§ 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14...

^ § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ

Итак, самоактуализация (the self-actualization) —термин, производный от первого корня «self» и второго корня «act». «Оксфордский словарь современного британского языка для студентов» (Москва–Оксфорд, 1984) дает последующее значения:

1) the self — person § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14...’s nature, special qualities; one’s own personality: my former self, myself as I used to be.

2) act — to something; action-process of doing things; actuality — actual existence, reality происходит § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... от латинского корня «actus» — что означает поступок, деятельность.

«Современный философский словарь» под ред. В.Кемерова (Лондон–Москва, 1998) докладывает, что «Я (Эго, self) — понятие, предназначенное во-1-х, для обозначения действующего агента, актора, во-2-х § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14..., для фиксации центра инициативы либо сути личности, источника ее активной деятельности, в-3-х, для фиксации ментальной репрезентации личности, ее самосознания, ее представления о для себя. «Предпосылки осознания Я (Эго, self § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14...) как активного начала содержатся даже в натуралистических теориях прошедшего, где tabula rasa, восприняв и запечатлев внутри себя наружные воздействия начинает, селектируя информацию, адаптироваться к реальности» (с.1047). В английской литературе разграничивается Я-объект § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... и Я-субъект, потому что существует два слова, обозначающих Я:

1) I — личное местоимение первого лица, отсылающее к говорящему;

2) the self — практически значащее «я сам», но фиксирующее также общее понятие Я (самость).

Я-субъекту соответствует «the § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... I» либо «Я».

Я-объекту соответствует «the self».

Понятие «self» превращает беспристрастное местоимение в рефлексивное (ср. her и herself). Рефлексивное местоимение значит, что объект, на который ориентировано действие, и субъект этого деяния § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... совпадают (к примеру, «он облил себя»). В этом смысле «self» значит личность, сразу совершающую действие и претерпевающую его. «Self» так же употребляется как приставка в обозначении тех видов деятельности, тех § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... типов активности, в каких объект есть тот же самый, что и субъект, агент. К примеру, «self-love» — любовь к для себя; «self-promotion» — самопродвижение; «self-actualization» —самоактуализация.

Итак, в первом приближении термин «самоактуализация § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14...» обозначает некую деятельность, активность. Особенность этой деятельности, активности заключается в том, что объект, на который ориентирована деятельность и субъект этой деятельности совпадают (действие ориентировано на себя самого). Действие должно закончиться каким-то § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... определенным, описуемым результатом, иметь реальный, вещественный нрав.

^ Вторым планом проходит представление о том, что это самодостаточная деятельность. Формула «I did it myself» подразумевает, что в процессе деяния участвовал только один § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... субъект как источник активности. По логике Аристотеля выходит, что к приобретенному итоге (the thing) другие субъекты непричастны.

Создатель в очередной раз вспомнил Аристотеле не только лишь поэтому, что Маслоу фактически в любой из § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... 3-х анализируемых работ гласит о необходимости преодоления «дихотомической» логики Аристотеля и о том, что самоактуализированные люди обязательно трансцендируют эту логику, при этом сделают это без усилий. К.Левин (1990) определил идею противоположности аристотелевского и галилеевского § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... методов мышления по отношению к дилемме соотношения наследуемого и средового в формировании человека. Д.Леонтьев (1997) показывает, что аристотелевский подход — это подход, при котором атрибуты, характеристики и черты объекта числятся § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... внутренне присущими ему самому. «В психологии галилеевский метод мышления значит, что характеристики, которые мы приписываем человеку, формируются и появляются только во содействии с другими людьми, с актуальным миром в целом» (Леонтьев Д., 1997, с.51). Д.Леонтьев § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... считает, что только отказ от аристотелевского взора может позволить начать конструирование «экзистенциального вида человека», что, в свою очередь может стать первым шагом по направлению к выходу в «Онтологию актуального мира».

В первом § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... приближении видно, что понятие самоактуализации относится к аристотелевскому взору, и что эту замкнутость в какой-то момент нужно будет преодолеть.

Дальше следует прояснить, с какой частью действительности, реальности связывает Маслоу § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... понятие «самоактуализация». «Этот термин выражает «полноценное развитие человека» (исходя из био природы), которое (эмпирически) нормативно для всего вида, безотносительно ко времени и месту, другими словами в наименьшей мере культурно обосновано. Оно § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... соответствует био предопределенности человека, а не исторически-произвольным, локальным ценностным моделям… Оно также обладает эмпирическим содержанием и практическим смыслом» (Маслоу, 1996, с.15). Эта референция из «Психологии бытия» имеет в виду последующее:

1. Человек — это субъект § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14..., который обладает «биологической предопределенностью» (самостью).

