§ 2. Сознание и бессознательное - «Проспект»

^ § 2. Сознание и безотчетное
Сознание не исчерпывает всего богатства психологической жизни че­ловека. Вместе с сознанием в психике человека существует еще сфера безотчетного. В мировой философской традиции и в психологии существование этого уровня психики человека признается § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект» сейчас боль­шинством ученных. Но, в недавнешнем прошедшем (в 20-50-х гг. нашего столетия) в нашей стране понятие безотчетного предавалось ана­феме как понятие идеалистическое. Начиная с 60-х годов шел активный § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект» процесс реабилитации этого понятия и насыщенного исследования фено­мена безотчетного.

Безотчетное — это совокупа психологических явлений, состояний и действий, лежащих вне сферы людского разума, бессознательных и не поддающихся, по последней мере на § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект» этот момент, контролю со стороны сознания.

Безотчетными являются сновидения, гипнотические состоя­ния, явления лунатизма, состояния невменяемости и т. п.

Все то, что не находится в данное время в фокусе сознания личности, но может быть включено § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект» в сознание средством памяти, не следует относить к безотчетному. К примеру, много информа­ции было получено нами в прошедшем, но она оказывается не данной нам конкретно в каждый момент функционирования сознания, ее § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект» в принципе можно ввести в фокус сознания; такового рода информация будет оказывать влияние на наше поведение, только пройдя через уровень сознания. К сфере безотчетного относятся инстинкты, от которых человек как био § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект» существо не свободен. Инстинкты могут порождать и порождают у человека подсознательные желания, эмоции, волевые импульсы, которые позднее могут попадать в сферу сознани. Опровергать

роль полового и пищевого инстинктов в психологической и § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект» даже сознатель­ной жизни человека было бы неверно.

Так именуемые автоматизмы и интуиция могут зарождаться при помощи сознания, но позже погружаться в сферу бессознательного^ Автоматизмы — довольно сложные деяния человека, первоначаль­но действуя под контролем § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект» сознания, в итоге долговременной трени­ровки и неоднократного повторения получают безотчетный нрав, выходят из-под контроля: способности игры на музыкальных инструментах, спортивное плавание,- езда на велике, рутинные трудовые операции и т.д. Такие § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект» автоматизмы пронизывают всю нашу жизнь. Посреди подсистем безотчетного принципиальное место занимает установка, состояние готовности, расположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации.

Структуры безотчетного различаются кроме остального, по сте­пени собственной близости § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект» к сознанию. Выделяется даже особенный слой либо уровень безотчетного, именуемый подсознательным; в него вклю-чаются психологические явления, связанные с переходом с уровня сознания на уровень автоматизма.

На примерах автоматизмов отлично видна охранительная § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект» функция безотчетного (подсознательного). Благодаря включению бессозна­тельного миниатюризируется нагрузка на сознание и растут творче­ские способности человека.

Безотчетное может направлять поведение людей и тут спецефическим образом повлиять на сознание.

Приведем два факта § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект», имеющиеся в литературе. 1-ый. В некото­рых забугорных кинозалах во время сеанса художественного кинофильма демонстрировали особые кадры, рекламирующие какой-нибудь продукт. Эти кадры появлялись на дисплее на время, которое не принимает § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект» человечий глаз (т. е. наименее 0,05 с) и не мешали просмотру кинофильма. Зритель не лицезрел так именуемых сублимарных кадров, но они восп­ринимались подсознательно и потом повлияли на поведение этих людей после сеанса § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект». Спрос на рекламируемые продукты у людей, подвер­гшихся такому внушению, повышался практически вдвое по сопоставлению

с обыденным.

2-ой факт. Загипнотизированной пациентке внушалось прика­зание: через 5 минут после пробуждения раскрыть стоящий в углу § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект» комнаты зонт. Пробудившись от гипнотического сна, дама в назначенный срок в точности выполнила задание. На вопрос о мотивах ее поступка, она отвечала, что желала убедиться, ее ли это зонт. Этот

мотив не § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект» соответствовал реальной причине поступка и, разумеется, был выдуман post factum, но сознанию пациентки полностью удовлетво­рял: она от всей души была убеждена, что раскрыла зонт по собственному желанию, имея целью убедиться в том, что § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект» он принадлежит ей. Дальше методом напористых расспросов ее в конце концов заставляли вспомнить на­стоящую причину поступка, т.е. приказание, приобретенное во время гипноза.

