§ 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие

^ § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ
После короткой свойства задачки обратимся к решающе­му задачку, т. е. к субъекту. Если формулировать основное усло­вие, решающее условие, которое обеспечивает развертывание про­цесса решения задачки, то к числу таких § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие решающих критерий отно­сится акт принятия задач. Допустим, мы нарисовали на доске за­дачу, но у кого-либо из присутствующих есть еще более принципиальные дела, скажем, подготовка к занятиям по зарубежному языку, пе § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие­ревод текста, потому, что бы мы ни отрисовывали, все равно это ос­танется рисунком. Для данного человека наша задачка не становит­ся его своей.

Что все-таки такое акт принятия задачки? Акт принятия § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие задачки — это связывание задачки с некой уже имеющейся, актуализированной в данной ситуации (либо преднамеренно создавае­мой) мотивационной структурой.

Мотивация же — основная черта субъекта деятель­ности, основной источник его активности. В § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие данный момент, кото­рый звучит как тривиальный, следует направить повышенное внимание по­тому, что конкретно необходимость актуализации потребностно-мотивационных структур как условие развертывания решения задачки нередко опускается, когда молвят о мышлении, решении задач § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие. Го­ворят об операциях, которые развертываются по ходу решения за­дач, об уровнях, на которых развертываются эти операции, но опускают самое главное: пока задачка не принята, она решаться не будет § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие. Как следует, говоря о решении задачки со стороны субъекта, а не задачки, подлежащей решению, мы должны коротко тормознуть на вопросе о мотивации мыслительной деятельности по решению задачки.

«Никто не в состоянии сделать § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие чего-нибудть, не делая этого совместно с тем ради какой-нибудь из собственных потребностей» [1, 3, с. 245]. Эта формула Ф. Энгельса полностью применима и к мыслительной дея­тельности. То, что соответствует определенной потребности, то в чем она § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие конкретизируется, именуют мотивом [99].

В психической литературе обычно принято выделять две группы мотивов: так именуемые наружные мотивы мыслительной деятельности и внутренние мотивы мыслительной деятельности. Это заглавие, естественно, очень условно, но имеет последующий § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие смысл: когда молвят о наружной мотивации, то подчеркивают, что задачка решается ради заслуги каких-либо результатов, не связанных с занием объекта, каких-либо замаскированных, неявных параметров самой ситуации. К примеру, решить задачку, чтоб § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие как можно резвее уйти из аудитории, если, к примеру, поставлено такое ус­ловие: кто стремительно решит задачку, тот может идти. По последней мере у части решающих актуализировалась бы наружняя мотива­ция.

Та § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие же самая задачка может, решаться на основании внутренней мотивации, которая содержит в себе такие нюансы, как: разоб­раться, что из себя представляет данная головоломка, каковой способ ее решения, какое отношение имеет решение § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие такового рода задач к разработке более общих вопросов психологии мышления? Это некий комплекс чисто познавательных качеств. Представим для себя ситуацию: поставлено условие — кто 1-ый решил задачку, тот может уйти из аудитории § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие. И вот 5 человек остались, реши­ли задачку и не уходят. Начинаются дополнительные вопросы: а есть ли подобная задачка, которая употребляется в психологиче­ском опыте? А нельзя ли привести собственных знакомых решать § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие свои задачки? Эти и ряд других косвенных индикаторов свидетель­ствуют о том, что актуализировалась некая познавательная потребность.

Мотивация — это нужное условие для развертывания животрепещущей мыслительной деятельности по решению задач, но она § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие может быть разной. На одном полюсе находится наружняя, на другом — внутренняя мотивация. Положение о том, что есть наружняя и внутренняя мотивация, является более либо наименее усто­явшимся в научной литературе. Более узкий вопрос § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие, который тут появляется, это последующий: а может ли быть у мышления только наружняя мотивация? Может ли мышление развертываться на базе одной наружной мотивации? Все дело в том, что задачка, если это § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие задачка а мышление, а не на применение каких-либо гото­вых стереотипных познаний, всегда подразумевает (а в головоломках это преднамеренно провоцируется) какое-то затруднение, вы должны столкнуться с каким-то препятствием. И как вы § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие с этим препятствием сталкиваетесь, у вас актуализируется новенькая потреб­ность, которой не было в самом начале. Человек начинает решать задачку лишь на базе наружных мотиваций, к примеру, быстрее уйти из аудитории либо § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие чтоб не помыслили плохо, что он вообщем не может решать такие задачки (это наружняя мотивация защитно­го плана). А начал человек решать задачку, столкнулся с препят­ствием, у него появилась § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие потребность разобраться, что является препятствием для решения данной задачки, как обойти это препят­ствие. Означает, нужно провести дополнительный анализ этой задачки, а ведь это тоже потребности, мотивы, актуализируемые по ходу решения данной задачки. Они вроде § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие бы добавляются к начальным мотивам.

Деятельность по решению задач всегда полимотивирована. Субъект характеризуется обилием мотивов, находящихся в иерархических отношениях, потому акт принятия задачки — это связывание ее с целой группой мотивов § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие. Когда мы аналитически выделяем один мотив, лежащий в базе решения задач, то все равно обязаны признать, что по мере решения задач эта исход­ная мотивация «обрастает» дополнительными мотивами и дея­тельность все равно § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие становится полимотивированной.

