§ 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности

^ § 2. Концепция "грех страны" в интернациональной практике

Понятие "грех страны" понятно интернациональной практике. В принятом Русским государством в 1917 г. Декрете о мире говорилось, что Русское правительство считает агрессивную войну "величайшим злодеянием против населения земли"*(658). В § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности представленном Собранию Лиги Наций в сентябре 1923 г. проекте контракта о обоюдной помощи утверждалось, что "брутальная война составляет международное грех"*(659). В преамбуле Женевского протокола о мирном разрешении интернациональных споров, принятом Собранием Лиги в 1924 г § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности., говорилось, что страны принимают его, "признавая наличие солидарности, объединяющей членов интернационального общества, утверждая, что брутальная война составляет нарушение этой солидарности и международное грех..."*(660)

Ни Контракт о обоюдной помощи, ни Протокол § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности о мирном разрешении споров так и не вступили в силу. Все же, содержавшееся в их положение о преступности злости находило все новые доказательства. Оно было доказано принятой Собранием Лиги в 1927 г. Декларацией об брутальных § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности войнах. При всем этом в Декларации говорилось, что страны должны сообразоваться с установленными ею принципами*(661). VI Межамериканская конференция 1928 г. приняла резолюцию, согласно которой "брутальные войны составляют злодеяния против населения земли"*(662).

Что все § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности-таки касается положительного права, то оно в главном продолжало соответствовать заключению сделанной на Парижской мирной конференции Комиссии по вопросу об ответственности виновников войны и их наказании, которая сделала вывод, что § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности "брутальная война не может рассматриваться как акт, прямо противоречащий положительному праву"*(663). Не следует вкупе с тем недооценивать значение упомянутых актов. Они подготовили почву для соответственных конфигураций в праве.

Принципиальным шагом в признании брутальной § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности войны противоправной явился Контракт об отказе от войны как орудия государственной политики 1928 г. (Парижский пакт), в каком приняло роль большая часть стран. Стороны торжественно заявили, что они "осуждают воззвание к войне § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности для урегулирования интернациональных споров и отрешаются от такой в собственных обоюдных отношениях в качестве орудия государственной политики". В Договоре отсутствует определение брутальной войны как злодеяния. Все же, праздничное осуждение войны очень близко § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности к этому.

Конкретно таким макаром Контракт был истолкован в приговоре Нюрнбергского суда 1946 г. Показательно, что в приговоре были перечислены приведенные выше неправовые акты и подчеркнуто их значение: "Все эти выражения воззрений § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности,...изготовленные настолько торжественно, усиливают то значение, которое Суд присваивает Парижскому пакту и которое состоит в том, что воззвание к брутальной войне является не только лишь беззаконным, да и криминальным"*(664).

Утомившись ООН подтвердил противоправность внедрения силы § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности любым образом, несопоставимым с целями Объединенных Наций. Государства-члены обязались "поддерживать интернациональный мир и безопасность и с этой целью решать действенные коллективные меры для предотвращения и устранения опасности миру и угнетению § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности актов злости..." (ст. 1.1 Устава ООН).

Для обеспечения этого положения Утомившись предугадывает, что не только лишь государства-члены ООН, да и не участвующие в ней страны соблюдали его (ст. 2.6). Возложение настолько принципиального § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности обязательства на не участвующие страны, т.е. без их на то согласия, представляет принципно новое явление в международном праве, которое, очевидно, может иметь место только в исключительном случае.

Глава VII Устава предугадывает § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности возможность внедрения в соответственных случаях мер превентивного либо принудительного нрава. Полномочие определять наличие опасности миру либо акта злости предоставлено Совету Безопасности, который располагает значимым арсеналом средств для реализации собственных решений. При всем этом § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности все члены ООН должны оказывать ей всемерную помощь во всех действиях, предпринятых ею в согласовании с Уставом, и воздерживаться от оказания помощи хоть какому государству, против которого Организация решает деяния § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности превентивного либо принудительного нрава (ст. 2.5).

Из этого видно, что Утомившись не только лишь закрепил особенный нрав ответственности за суровые нарушения ряда принципных норм интернационального права, да и заложил базы механизма, способного принудительно обеспечить реализацию этой § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности ответственности.

Декларация о принципах интернационального права 1970 г. содержит совсем точное положение по интересующему нас вопросу: "Брутальная война является злодеянием против мира, которое тянет за собой ответственность по интернациональному праву". Как лицезреем, брутальная § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности война квалифицируется как грех, которое порождает подобающую ответственность по интернациональному праву для его субъектов. Особенное значение имеет то событие, что приведенное положение содержится в главном принципе интернационального права, владеющем высшей юридической § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности силой. Рассматриваемое положение подтверждалось Генеральной Ассамблеей ООН и в предстоящем. В принятом Ассамблеей в 1974 г. определении злости говорится: "Брутальная война является злодеянием против интернационального мира. Злость тянет за собой международную § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности ответственность" (ст. 5.2).