Приведенные, ну и многие другие факты свидетельствуют о § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект» наличии безотчетного в психике человека. Это во-1-х. Во-2-х, та­кого рода факты наталкивают на постановку вопроса в каком же соотношении находятся осознанное и безотчетное?

Одним из первых в истории науки § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект» данный вопрос на базе огромного опытнейшего материала пробовал решить австрийский невропатолог, пси­хиатр и психолог 3. Фрейд (1856—1939),1 Делая упор на 2-ой из только-только отмеченных фактов — а он был известен 3. Фрейду,— также на рад § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект» других тестов, 3. Фрейд сделал вывод о значительно принципиальной, иногда даже решающей роли безотчетного (в особенности в этиологии ряда психологических болезней). Те либо другие "комплексы", которые складываются под воздействием различных причин в жизни § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект» чело­века ("комплекс Эдипа", "комплекс Электры", "комплекс вины" и др.), вытесняются из сознания в безотчетное и могут потом выступать предпосылкой психологических заболеваний. Нужно отыскать средства опреде­ления определенного комплекса, найти этот § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект» комплекс, довести его до понимания пациентом тогда и болезнь будет излечена. Разработанный З.Фрейдом способ обнаружения комплексов, способ терапевтического исцеления нездоровых был назван психоаналитическим. Составными эле­ментами фрейдовского психоанализа были представление о сексуаль § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект»­ном (по преимуществу) нраве вытесненного, также методика свободных ассоциаций и истолкование снов как средства обнаружения определенных структур безотчетного, вызвавших болезнь. И нужно признать, что для первой четверти XX в., когда § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект» был разработан психо­анализ, ну и в протяжении следующих десятилетий, это был значи­тельный фуррор: диагностические и терапевтические приемы психоанализа давали, по признанию многих теоретиков и практиков медицины, хорошие результаты, а в отдельных § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект» случаях — несколько больший эффект, чем классические способы.

На базе выработанных представлений о безотчетном 3. Фрейд сформировал свое специфичное мировоззрение, также

собственный взор на психику человека, на соотношение сознания ("Я") и безотчетного ("Оно § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект»").

^ Психика человека, как считал 3. Фрейд, имеет три сферы: "Оно", "Я", "Сверх-Я". "Оно" — это глубочайший слой безотчетных влечений; тут главенствует принцип удовольствия. "Я" — сфера сознательного, по­средник меж безотчетным и наружным миром § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект»; тут действует принцип действительности. "Сверх-Я" — внутриличностная совесть, инстан­ция, олицетворяющая собой установки общества, собственного рода мораль­ная цензура; это, так сказать, социальность снутри сознания человека. "Я" стремится быть посредником меж миром и § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект» "Оно", сделать "Оно" применимым для мира, также привести мир в соответствие с желанием "Оно". "Я" старается способствовать воздействию окружающего мира на "Оно" и осуществлению тенденций этого мира, оно стремится поменять принцип наслаждения, который безраздельно § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект» владычествует в "Оно", прин­ципом действительности. Функциональное значение "Я" выражается в том, что в обычных критериях ему предоставлена власть над побуждением к движению. По отношению к "Оно" "Я" подобно наезднику § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект», который должен взнуздать превосходящую силу лошадки, с той только различием, что наездник пробует совершить это своими силами, "Я" же — силами взятыми. Как наезднику, если он не желает расстаться с лошадью, нередко остается § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект» только вести ее туда, куда ей охото, так и "Я" превращает обычную волю "Оно" в действие, будто бы бы это было его своей волей. 3. Фрейд преувеличил значение "Оно" по отношению к "Я". Такое § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект» преувеличение касалось не столько гносе­ологического нюанса соотношения безотчетного и сознательного, сколько их психического нюанса, вопроса мотиваций поведения человека. Да и этот момент охарактеризовывает миропонимание 3. Фрейда как содержащее в себе тенденцию к преувеличению § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект» безотчетного начала (в этом случае — в системе психологических структур). Еще больше противоречащим главным взорам 3. Фрейда является утверждение, как будто "все духовные процессы по существу безотчетны" ( Фрейд 3. "Лекции по введению в психоанализ § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект»". М.; П., 1923. С. 28. В новеньком издании лекций по психоанализу перевод соответственного текста таковой: "Психологические процессы сами по для себя безотчетны" ("Введе­ние в психоанализ. Лекции". М., 1989. С. 11). Но это изменение перевода не меняет § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект» существа дела.

