месяца
Мерцедония § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История (позже его продолжительность была увеличена до 22—23
дней). Этот дополнительный месяц вставлялся в календарь меж
VI и V деньком до мартовских календ (отсюда — ожидать «до мартовских
календ», т. е. очень длительно).

Более четкой системой вставки § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История была так именуемая октаэдеридная система, при которой вставлялось три дополнительных лун-

9 Заметим, что римская система датирования дней в месяце по календам,
нонам и идам сохранялась в Западной Европе до XVI в.

164 Глава § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История 2

ных месяца в течение каждых восьми лет. К примеру, в Вавилоне
вставка дополнительного месяца по правилу октаэдерида начала
выполняться приблизительно с 600 г. до н. э. В Старой Греции такая
же система была разработана сначала § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История VI в. астрологом Клеостратом и официально введена в Афинах Солоном в 593 г. до н. э.

Более четким методом вставки дополнительного месяца
является 19-летний цикл, в течение которого вставляется семь дополнительных лунных § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История месяцев, при всем этом ошибка в один денек скапливается
приблизительно за 210 лет. Ранее всего 19-летний цикл был разработан в
Китае, где он начал употребляться с середины эры Чунцю (722—
481 гг. до н. э.). В иудейском календаре эта § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История система вставок была
введена в 499 г. до н. э. В Старой Греции 19-летний цикл вставок
доказал астролог Метон (отсюда — «метонов цикл»), и он начал
равномерно применяться в отдельных греческих городках начиная с
432 г. до н. э § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История. В конце концов, в Вавилоне 19-летний цикл стал употребляться ок. 380 г. до н. э., в период правления Артаксеркса II (тут
разработка схемы этого цикла принадлежала астрологу Киденасу).

Таким макаром, начиная с § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История IV в. до н. э. в большинстве стран, использовавших лунно-солнечные календари, вставка дополнительного месяца выполнялась уже по некоей системе. Но формальное наличие системы вставок никак не гарантировало точность
и упорядоченность этих календарей § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История.

К примеру, в иудейском календаре, согласно религиозным предписаниям, начало года не может приходиться на воскресенье, среду и
пятницу. Потому, невзирая на формальное внедрение системы
«семь дополнительных месяцев за 19 лет», решение о том, вставлять
либо не вставлять § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История дополнительный месяц, принимается раввинатом
(ранее — верховным жрецом Иерусалимского храма), с тем чтоб
начало года и некие главные празднички попадали на «правильные» деньки.

В Старой Греции, невзирая на формальное введение метонова
цикла, случайная вставка дополнительного § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История месяца сохранялась
прямо до II в. до н. э. Вприбавок практически во всех городках власти часто манипулировали календарем. К примеру, «афиняне могли переименовать месяц Мунихион поначалу в Антестерион, а потом в Боэдромион, чтоб дать возможность § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История Деметрию Полиоркету во время его
недолговременного пребывания в городке познакомиться с малыми
(празднуемыми в Антестерионе) и большенными (празднуемыми в Боэдромионе) элевсинскими таинствами» (Бикерман 1975 [1969], с. 31).

От хронологии к историографии 165

В Риме до середины § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История I в. до н. э. правом вставлять дополнительный месяц Мерцедоний и устанавливать начало месяцев и года
обладала коллегия понтификов во главе с верховным жрецом (Pontifex
Maximus). Это право нередко использовалось для сокращения пребывания у власти § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История (на выборных должностях) противников и удлинения сроков
правления друзей понтификов. Не считая того, удлинить срок собственного
пребывания на выборной должности методом «корректировки» календаря достаточно нередко можно было за взятку. Возникавшая в итоге всех этих махинаций путаница § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История с календарем стала притчей
во языцех. Как писал по этому поводу Вольтер, «римские военачальники всегда побеждали, но они никогда не знали, в какой денек это
случилось...».

Наш календарь, который является чисто солнечным (т § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История. е. в нем
неизменное число месяцев и «подгоняется» только число дней в году),
берет начало в египетской календарной системе.

Уже в III тыс. до н. э. египтяне начали использовать штатский солнечный § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История календарь, в каком год состоял из 365 суток (вместе с этим существовали самостоятельные ритуальные и бытовые
календари). В штатском египетском календаре было 12 месяцев
длительностью по 30 дней каждый (они, естественно, уже не
были привязаны к синодическим месяцам § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История), а в конце года к ним
добавлялось 5 «лишних» дней (греки позже окрестили их «эпигомены», т. е. «те, что над годом»). Каждый месяц делился на три огромные недели по 10 дней и на 6 малых недель по 5 дней в § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История каждой
(т. е. в конце года добавлялась одна малая неделя).