Таким макаром, преступность злости отыскала основательное отражение в положительном международном праве. Но это не означает, что не может быть и других интернациональных злодеяний. При определении целей ООН ее Утомившись на § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности 1-ое место поставил задачку "предотвращения и устранения опасности миру и угнетения актов злости и других нарушений мира". Как лицезреем, цель сформулирована достаточно обширно. Идет речь не только лишь об актах злости, да и других § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности нарушениях мира. Это имеет существенное значение и для реализации других целей ООН, а конкретно обеспечение почтения принципа самоопределения и равноправия народов, также обеспечения "почтения к правам человека и главным свободам для § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности всех".

Отмеченная формулировка применена и в гл. VII Устава, согласно которой деяния принудительного нрава могут быть предприняты по решению Совета Безопасности в случае "существования хоть какой опасности миру" (ст. 39). В согласовании с Декларацией § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности ООН о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1963 г. "дискриминация в отношении людей по признаку расы, цвета кожи либо этнического происхождения... осуждается... как событие, способное нарушить интернациональный мир и безопасность" (ст. 1).

В § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности Декларации ООН о принципах интернационального права 1970 г. в качестве выполнения принципа неприменения силы указывается обязанность каждого страны "воздерживаться от каких-то насильных действий, лишающих народы, о которых говорится в изложении принципа § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности равноправия и самоопределения, их права на самоопределение, свободу и независимость".

Начиная с 1960 г. Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности ООН приняли целый ряд резолюций, квалифицирующих положение в Южной Африке как "ставящее под опасность" либо "серьезно угрожающее § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности интернациональному миру и безопасности". Генеральная Ассамблея обратилась конкретно к государствам-членам, предложив им принять меры, которые могли бы вынудить Южную Африку отрешиться от политики апартеида, а именно, порвать с ней дипломатичные, консульские § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности, экономические, политические и военные дела*(665).

Решительную позицию занял Совет Безопасности в отношении расистского режима в Южной Родезии. Признав, что положение в стране представляет "опасность интернациональному миру и безопасности", он решил применить § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности к ней меры на базе ст. 41 гл. VII Устава*(666). Таким макаром, идет речь о выделении особенного вида правонарушений, которые манят за собой более суровую ответственность и надлежащие последствия.

Произнесенное находит § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности доказательство и в конвенциях, заключенных под эгидой ООН. В Конвенции о предупреждении злодеяния геноцида и наказании за него 1948 г. речь в главном идет о физических лицах. Совместно с тем в ней говорится и § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности об ответственности страны за совершение злодеяния геноцида (ст. IX). Каждый участник может обратиться к соответственному органу ООН с требованием принять в согласовании с Уставом "все нужные, по его воззрению, меры в целях § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности предупреждения и пресечения актов геноцида" (ст. VIII).

Подобные положения содержатся в Конвенции о пресечении злодеяния апартеида и наказании за него 1973 г. Участники обусловили, что апартеид является "злодеянием против человечности" и что беспощадные акты § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности, являющиеся следствием политики апартеида и схожей с ним политики, "являются злодеяниями, нарушающими принципы интернационального права... и создающими суровую опасность для интернационального мира и безопасности" (ст. 1).

При обсуждении докладов Комиссии интернационального права в § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности Шестом комитете Генеральной Ассамблеи ООН проявилась тенденция к определению разных режимов ответственности зависимо от значения нарушенных обязанностей. Представители ряда стран высказались за установление особенной ответственности за такие правонарушения, как угроза § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности миру, нарушение мира либо акт злости, геноцид, апартеид, сохранение при помощи силы колониального господства*(667). Ряд стран, а именно СССР и Румыния, указали на необходимость установления особых норм ответственности за противоправные деяния в особенности сурового нрава § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности*(668).

Выступая при обсуждении доклада Комиссии интернационального права на тридцатой сессии Генеральной Ассамблеи в 1975 г., представитель СССР подтвердил позицию собственного страны, изложенную на прошлых сессиях. Он заявил о необходимости выделения категории особо § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности небезопасных противоправных деяний, которые должны квалифицироваться как международные злодеяния*(669). Подобные заявления были изготовлены представителями ряда других стран, а именно Индии, Ирака, Кипра, Чехословакии, Сирии, УССР, Венгрии. Показательно, что таковой подход не § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности вызвал возражений в Шестом комитете Генеральной Ассамблеи ООН.

Анализ практики интернациональных судебных органов не обнаруживает различного подхода к решению вопросов ответственности зависимо от нрава нарушенного обязательства. Суды ограничивались решением вопросов о возмещении § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности вреда. В этом нет ничего необычного, так как их юриспунденуия определяется соглашением заинтересованных стран.