Редукция сознания к безотчетному, встречающаяся в работах 3. Фрейда, гласит о гносеологической непоследовательности его по­зиции по дилемме соотношения психологического и физиологического.

Не считая того,! хотя Фрейд и затронул вопрос о § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект» социальной стороне сознания, он не раскрыл принципиальной роли общественного фактора в форми­ровании и развитии сознания и психики человека вообщем. Данный вопрос сложен, меж иным, и для современной психологии, которая еще только § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект» подошла к дилемме выявления определенных форм социа­лизации психологического.

Невзирая на то, что мировоззренческие позиции 3. Фрейда в ряде заморочек, в особенности социологических, не соответствовал уровню науч­но-материалистических, все таки они оставались § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект» в границах естествен­нонаучного материализма (и тут неверно зачисление его в число идеалистов).

3. Фрейд нанес суровый удар по концепциям, сводившим психи­ческое к сознанию; он подверг критике точку зрения, согласно которой § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект» безотчетное есть низшая форма психологической деятельности, свой­ственная животным, "снимаемая" с появлением сознания и потом растворяемая в сознании, всецело определяемая им в собственном существо­вании и функционировании.

Концепция З.Фрейда лежит § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект» быстрее в русле той сложившейся в философии традиции, которая делает акцент на безотчетном (Шо­пенгауэр, Гартман, Бергсон и др.) 3. Фрейд в первый раз фундаментально, на базе экспериментальных и клинических данных доказал принципиальное место § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект», занимаемое безотчетным в психике человека. И эту сторону фрейдовской концепции научная философия не может отторгать.

Принципиальное значение для осознания безотчетного имеют работы К. Г. Юнга (1875-1961) — швейцарского психолога и психиатра, после § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект»­дователя 3. Фрейда. Изучая безотчетное, К. Г. Юнг нашел в его структурах так именуемые архетипы. Если "комплексы" переживаний 3. Фрейда есть итог персональной жизни человека и представ­ляют собой продукт вытеснения, то архетипы связаны с коллективной жизнью § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект» людей, с жизнью рода и закрепляются в психике человека исторически, передаются по наследию из поколения в поколение. "Комплексы" 3. Фрейда не устраняются, но представление о их допол­няется архетипами. К. Г § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект». Юнг констатировал: "В отличие от личного безотчетного, которое является в известной степени относительно поверхностным слоем сразу под порогом сознания, коллективное безотчетное в обыденных критериях неосознаваемо, потому даже с помощью аналитической техники нельзя вызвать § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект» воспоминание, по­скольку оно не было ни вытеснено, ни позабыто. Само по себе коллек­тивное безотчетное'вообщем не существует: по сути оно

является не чем другим, как возможностью, той возможностью, которая передается нам по § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект» наследию с стародавних времен средством определенной формы мнемических образов либо, выражаясь анатоми­чески, через структуры мозга. Нет прирожденных представлений, но, наверняка, есть прирожденная возможность представлений, которая опре­деляет границы даже § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект» самой смелой фантазии, определяет, так сказать, категории деятельности фантазии, в известной степени идеи a priori, о существовании которых, но, нереально судить без наличия соот­ветствующего опыта. Они появляются в оформленном материале в качестве регуляторных § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект» принципов его дизайна" ("Трудности души нашего времени". М., 1994. С. 57). Элементы этого коллективного безотчетного — архетипы — "являются в определенной степени обобщенной равнодействующей бессчетных типовых опытов ряда поколений. Они представляют собой, так § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект» сказать, психологические осадки бессчетных переживаний подобного типа" (там же. С. 57—58). "Бес­сознательное как совокупа архетипов, является осадком всего, что было пережито населением земли, прямо до его самых черных начал. Но не мертвым осадком, не § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект» брошенным полем развалин, а живой системой реакций и диспозиций, которая невидимым, а поэтому и поболее дейст­венным образом определяет персональную жизнь" (там же. С. 131).