Начальным пт для построения египетского календаря был
момент летнего солнцестояния, т. к. скоро после него начинался разлив Нила. Беря во внимание техно сложность § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История определения даты солнцестояния, в качестве отправной точки был взят 1-ый после 70-дневного отсутствия на небе (так именуемый гелиактический) восход
Сириуса (звезды Сотис), который на местности Египта наблюдался
в сроки, близкие к моменту солнцестояния. Последующий за § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История восходом
Сириуса денек был принят за начало года (1-ое число месяца Тот).

Календарный год, состоящий из 365 суток, короче тропического
на 0,242... суток, потому начало календарного года также перемещается по климатическим сезонам, хотя и не § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История так стремительно, как в случае с лунными календарями, состоящими из 12 синодических месяцев. В итоге этой неизменной передвижки начало года в
египетском календаре (1-ый денек месяца Тот) ворачивается «на

166 Глава 2

место» через 1461 египетский год § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История либо 1460 тропических лет. Период в
1461 календарный год именовался Величавым годом либо Годом Сотис.
Заметим, что перемещение начала года по климатическим сезонам
не препятствовало определению сроков разлива Нила — довольно
было знать порядковый номер года в Году § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История Сотис, чтоб произвести
нужные вычисления10.

Понятно, что попытка ввести повторяющуюся вставку дополнительного 366-го денька, чтоб уравнять среднюю длительность
египетского календарного года с тропическим и тем закончить неизменное перемещение начала года по сезонам, была § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История предпринята, а именно, в 238 г. до н. э. Птолемеем III Эвергетом (т. е.
Благодетелем), но она оказалась безуспешной. Только после реформы календаря в Риме и завоевания римлянами Египта в 26 г. до
н. э. там были § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История введены високосные годы (о происхождении наименования «високосный» см. ниже).

Невзирая на тривиальные недостатки, египетский календарь завлекал многих астрологов собственной простотой и стабильностью и употреблялся в астрономических трудах начиная с Клавдия Птолемея и
до § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История Коперника. Но главное, этот календарь послужил основой для
всех более поздних солнечных календарных систем, в том числе и
той, которая применяется в текущее время.

Посреди I в. египетский опыт был применен при реформе
римского § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История календаря, проведенной Юлием Цезарем. После путешествия в Египет и знакомства с тамошней календарной системой Юлий
Цезарь, занимавший в это время должность верховного жреца в Риме,
пригласил группу александрийских астрологов во главе с Созигеном для § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История разработки новейшей календарной системы, которая была введена в 46 г. до н. э.

Этот календарь, позже получивший заглавие юлианского, с
одной стороны, был основан на египетском опыте построения сол-

10 Нужно сказать, что кроме § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История перемещающегося по сезонам начала нового
года египетский календарь имел очередной недочет. Дело в том, что дата
гелиактического восхода Сириуса равномерно двигается относительно момента летнего солнцестояния — в 4000 г. до н. э. восход Сириуса опережал
момент § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История солнцестояния приблизительно на 6 суток, в 3000 г. до н. э. совпадал с
ним, в 2000 г. до н. э. уже запаздывал на восемь суток, в 1000 г. до н. э. «опоздание» Сириуса составляло около 16 суток и т § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История. д. В текущее время восход Сириуса наблюдается в Египте около 4 августа, т. е. спустя 43 денька после
солнцестояния.

^ От хронологии к историографии 167

нечного календаря, с другой — учитывал некие чисто римские
традиции, в том числе § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История наименования месяцев.

Год состоял из 12 месяцев, не привязанных к синодическим
(так же, как у египтян), и начинался с первого денька месяца Януариуса,
так как уже со 153 г. до н. э. в сей день вступали § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История в должность
новые римские консулы. Начало года, как и в египетском календаре, было привязано к астрономическому событию — в этом случае к зимнему солнцестоянию, но с некими особенностями. В
год принятия нового календаря, т. е § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История. в 46 г. до н. э., 1 Януариуса
было приурочено к первой неомении после зимнего солнцестояния,
которая наступала в том году на 6-ой денек после солнцестояния.
Для совмещения 1 Януариуса с «правильной» датой относительно
зимнего солнцестояния в год реформы § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История календаря (получившего заглавие annus confucionis — год неурядицы) после Децембера было добавлено три дополнительных месяца (общей длительностью 89
дней).