2. Самость является основой «полноценного развития человека». В определенном смысле она «самодостаточна» и не находится в зависимости от «исторически-произвольных, локальных ценностных моделей», в основном связана с био (генетической) природой § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... человека, чем с культурно-историческими обстоятельствами.

3. Развитие (настоящее развитие) есть развертывание заложенных в самость задатков. Этот процесс обладает эмпирическим содержанием (его можно найти, обрисовать, исчислить) и имеет практический смысл.

Приведем § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... очередное определение, данное Маслоу в статье «Critique of Self-Actualisatioin» (1959): «… самоактуализацию можно было бы найти как такое развитие личности, которое высвобождает человека от недостатка заморочек роста и от невротических (либо инфантильных, либо § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... воображаемых, либо «ненужных», либо «ненастоящих», заморочек жизни, так что он может обратиться к «настоящим» дилеммам жизни (сущностно и максимально человечьим дилеммам, неискоренимым «экзистенциальным» дилеммам, у каких нет окончательного решения), — и не § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... только лишь обратиться, да и устоять перед ними, и взяться за их. Другими словами самоактуализация — это не отсутствие заморочек, но движение от преходящих либо ненастоящих заморочек к реальным проблемам» (цит. по Ассаджиоли, 1997, с.45).

^ § 3. Развитие § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14..., рост, эволюция и инволюция

Развитие (Ван Геерт, 1995) определяют исходя из семантики слова «develop» (в значении «unfold» — развиваться, развертываться). В качестве метафоры, проясняющей смысл, применяется процесс развертывания смятого листка бумаги, — в итоге можно § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... получить только то, что начально было заложено в этот комок. Обычно, требуется разграничить развитие и обучение (learning):

1) обучение — это быстрее некое психическое приобретение, имеет колер «продвижение»;

развитие — быстрее процесс трансформации, преобразования;

2) обучение § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... — быстрее предполагает активность того, кто обучается;

развитие — быстрее показывает на то, где оно совершается, в большинстве случаев имеется в виду, что оно совершается «внутри» человека;

3) обучение — просит мотивации, источник которой находится быстрее § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... вовне;

развитие — быстрее связывается с внутренними движущими силами.

(Тер Лаак, 1996).

Уолш и Бец (1990) указывают, что развитие — это процесс, который содержит в себе конфигурации в области физических и интеллектуальных возможностей, изменение когнитивной структуры и § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... поведения, соц ролей и отношений.

Развитие — одна из форм конфигураций, перемен. Концепт «перемены» нейтральным образом свидетельствует об отсутствии стабильности, покоя. Мысль перемен в древности имела два нюанса: 1) мысль повторяющихся перемен, где денек § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... сменяется ночкой, но ночь сменяется деньком; весна — лето — осень — зима так же образует замкнутый цикл. Мысль цикличности отражена в легендах о нескончаемом возвращении (М.Элиаде); 2) идее финализма, связанной с конечностью жизни § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14.... Эта мысль отражена в легендах о рождении героя, авраамических религиях, естественнонаучных теориях (концепция «Большого взрыва»). Оба нюанса перемен есть неслитно, да и не раздельно. Библия содержит книжку Экклезиаст, а Будда рождается § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... в колыбели индуизма. Мысль развития более плотно сплетена с мыслью цикличности. В индуизме Брахма — делает, развивает, Вишну — поддерживает, Шива — разрушает, сворачивает. При всем этом предполагается, что в последующем цикле творения всё может повториться § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14.... Применительно к человеку эта мысль смотрится так: на первом шаге из одной клеточки развивается человек (эра Брахмы), на втором он находится на пике сил и реализует себя предписанным образом (карма § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14...: семья, детки, социальные и религиозные обязанности — эра Вишну), на 3-ем, на фоне убывания физических сил человек сосредоточивается на религиозных обязательствах (эра Шивы). Применительно к генетическому потенциалу, задаткам, эта мысль значит, что задатки малыша § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... не могут превосходить, с учетом структуры, задатков родителей. В целом можно в этой концепции выделить два статических состояния: свернутое и развернутое, и два процесса: развития и сворачивания. Для человека мысль цикличности не дает § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... эталона: возвращение к начальному свернутому состоянию безизбежно. Пробы поменять закономерный ход событий обречены на провал. Остается только расслабиться, отдаться сгустку и «плыть по течению и наслаждаться возникающими пейзажами». Более поочередно этот комплекс § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... мыслях реализован в ранешном даосизме (VI–II вв. до н.э.). Мысль цикличности более соотносится с представлениями об «объективном», чем о «субъективном», быстрее соответствует взору на жизнь «со стороны», чем «изнутри § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14...». Мысль финализма более молода и поболее лична, тут мир глядит на определенного человека, при этом глядит в упор. Предмет рассмотрения — одна единственная жизнь, которая есть жизнь героя, который должен совершить подвиг, чтоб § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... попасть в священное место (Золушка должна отделить злаки от плевел, узнать саму себя и успеть на Бал; Рыцарь должен одолеть Дракона; подвижник должен отрешиться от всего ради любви к Богу). Означает есть Цель § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14..., есть текущее положение Героя, на основании расстояния меж Героем и Целью в различные моменты времени можно о том, приближается Герой к Цели либо удаляется от нее. Герой и сам может § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... судить о удачливости собственной деятельности, он обладает Компасом (нить Ариадны, клубочек, Священная реликвия). Ассистенты и Противники корректируют Путь. В отличие от повторяющихся мыслях, где все процессы развиваются «по горизонтали», в финалистских концепциях благая Цель размещена § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... «вверху», потому процесс приближения к ней ассоциируется с термином «рост», что связывается не столько с повышением физических размеров, сколько с приобретением новых, ранее отсутствовавших параметров и свойств (противный утенок становится § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... Лебедем, чудовище становится Красивым Царевичем и т.п.). Попутно обыгрывается тема выбора подходящих и нужных параметров и свойств. В современной науке термин рост ассоциируется с эволюцией, обратными по смыслу являются вырождение и инволюция § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14.... О эволюции сказано много, потому остановимся на теории инволюции.