К общечеловеческим первообразам, либо архетипам, относятся об­разы матери § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект»-земли, героя, мудрейшего старца и др. Архетип "Тень" пред­ставляет собой образ всего низкого в человеке, всего антисоциального в нем; разрушительная, брутальная тенденция таится в глубинах людской души и способна § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект» проявиться в действиях человека. Но эта тенденция может и не стать очевидной, а прятаться под маской "Личности" (архетипа, в каком заключена ширма, либо маска, которой пользуется человек, чтоб скрыть свое настоящее § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект» "Я"). Архетип "Анима" представляет женское начало в мужчине, архетип же "Анимус" — мужское начало в даме; они ведут к взаимопониманию мужчины и дамы, но могут вести и к психологическим кризисам при несовпа­дении идеализированных представлений § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект» с реальным человеком. Архе­тип "Самость" у К. Г. Юнга выступает субъектом целостной психики человека; "Самость" предназначает всю жизнедеятельность человека, направленную на достижение целостности и единства составляющих его частей.

Архетипы § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект» плотно сплетены с символикой и появляются в сновиде­ниях, художественном творчестве и т. п. "Коллективное бессознатель­ное,— отмечает К. Г. Юнг,— является не малым духовным наследием,

возрожденным в каждой персональной структуре мозга § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект». Сознание же, напротив, является эфемерным явлением, осуществляющим все сиюминутные приспособления и ориентации, отчего его работу, вероятнее всего, можно сопоставить с ориентировкой в пространстве. Бессознатель­ное содержит источник сил, приводящих душу в движение § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект», а формы либо категории, которые все это регулируют,— архетипы. Все самые массивные идеи и представления населения земли сводимы к архетипам. В особенности это касается религиозных представлений. Да и центральные научные, философские и моральные понятия не § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект» являются тут иск­лючениями. Их можно рассматривать как варианты старых представ­лений, принявших свою сегодняшнюю форму в итоге использования сознания, ибо функция сознания заключается не только лишь в том, чтоб принимать § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект» и узнавать через ворота разума мир наружного, да и в том, чтоб творчески переводить мир внутреннего во наружное" (там же. С. 132-133).

В заключении отметим, что безотчетное и сознательное явля­ются 2-мя § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект» относительно самостоятельными сторонами единой психи­ческой действительности человека; меж ними достаточно часты противоречия, иногда конфликты, но они взаимосвязаны, взаимодей­ствуют меж собой и могут достигать гармонического единства. В безотчетном заключены богатые § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект» способности для рационализации людской жизнедеятельности, в особенности это касается творче­ской деятельности субъекта. Сознание, "питая" и в значимой мере формируя безотчетное, в целом способно его держать под контролем, также определять общую стратегию поведения человека § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект». И хотя пове­дение человека, в особенности соц его поведение, определяются сознанием, осознанное поведение не исчерпывает всех поведенческих актов, в нем остается место и безотчетному.

В генезисе психики человека безотчетное выступает первым, а § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект» сознательное вторым шагом ее формирования и развития. Но с воз­никновением сознания безотчетное не растворяется в нем, оно становится уровнем людской психики, начиная интенсивно взаимо­действовать с уровнем сознания § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект». Более того, под воздействием эволюции сознания безотчетное развивается, меняется и обогащается по собственной структуре, функциям и содержанию. Безотчетное у человека и безотчетное у животных при общих схожих чертах обладает существенными различиями. Безотчетное § 2. Сознание и бессознательное - «Проспект» в субъекте очеловечива­ется и социализируется; оно биосоциально по собственной природе.


-3-differenciaciya-nauk-izuchayushih-mishlenie-tihomirov-o-k-psihologiya-mishleniya-uchebnoe-posobie.html
-3-fenomen-perezhivaniya-lichnimi-pravami-svoego-nositelya-i-obyasnenie-vozmozhnosti-ih-osushestvleniya-i-zashiti-licami-kotorim-dannie-prava-ne-prinadlezhat-p-1671-1676.html
-3-ierarhiya-potrebnostej-alternativnie-podhodi-kuznecov-v-g-kuznecova-i-d-mironov-v-v-momdzhyan-k.html