Одна из обстоятельств установления этого разрыва меж зимним
солнцестоянием и началом нового года, ставшего потом § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История обычным, кроется в том, что римский праздничек урожая — сатурналии —
обычно праздновался около даты зимнего солнцестояния и обычно отмечался в Децембере, последнем месяце года. Потому Децембер в новеньком календаре включал 5 дней § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История после момента солнцестояния (наподобие «эпигомен» в египетском календаре), и только
потом начинался новый год. Вначале обусловленный традицией
проведения сатурналий в Децембере разрыв меж датой зимнего
солнцестояния и началом нового года перебежал в современную календарную систему, хотя в итоге § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История разных подвижек и модификаций календаря этот разрыв сейчас добивается уже восьми дней.

В юлианском календаре каждый нечетный месяц (начиная с
первого — Януариуса) состоял из 31 денька, каждый четный — из 30
дней. Так как § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История в данном случае год состоял из 366 дней, то эта «правильная» система расположения дней по месяцам соблюдалась только
один раз в четыре года, в другие годы в Фебруариусе, который
обычно подвергался манипуляциям, должно было быть 29 дней.
Опять § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История-таки в согласовании с традицией дополнительный 30-й денек в
Фебруариусе вставлялся меж VI и V деньком до мартовских календ,
т. е. в тот же денек, когда ранее начинался вставной месяц Мерцедоний, — в новейшей § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История юлианской системе после 24 Фебруариуса. Так как в юлианском календаре сохранялась система оборотного счета дней

168 Глава 2

в месяце от календ, нон и ид, то этот дополнительный денек назывался bis sextum Cal. Mart § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История. — два раза 6-ой до мартовских календ,
отсюда — annus bissextus, либо високосный год11.

Упомянем еще об одном продолжении египетских календарных традиций в Старом Риме. Во время гелиактического восхода
Сириуса, приблизительно совпадавшего с датой § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История летнего солнцестояния, Сириус (он же египетская Сотис) наблюдался в созвездии Огромного
Пса. Потому в Риме Сириус назывался Stella canicula, т. е. Песья
звезда. При всем этом летнее солнцестояние, а соответственно и гелиактический восход Сириуса, совпадали с § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История пришествием самого горячего времени года, когда в городке объявлялся перерыв в работе. Эти
деньки римляне называли dies caniculares (собачьи деньки, откуда пошло и
общее для всех европейских языков выражение «собачья погода»).
В Средние века словом § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История «каникулы» стали обозначать летний перерыв в учебных упражнениях в институтах.

В благодарность за реформу, также беря во внимание выдающиеся
военные награды Цезаря (который был убит через два года после
реформы), в 44 г § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История. до н. э. римский сенат переименовал месяц Квинтилис, в каком родился Юлий Цезарь, в Юлиус. Правда, через пару лет после реформы опять началась календарная неурядица,
которую поправил Октавиан Август в 8 г § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История. до н. э. Так как римские жрецы после погибели Цезаря начали вставлять дополнительный високосный денек в каждом 3-ем, а не четвертом году, то для
исправления календаря с 9 г. до н. э. по 8 г. н. э § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История. високосные деньки не
вставлялись вообщем, и только начиная с 9 г. н. э. юлианский календарь начал работать нормально.

В символ почтения к заслугам Августа римляне в 8 г. н. э. переименовали Секстилис в Августус § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История и добавили к нему один денек от все
такого же многострадального Фебруариуса (чтоб месяц Августа был
не короче, чем у Цезаря). А в качестве компенсации (чтоб не было
три месяца попорядку по 31 деньку) от § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История Септембера один денек был перенесен на Октобер, а от Новембера — один денек на Децембер.

После принятия христианства Константином в IV в. юлианский календарь получил статус официального в христианской Европе. Потому по христианской традиции датой введения § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История календаря

11 Традиция считать дополнительным деньком в феврале последующий денек
после 24 февраля (а не 29 февраля) сохранилась и в григорианском календаре: деньки святых в церковном календаре в високосные годы передвигаются
с 25—28 февраля на 26—29 февраля.

^ От § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История хронологии к историографии 169

считается не 46 г. дон.э., а325г. н. э. (год проведения Никейского
собора).