Концепция «инволюции» утверждает, что та либо другая популяция вырастает не за счет совершенствования каких-либо свойств особей и роста объема их § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... мозга, а благодаря упрощению этих свойств и переходу общества на более низкую ступень организации. При всем этом, чем неприхотливей организм, чем проще его организация — тем успешнее осуществляется захват новейшей ниши. После наполнения § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... данной ниши, происходит последующее «опрощение», которое позволяет расширить свою нишу методом захвата новейшей.

Основной закон инволюции звучит так: чем ниже спускается живое существо по лестнице инволюции, тем больше численность популяции и обширнее ареал § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... расселения. При всем этом у высших живых созданий инволюция происходит за счет деградации личного мозга. У низших роль «мозга» берет на себя «групповое сознание», которое хлопочет об интересах каждого входящего в § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... популяцию индивидума. И оно тоже упрощается.

В базе этой концепции лежит феноминальный «закон необратимости морфологических изменений» Долло, сформулированный в 1893 г. Сущность этого закона заключается в том, что живое существо, потерявши в один прекрасный § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... момент признаки, характеризовавшие его в прошедших поколениях, никогда не обретает их вновь. К примеру, змеи — это потомки ящерообразных, которые в свое время утратили поначалу конечности, а потом и отделы мозга, отвечающие за § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... формирование и управление этими конечностями. Эти отделы возвратить и вырастить поновой нереально — живое существо, деградируя, перерождается в принципно другой вид организма — змею. Дальше вследствие регресса змея перевоплотится в примитивное червеобразное, у которого будут § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... отсутствовать органы осязания, зрения, слуха и т.д. В предстоящем таковой червь может перейти к оседлому стилю жизни, порождая популяции кораллообразных и т.п. Отсюда до одноклеточных — рукою подать. Дальше, в этой цепочке § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... прамикробы и правирусы преодолевают зыбучую границу меж «живой» и «неживой» природой, порождая минералы и кристаллы.

Судьба человека в этой концепции описывается последующим образом.

Сначала было совершенное существо — Человек. Об этом свидетельствуют § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... древнейшие традиции и религиозные предания, сохранившиеся у всех народов. На Земле некогда был Золотой век, его сменил Серебряный, следом шел Бронзовый и, в конце концов, наступил Металлический, в каком мы и § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... живем на данный момент. Люди Золотого века разительно отличались от нас своими возможностями, габаритами, длительностью жизни и мозгом. «Мельчала душа, мельчали тела», — писал Овидий. Люди Серебряного века по всем этим характеристикам уступали людям § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... золотого и т.п., пока не выродились в «маленьких прожорливых карликов» (Витальев В., 1999).

В протяжении веков процесс вырождения развертывался неравномерно. Некие бурно деградирующие группы людей в определенных экологических и исторических нишах отпадали § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... от рода людского и преобразовывались в племена гуманоидоподобных созданий — гоминидов. А уже из их — в обезьян. Чем ниже находится на лестнице инволюции живое существо — тем резвее деградирует оно как вид.