Представляет определенный энтузиазм последующий факт. После инцидента в проливе Корфу Англия занесла в Совет Безопасности ООН проект резолюции, квалифицировавший установку § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности мин в мирное время без оповещения как "грех против человечности". Принятие резолюции было блокировано голосовавшим против нее Русским Союзом. После чего Англия возбудила дело в отношении Албании в Международном Суде ООН. В § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности переданном Суду документе Англия подтвердила, что деяния Албании носят нрав "злодеяния против человечности"*(670).

Международные судебные органы всегда признавали право привлечь к ответственности преступника только за конкретно потерпевшим государством. При § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности решении в 1966 г. дела о Юго-Западной Африке Интернациональный Трибунал отказался признать, что в положительном международном праве существует нечто схожее actio popularis и что каждый член какого-нибудь общества может возбуждать дело § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности в целях защиты муниципальных интересов*(671). Но уже в 1970 г. в решении по делу компании "Барселона Тракшн" Трибунал занял иную позицию. Касаясь вопроса о субъектах, юридически заинтересованных в соблюдении интернациональных обязанностей, Трибунал обусловил: "А § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности именно, нужно установить основное различие меж обязанностями стран в отношении интернационального общества в целом и обязанностями, которые появляются в отношении другого страны в рамках дипломатичной защиты. В силу собственного нрава 1-ые § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности касаются всех стран. С учетом значения обозначенных прав все страны могут считаться владеющими юридическим энтузиазмом в защите этих прав; обязательства, о которых речь идет, представляют собой обязательства erga omnes.

Эти обязательства вытекают в современном международном § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности праве из того, к примеру, что акты злости и геноцида поставлены вне закона, также из принципов и норм, касающихся главных прав человека, включая защиту от рабства и расовой дискриминации"*(672).

Из произнесенного § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности следует, что нарушение обязанностей erga omnes порождает особенный вид правоотношений ответственности, характеризующихся универсальным нравом. Так как такие нарушения затрагивают обязательства в отношении интернационального общества в целом, то каждое правительство считается юридически § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности заинтересованным в реализации соответственного правоотношения ответственности. Приведенные Трибуналом примеры нарушения такового рода обязанностей фактически совпадают с теми, которые обычно относят к интернациональным злодеяниям.

Интернациональный Трибунал и в следующие годы подчеркивал особенный § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности нрав обязанностей перед интернациональным обществом в целом. Он, а именно, подтвердил, что право народов на самоопределение и воспрещение геноцида являются обязанностями erga omnes*(673).

Таким макаром, международно-правовая практика выделяет особенный вид противоправных деяний § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности, представляющих только суровую опасность общим интересам стран. Выделение такового вида противоправных действий и установление особенного режима ответственности за их определяется актуальными интересами интернационального общества. 2-ая глобальная война унесла с собой 10-ки § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности миллионов человечьих жизней, не говоря уже о колоссальных вещественных потерях. Новенькая широкомасштабная война способна поставить под опасность существование населения земли. Интересы обеспечения мира требуют установления особенной ответственности не только лишь за акты злости, да § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности и за такие злодеяния, как геноцид, апартеид, колониальное подавление, разрушение среды.

Юридической основой выделения определенных противоправных деяний в особенный вид является сначала Утомившись ООН, который, как мы лицезрели, обусловил главные § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности цели и принципы и установил особенный порядок их защиты.

2-ой юридической основой является выделение особенной категории норм, называемых властными, которые владеют приматом в отношении других норм, так как они призваны обеспечить коренные § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности интересы интернационального общества в целом.

3-я юридическая база состоит в установлении уголовной ответственности должностных лиц страны за нарушение определенных норм интернационального права. Идет речь о грехах по интернациональному праву, за совершение которых должностные § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности лица, лица, выступающие в качестве органов страны, могут привлекаться к уголовной ответственности конкретно на базе интернационального права. При всем этом наказание должностных лиц не высвобождает правительство, органами которого они являются, от § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности ответственности за международно-противоправные деяния, которые оно в таких случаях несет за поведение собственных органов. Совместно с тем, уголовщина должностных лиц ни в коей мере не значит уголовной ответственности страны.

Следует, совместно § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности с тем, выделить, что выделение особенной категории норм не сопровождалось формированием и особенной ответственности за их нарушение. Меж тем, выделение особенной категории норм в значимой мере утрачивает значение, если не сопровождается установлением § 2. Концепция "преступление государства" в международной практике - Право международной ответственности особенного режима ответственности за их нарушение. Этот пробел в определенной мере призваны восполнить принятые Генеральной Ассамблеей ООН Статьи о интернациональной ответственности стран.



-2-biblioteka-ukazatel-yuridicheskih-stranic-na-sajte.html
-2-deyatelnost-sledovatelya-po-obespecheniyugrazhdanskogo-iska-sledovatelya-po-vozmesheniyu-materialnogo-usherba.html
-2-evropejskoe-akcionernoe-obshestvo-societas-europaea-serii-eto-dolzhno-vnesti-vklad-v-razvitie-seti-kontaktov.html