Напомним, что в юлианском календаре каждые 128 лет набегает
ошибка в одни «лишние» день.'К началу IV в. с момента введения
календаря § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История Цезарем накопилась ошибка в три денька, т. е. начало нового года отстояло от зимнего солнцестояния уже не на 5, а на восемь дней (солнцестояние приходилось на 22—23 Децембера). Тегё
более историческая начальная точка построения даты § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История начала года —
25 Децембера — сохранилась и в «христианском» варианте, но заместо начала сатурналий это число стало знаменовать рождение Иисуса Христа12.

Но все таки главной начальной точкой отсчета годичного цикла в
иудео-христианском календаре является § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История не дата зимнего солнцестояния, а дата вешнего равноденствия. В согласовании с унаследованной от иудеев традицией конкретно Пасха, приуроченная к вешнему равноденствию, является основным христианским праздничком (в
отличие от сатурналий, приуроченных § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История к зимнему солнцестоянию).
Так как в согласовании с новозаветной мифологией Пасха приурочена не только лишь к деньку вешнего равноденствия, да и должна приходиться на воскресенье, 325 год оказался необыкновенно удачным для
принятия календаря — в § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История этом году вешнее равноденствие пришлось на 21 марта, которое совпало с воскресеньем. При внедрении
юлианского календаря в качестве официального календаря христианской Церкви предполагалось, что это совпадение будет приблизительно сохраняться и в предстоящем, потому согласно постановлению Никейского § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История собора Пасха должна была праздноваться в воскресенье после
равноденствия, но не ранее 21 марта. Но так как из-за скопления ошибок юлианский календарь всегда «уходил вперед», календарное 21 марта стало равномерно отдаляться от § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История равноденствия,
т. е. сдвигаться поближе к дате летнего солнцестояния.

Посреди XVI в. вешнее равноденствие по юлианскому календарю приходилось уже на 10 марта, и смещение Пасхи относительно климатического сезона года стало довольно естественным.
Назревшую реформу календаря § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История выполнил папа Григорий XIII в
1582 г. на базе проекта итальянского доктора и математика Луид-

12 Заметим, что в итоге наложения на римский календарь иудеохристианских традиций и мифологии в качестве начала нового года мы
отмечаем § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История достаточно необычную дату — денек обрезания Христа.

170 Глава 2

жи Лилио (Алоизий Лилиус, 1520—1576). В целом система осталась
той же, что и в юлианском календаре, но из каждых 400 лет сейчас
выбрасывается три излишних денька, т. е. не числятся високосными
столетия § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История, 1-ые две числа которых не делятся на 4. При переходе
к новенькому календарю была скорректирована ошибка в 10 дней, накопившаяся с 325 г., и, согласно папской булле, после четверга 4 октября 1582 г. пятница числилась не 5, а 15 октября § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История.

В XVI в. григорианский календарь приняли католические страны (Испания, Португалия, Польша, Франция, часть Италии, правитель и католические княжества Германии), также протестантские
Голландия и Швейцария. В 1700 г. присоединились лютеранские
Дания и Норвегия, посреди § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История века — Великобритания, Швеция и Финляндия. Протестантские городка и княжества Германии держались за
старенькый стиль в протяжении всего XVII в. Целый ряд государств (Болгария,
Сербия, Румыния, Греция, Турция, Египет, Наша родина) приняли этот календарь § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История исключительно в XX в. (напомним, что в 1700 г. Наша родина перебежала только от
летоисчисления «от сотворения мира» к юлианскому календарю).

Заметим, что египетский календарь послужил прототипом не
только нашего календаря, да и целого ряда других § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История календарных систем. А именно, одним из его вариантов является так именуемый
александрийский календарь, который до сего времени употребляется коптской церковью. Он был введен в 26 г. до н. э., после того как Египет
был завоеван римлянами § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История. При сохранении старенькой египетской системы счета месяцев и дней — 12 месяцев по 30 дней в каждом и 5
дополнительных дней — в александрийском календаре введены
високосные годы (дополнительный денек, т.е. 6-ой эпигомен, вставляется 8 раз в § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История каждом 33-летнем цикле).

В 632 г. н. э. календарь подобного типа был введен Йездигером III в Иране, где он употреблялся прямо до XI в. В этом календаре каждые 119 лет вставлялся дополнительный 30-дневный § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История месяц.