«В зависимости § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... от сферы обитания изменялась их морфология. Развивались пальцы стопы, появилась 5-ая рука — хвост, в общем, все — для удачного лазания по деревьям. Равномерно, зависимо от критерий, племя обезьян вырождалось в добротных прыгунов и тут § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... высочайший рост и «передние толики мозга» очевидно были ни к чему. Эти маленькие зверьки, прыгая с ветки на ветку, отрастили у себя на конечностях перепонки, и уже могли перелетать с § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... дерева на дерево. От них-то и берет свое начало 1-ое поколение птиц» (Витальев В., 1999).

Физическая деградация идет рука об руку с деградацией в духовной сфере. Общая схема процесса смотрится последующим § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... образом (Тихонравов Ю., 1998):

  1. Естественная жизнь — человек делает только то, на что его толкают внутренние и наружные природные силы;

  2. Кризис естественности — давление природных сил слабеет, провоцируя формы своей активности человека;

  3. Религиозная жизнь — человек § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... пробует делать только то, что имеет смысл;

  4. Кризис религиозной жизни — смысл «растворяется», перестает соответствовать жизни человека;

  5. Моральная жизнь — человек пробует поступать «хорошо» не зависимо от смысла поступка;

  6. Кризис морали — моральное чувство перестает быть § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... ясным и ясным;

  7. Обычная жизнь — человек пробует делать только то, что принято;

  8. Кризис традиции — обычай приходит в противоречие с энтузиазмом;

  9. Правовая жизнь — человек делает только то, что не запрещено властями;

  10. Настоящая § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... (финансовая жизнь) — человек делает только то, в чем лицезреет конкретную выгоду себе.

Ю.В.Тихонравов считает, что на этой фазе способности развертывания людского духа исчерпываются и исчезает база для людской активности. Все мировоззренческие установки § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... уже известны и имеют свою «традицию», базирующуюся на жизни относительно размеренных групп. Интерес уже исчерпан, потому что любая мировоззренческая мысль уже «прошла собственный кризис и приелась своим сторонникам». Человеку остается только § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... выбор меж а) безумием и самоубийством и б) тихим истощением.

«Неумолимо вырастает число людей, безрассудно стремящихся к осуществлению собственного произвола. Дух, закованный в трансцендентальную схему, безизбежно идет к собственной погибели, а совместно § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... с ним, к собственной погибели идет и организованное общество. Когда в обществе остаются только политики, другими словами люди с хаосом снутри и сумасшедшей волей к власти, начинается война всех против всех § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14.... Погибает не только лишь духовная, да и вещественная культура. Человек ослабляется не только лишь как индивидум, да и как организованный вид. И он или погибает в столкновении с чужаками, или самоистребляется» (Тихонравов Ю. М., 1998. С § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14.... 295-296).

Единственным выходом Ю.Тихонравов считает «тотальную эстетизацию» — сохранение необходимости за счет отказа от каких-то «разумных целей», мир рациональной иррациональности, тупиковый, хотя и красивый.

Ю.Тихонравов считает, что этот «эстетический § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14...» выход, ранее уже описанный Платоном в «Законах», обязателен исключительно в том случае, если человек не может выйти за свои обыденные пределы, остается «закрытой системой». Но это неверный выход. Реальный же выход § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... для человека заключается в «выходе за свои обыденные границы, в том, чтоб преобразовываться в Бога методом совершенствования» (там же, с.297).

Изложенная концепция не является в чистом виде «лирическим отступлением», потому что в § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... ней использован «принцип экономичного объяснения», на котором основаны методики бихевиоризма. Этот принцип Л.Моргана — Э.Торндайка говорит: из 2-ух разъяснений ученый всегда должен выбирать более «простое». Торндайк провел исследование, которое показало, что в случаях, когда § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... животные, по-видимому, проявляют разум — их поведение может быть более экономично объяснено некогнитивными процессами. После чего исследователи-бихевиористы исходили из предпосылки, что и человеческое поведение может быть на сто § 2. Самоактуализация. Этимологический и содержательный анализ - Концепция человека в культуре конца XX века 14... процентов объяснено без учета «непонятностей сознания».



-27-unifikaciya-standartizaciya-kodifikaciya-terminov-ponyatie-o-garmonizacii-terminov-i-terminosistem.html
-28-psihologicheskie-predposilki-effektivnogo-rukovodstva-lichnim-sostavom-v-boevoj-obstanovke.html
-281-nasilie-i-ugrozi-david-davidovich-grimm-1864-1941-biograficheskij-ocherk.html