Другим известным вариантом египетского календаря был так
именуемый Республиканский календарь, принятый Государственным
конвентом 5 октября 1793 г. и действовавший во Франции 13 лет,
прямо до 1805 г. Каждый 4-ый год был високосным, а начало
года приходилось на денек § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История осеннего равноденствия.

Каждый месяц, состоявший из 30 дней, делился на три декады.
В конце обыденного года добавлялось 5, а в конце високосного года —
6 торжественных дней, именовавшихся «санкюлотидами». 1-ый денек

^ От хронологии к историографии 171

был праздничком Гения, 2-ой § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История — праздничком Труда, 3-ий — праздничком Подвигов, 4-ый — праздничком Наград, 5-ый — праздничком Представления. 6-ой денек в високосные годы посвящался
спортивным играм и состязаниям (отголоски этого слышны, а именно, в системе проведения современных Олимпийских § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История игр, возрожденных французом Пьером де Кубертеном и приуроченных им
к високосным годам).
^ 2. Календарные периоды
Итак, в современном мире, невзирая на его внешнюю взаимосвязанность и унифицированность, продолжают употребляться самые различные типы календарей — чисто лунные (в § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История арабских странах),
лунно-солнечные (в Израиле) и, в конце концов, различные варианты солнечного календаря — александрийский (в коптской церкви), юлианский
(в российской православной Церкви) и, в конце концов, европейский григорианский календарь. Но так либо по § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История другому основой всех календарных систем, а тем хронологии и хронографии, являются три единицы времени — день, год и месяц, в базе которых лежат три
астрономических периода — воззвания Земли вокруг собственной оси § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История и
Земли вокруг Солнца, также период смены фаз Луны.

Начало каждого из календарных периодов варьируется у различных народов и в различные эры: так, денек может начинаться с восходом (в средневековой христианской Европе), с закатом (у § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История иудеев), в
полночь, т. е. в «О часов» (в нашей системе исчисления времени).
Начало месяца также может быть привязано к первому возникновению
видимой Луны (неомении) либо задаваться формально методом установления определенного числа дней в § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История месячных периодах. В конце концов,
большим многообразием характеризуется время начала года: летнее либо зимнее солнцестояние, осеннее либо вешнее равноденствие,
Благовещенье, Рождество, обрезание Христа, денек рождения Октавиана
Августа и т. д. и т. п. (мы § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История вернемся к дискуссии этой темы в гл. 5).
Но по существу хоть какой календарный период в виде действия фиксирует только астрономическое явление — приход данного небесного
тела в определенную точку орбиты.

На базе § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История 3-х первичных календарно-астрономических периодов — суток, месяца и года — позже были образованы разные
их производные. Обычным является деление суток на денек и

172 Глава 2

ночь, и дальше — на часы, которые по-разному определялись в различные
эры. В свою § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История очередь часы делятся на половины, четверти и, в конце концов,
минутки. Потом идут секунды, миллисекунды, наносекунды и т. д.

Сразу день соединяются воединыжды в более долгие календарные периоды (либо, зависимо от типа § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История календарной системы,
месяцы делятся на более недлинные периоды) — недели, которые могут иметь самую разную длительность(3, 5, 7, 8, 10 и т. д. дней).
Месяцы соединяются воединыжды в (либо годы делятся на) сезоны, кварталы,
полугодия и т § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История. д. В конце концов, годы соединяются воединыжды в более долгие
календарные периоды, обхватывающие пару лет.

Отличительной чертой всех календарных периодов — от самых
маленьких до больших — является их условно неизменная (для
каждого периода § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История) длительность. Если откинуть малозначительные варианты, связанные, к примеру, с переменами скорости вращения
Земли либо неравномерностью движения Луны и Земли по своим орбитам, также маленькие различия в продолжительности календарных месяцев и лет, обусловленные специфичностью календарных § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История систем, то можно
считать, что календарно-астрономические периоды имеют приблизительно
постоянную продолжительность, т. е. по существу являются не просто периодами, а циклами.

В главе 5 мы вернемся снова к дискуссии единиц времени —
часов, суток, недель, месяцев, сезонов § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История — в рамках рассмотрения препядствия психического восприятия времени. Тут же мы желаем
кратко тормознуть на более больших календарных периодах либо
циклах, обхватывающих пару лет и интенсивно применяемых в
историографии. Посреди их можно выделить § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История те, которые связаны с
особенностями той либо другой календарной системы, также те, которые появляются на базе повторяющегося повторения некоего действия публичной жизни — праздничка, переписи, выборов и т. д.

А именно, одним из древних § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История укрупненных календарных
периодов являются олимпиады. Как понятно, в Греции по последней
мере с VIII в. до н. э. раз в четыре года проводились Олимпийские
игры, являвшиеся большим событием публичной жизни, и четырехлетний период от одних игр до других § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История получил заглавие «олимпиады». Олимпиады как четырехлетние календарные периоды были
введены в 264 г. до н. э. греческим историком Тимеем Сицилийским и математиком Эратосфеном, которые также установили
дату проведения первых Олимпийских игр (776 г. до н § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История. э. по со-

^ От хронологии к историографии 173

временному летоисчислению)13. При датировке событий по этой системе указывался номер года в олимпиаде, а потом порядковый номер олимпиады (т. е. четырехлетнего периода).

Начиная с рубежа § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История III—II вв. до н. э. счет времени по олимпиадам получил обширное распространение в Греции, а потом и в Риме,
и употреблялся в историографических работах прямо до начала V в.
н § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История. э. (формально проведение Олимпийских игр было запрещено царем Феодосией в 394 г.).

Очередной вариант четырехлетнего цикла задают високосные
годы, использовавшиеся в юлианском, а потом и в современном григорианском календаре. Вобщем, прямо до XVIII в § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История. четырехлетия
меж високосными годами обычно не рассматривались в качестве
самостоятельных периодов, т. е. не являлись единицей времени.

Все же в современную эру четырехлетний цикл високосных годов все таки заполучил самостоятельное значение. Дело в
том, что к ним § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История приурочены как минимум два значимых действия публичной жизни — президентские выборы в США и современные Олимпийские игры. Тем по последней мере для 2-ух
групп — американских политиков и участников олимпийского движения — четырехлетние периоды являются важной § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История единицей времени, так как их деятельность в значимой мере подчинена
данному циклу.

В XX в. в СССР и социалистических странах Восточной Европы для огромных групп населения (в том числе и для неких
историков § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История) важной единицей времени были пятилетние периоды —
так именуемые «пятилетки», связанные с принятием и попытками
выполнения партийных экономических планов.

В средневековой Европе и на Руси в течение нескольких веков в качестве одной из единиц времени § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История употреблялся 15-летний
период — «индиктион», возникновение которого относится к времени
правления римского правителя Диоклетиана (284—305 н. э.). Для
упорядочения валютных налогов и обычных поставок продовольствия провинциями Риму Диоклетиан принял решение о проведении повторяющихся переписей либо переоценок § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История имущества. 1-ая такая перепись была проведена в 297 г. в Египте, который был
тогда римской провинцией, а последующая перепись, проведенная им-

13 Вообщем говоря, Олимпийские игры, видимо, проводились и ранее, но
только отныне начали вестись списки фаворитов § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История Игр.

174 Глава 2

ператором Константином в 312 г., обхватывала уже огромную часть
Римской империи. Отныне переписи стали проводиться часто с интервалом в 15 лет — сложившийся случаем, он был
узаконен царем Константином (имп. 306—337 н. э.) в качестве официальной § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История единицы летоисчисления.

Так как перепись именовалась индикцией (indictio — провозглашение), 15-летний период меж переписями получил заглавие
индиктиона, а порядковый номер года в этом цикле стал называться
индиктом. В качестве точки отсчета индиктионов Константин § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История избрал 23 сентября 312 г. (так как в этом году была проведена 1-ая вправду всеобщая перепись, а 23 сентября было датой рождения Октавиана Августа, от которой в почти всех странах Востока в то
время отсчитывалось § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История начало Нового года). В 462 г. в Западной Римской империи начало года и отсчета индиктов по практическим суждениям было перенесено на 1 сентября. Это ставшее в Византии обычным начало Нового года позже пришло на Русь.

С § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История 537 г. при императоре Юстиниане указание индикта в документах стало неотклонимым, а Верховный суд Священной Римской империи использовал индикты до 1806 г., когда империя закончила свое существование. На всех исторических и юридических
документах Империи § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История индикт указывался после обыкновенной календарной даты. При всем этом в официальных документах номер самого индиктиона обычно не ставился — помечался только номер индикта,
т. е. порядковый номер года в пятнадцатилетнем цикле. Но многие
хронисты § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История так либо по другому учитывали номер индиктиона: в европейских странах отсчет велся от 312 г., в Византии и на Руси — от
Сотворения мира по византийской эпохе либо от Рождества Христова,
которое при счете § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История по индиктионам приходилось на 3 г. до н. э. по
современному летоисчислению (мы вернемся к этому вопросу чуток
ниже).

В странах, использовавших лунно-солнечные календари, в качестве единицы времени фигурировали периоды, соответствовавшие циклу вставок дополнительных лунных месяцев § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История: соответственно 8-летний
цикл вставки 3-х дополнительных месяцев либо 19-летний «метонов» цикл вставки 7 дополнительных месяцев.

В III—IV вв. н. э. в связи с распространением христианства
появился очередной весомый календарный цикл — 28-летний, обусловленный попытками совмещения солнечного § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История юлианского календаря с лунно-солнечным иудео-вавилонским календарем. Проще

^ От хронологии к историографии 175

говоря, идет речь об утверждении в Европе 7-дневной недели (напомним, что ни в начальном юлианском календаре, ни § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История в его предшественнике — египетском солнечном календаре 7-дневная неделя
не использовалась). При 7-дневной неделе, как понятно, деньки недели
повсевременно сдвигаются относительно чисел месяцев, и только каждые
28 лет деньки недели приходятся на те же числа (28-летний цикл § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История появляется при содействии 7-дневного недельного цикла и 4-летнего юлианского цикла високосных лет, т. е. 7x4=28).

Необходимость следования библейской традиции вынудила христианскую Церковь использовать и очередной элемент вавилоно-иудейского календаря — вышеупомянутый 19-летний цикл вставок § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История дополнительных лунных месяцев, так как дата праздничка Пасхи,
перенятого христианами, обычно определялась по лунно-солнечному календарю.

Оба календарных периода — 19-летний и 28-летний — использовались христианской Церковью начиная с IV в. при расчете даты
Пасхи. Вместе с § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История этим в христианской хронологии употреблялся и
«гражданский» 15-летний период индиктионов. Показательно, что
применявшийся христианскими спецами по хронологии период, равный произведению 19x28, т. е. 532 годам, именовался величавым индиктионом. Естественно, внедрение 19- и 28-летних периодов § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История в качестве единиц времени не имело массового нрава — оно
ограничивалось в главном узеньким кругом священнослужителей, занимавшихся расчетом пасхалий. Но сразу эти периоды использовались в христианской историографии и тем преобразовывались в единицы исторического времени.

Обращаясь в § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История собственной работе приемущественно к европейскому
опыту, скажем попутно, что укрупненные календарные периоды существовали и в странах Востока. Один из более узнаваемых примеров — восточный 5-летний цикл первоэлементов/стихий: воды,
огня, металла § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История дерева и земли, которые находятся в движении, связи и повторяющемся руководстве (вода тушит огнь, огнь плавит металл, металл рубит дерево, дерево вырастает в земле, земля родит
воду). Вместе с 5-летним употребляется также 12-летний § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История цикл «земных ветвей» и 60-летний (полный) цикл, образованный произведением 5x12. В Китае эти календарные периоды употребляются уже с
середины III тысячелетия до н. э., а потом они получили распространение и в других странах Азии § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История (Вьетнам, Япония, Корея, Монголия
и т. д.). Хотя сами циклы не нумеруются, а обозначается только

176 Глава 2

порядковый номер года в цикле (в XX в. исходные годы 60-летних
циклов приходились на 1924 и 1984 г.). начало повторяющегося счета
лет обычно относят § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История к 2397 либо 2697 гг. до н. э.

Говоря об укрупненных календарных единицах, нельзя не упомянуть и о том, что десятичная система счисления породила хронологические периоды, кратные 10 годам, — десятилетие, столетие (век)
и тысячелетие. Просто § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История созидать, что эти три «арифметических» укрупненных периода отыскали самое обширное распространение в историографии (к примеру: 1950-е годы, XVIII столетие, II тысячелетие до
нашей эпохи и т. д.). При всем этом § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История столетие (век) и тысячелетие равномерно стали получать не только лишь содержательный смысл, да и относительно гибкие хронологические границы (об этом подробнее см.
чуток ниже).

Завершая обсуждение календарных периодов, остановимся кратко еще на одной § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История дилемме — высококачественном различении календарных единиц времени. Однородность и однотипность календарноастрономических периодов всегда вызывала желание ввести какие-то
различия меж ними. Простым методом придать единицам
времени высококачественный нрав было присвоение им некоторых означающих заглавий § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История либо обозначений.

К примеру, в средневековой Европе, когда день делились на восемь неравновеликих часов, каждый час имел свое означающее наименование (хвалины и т. д.). Еще очевиднее пример с наименованиями месяцев — в календарях § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История большинства народов они носили значащие
наименования, обычно, связанные с сезонными чертами природных критерий и соответственных видов людской деятельности
(мы вернемся к данной теме в гл. 5). Точно так же и части года практически у всех народов имели § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История заглавие: как минимум год делился на зиму
и лето, а в почти всех случаях в качестве самостоятельных частей года
выделялись также весна и осень. В конце концов, до сего времени мы сталкиваемся с отголосками попыток § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История придания содержательного нрава календарному году. Идет речь об определении годов по некому
высококачественному параметру (денежный, сельскохозяйственный, учебный и т. д.), независимо от принятого календарного определения года
и времени его начала.

Одним § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История из использовавшихся в прошедшем вариантов придания
календарным единицам времени высококачественных различий были так
именуемые эпонимы. Эпонимом (греч. ёткоуицсх;, от ел! — после и
оуоцос.— имя) в Старых Афинах именовался 1-ый из 10 архон-

^ От хронологии к историографии 177

тов § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История. Так как «срок службы» архонтов был ограничен годичным
периодом, каждый год по традиции обозначался именованием первого
архонта. В современной историографии эпонимами обычно именуют
всех должностных лиц, имена которых присваивались тому либо
иному календарному периоду.

Не § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История считая архонтов в Греции, можно именовать как минимум еще
три варианта эпонимов, существовавших в истории Старого мира.
Сначала в самих Афинах вместе с годом, обозначаемым именованием первого архонта, в официальных документах использовалась
более маленькая эпонимическая единица § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История — период нахождения у власти пританов (членов афинского городского Совета, осуществлявших
текущее управление городскими делами). Этот период составлял 35—
36 дней, т. е. в течение года сменялось 10 групп пританов. В традиционных Афинах счет времени § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История по пританам был вроде бы рабочим
календарем правительства. Схожий метод датировки встречается, к примеру, у Фукидида, который указывал, что перемирие 423 г. до
н. э. было принято народным собранием, когда у власти были пританы из филы § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История Акмантия (Фукидид. История IV, 119).

Древними эпонимами были, по-видимому, высшие должностные лица (лимму) в Ассирии. Как считает И. М. Дьяконов, «лимму сначало были, возможно, казначеями городского совета в
г. Ашшуре, сразу выполнявшими какие § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История-то обрядовые обязанности, а позднее (по последней мере с I тысячелетия до н. э., но может
быть и ранее) — ассирийскими королевскими должностными лицами,
включая самого царя, его важных советников и начальников областей, которые § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История воспринимали на себя функцию лимму — эпонима года —
попеременно в определенном иерархическом порядке; при всем этом со
гибелью каждого царя порядок лимму начинался снова» (см. комменты И. Дьяконова в: Бикерман 1975 [1969], с. 307).

Упомянем, в § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История конце концов, о более узнаваемых эпонимах, с которыми знаком, по-видимому, каждый историк, а конкретно о римских консулах, именами которых обозначались надлежащие годы.

Как свидетельствуют исторические данные, традиция использования эпонимов для придания календарным годам означающих § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История заглавий была устойчивой: только сохранившиеся и дошедшие до нас
списки лимму в Ассирии обхватывают период 893—666 гг. до н. э.,
первых архонтов в Греции — 496—293 гг. до н. э., консулов в Риме —
период с 509 г § 2. КАЛЕНДАРНОЕ ВРЕМЯ - История. до н.э. по 337 г. н.э. Но эпонимические годы

178 Глава 2

были только самым первым шагом на пути от календарного к историческому времени.


-19-osobennosti-zaklyucheniya-dogovorov-mezhdu-socialisticheskimi-organizaciyami-preddogovornij-arbitrazh.html
-191-opredelenie-pri-sushestvitelnom-obshego-roda-spravochnika-1997-goda-d-e-rozental.html
-1psihologicheskoestroenie-chelovecheskoj-deyatelnosti-uchebnoe-posobie-rekomendovano-ministerstvom-obshego-i-professionalnogo.html