Следует ли из этого, что обычное деление на внешнюю и внутреннюю мотивацию лишено смысла? Нет, не означает, так как даже в структуре полимотивированной деятельности удельный вес, значимость различных мотивов могут § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие быть разными и познавательные мотивы, актуализируемые по ходу решения задачки, могут занимать не главное, а второстепенное место. Тогда и мы мо­жем гласить, что эта деятельность мотивирована сначала снаружи, но с § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие той поправкой, что к этой наружной мотивации могут добавляться и внутренние мотивы. То же самое про внут­реннюю мотивацию, она может быть доминирующей с самого на­чала, но это не означает, что какие § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие-то побочные, дополнительные происшествия, образующие внешнюю мотивацию, не могут иг­рать роли при организации деятельности, при решении задач.

Этот момент актуализации новейшей познавательной потребности по ходу решения задачки связывается в § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие психологии с возникнове­нием проблемной ситуации. Почему психологи время от времени проводят различия меж задачей и проблемной ситуацией? Это происходит поэтому, что задачка, которая подлежит решению и которая принята субъектом, может сначало казаться § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие ему просто решаемой, не требующей никакой изобретательности, и вправду, перво­начально может решаться на базе неких стандартных отра­ботанных приемов. В той задачке, которая приведена на рис. 3 и строение которой мы тщательно разбирали § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие на с. 21—24, после ка­жущихся «естественными» ходов d5—b5, /5—h5, e6—е8 и е4—е2 появляется тупиковая ситуация: ходить нечем, а на доске еще 5 фишек. Появляется то, что и обозначается § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие в психологии как проблемная ситуация, которая характеризуется тем, что ранее применявшиеся способы, методы не ведут к достижению необхо­димого результата, а со стороны потребностно-мотивационной сферы как раз проблемная ситуация и есть не что § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие другое, как актуа­лизация новейшей познавательной потребности: «А что мне сделать далее?», «Как быть?» Эта потребность в рассмотренном случае появляется только на определенном шаге решения задачки. Но почаще соотношение бывает оборотным: поначалу § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие появляется проблем­ная ситуация, а потом на ее базе формулируется задачка, по­этому словесно сформулированная задачка — это личный объект даже для людского мышления. Более общим является «си­туация».

В психической литературе теория § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие проблемных ситуаций была разработана А.М. Матюшкиным [109]. Психическая структура проблемной ситуации включает: а) познавательную потребность, побуждающую человека к умственной дея­тельности; б) неведомое достигаемое познание либо метод дей­ствия (т § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие. е. предмет потребности); в) умственные возмож­ности человека, включающие его творческие возможности и прошедший опыт, которые вроде бы определяют спектр появления познавательной потребности. Если для выполнения задания дос­таточно усвоенных познаний, то проблемная § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие ситуация не возни­кает. Она не появляется и в этом случае, если наличные познания не позволяют человеку осознать поставленное перед ним интеллек­туальное задание.

А.М. Матюшкин [109] предложил трехмерную модель основ­ных планов § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие проблемных ситуаций, основываясь на таких пара­метрах, как «степень трудности», «этапы становления действия»» «структурные составляющие действия». Приведем в качестве при­мера две проблемные ситуации, различающиеся по собственной структу­ре: в первом случае для § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие выполнения задания нужно отыскать в проблемной ситуации новый метод заслуги известной цели, а во 2-м — необходимо раскрыть новейшую закономерность, отноше­ние, которые нужны для разъяснения определенного явления либо для § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие подтверждения истинности некого утверждения.

Мотивы — это не просто условия развертывания животрепещущей мыслительной деятельности, а фактор, влияющий на ее продук­тивность. Так, к примеру, в экспериментальном исследовании Э.Д. Телегиной и Т.Г. Богдановой § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие [72] сравнивалось решение одних и тех же задач в 3-х различных ситуациях опыта:

а) выполнение «нейтральной» аннотации («решите предложенную Вам задачу»); б) решение задач в ситуации соревнования;

в) решение задач в ситуации «исследование § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие интеллектуальной одарен­ности» (последнее использовалось только как экспериментальный прием). Опыты нашли закономерное увеличение про­дуктивности решения задач как итог включения их в дея­тельность, регулируемую высокозначимыми для человека мотивами. Увеличение продуктивности отмечалось как по § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие общему коли­честву ответов (от 1,4 до 2 раз), так и по изменению их качест­венной, содержательной стороны (наибольшее повышение количества уникальных ответов в 6 раз). В задачках, имеющих не­сколько решений § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие, возрастает число находимых решений, а в „ задачках, имеющих одно решение, возрастает число испытуе­мых, находящих это решение.

Решаемая задачка всегда вызывает некое отношение к ней субъекта, оценивается им, имеет для него личностный смысл, в их § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие и появляются особенности мотивации мышления. Отношение может различаться по «модальности» (положительное либо негатив­ное), по объекту (что конкретно вызывает отношение), по форме выражения (вербальные и невербальные индикаторы), по харак­теру § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие проявления дела (переделывание задачки, готовность к повторным участиям в опытах). В исследовании Т.В. Корниловой [72] использовалась задачка, взятая из книжки Де Боно «Не­шаблонное мышление». Приведем ее текст.

«Много годов назад, когда человека § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие, задолжавшего кому-либо средства, могли кинуть в долговую кутузку, жил в Лондоне один негоциант, имевший несчастье задолжать огромную сумму средств некоему ростовщику. Последний — старенькый и уродливый — втюрился в молодую дочь негоцианта и предложил § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие такового рода сделку: он простит долг, если негоциант даст за него свою дочь.

Злосчастный отец пришел в кошмар от подобного предложения. Тогда ковар­ный ростовщик предложил кинуть жребий: положить в пустую § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие сумку два камешка, белоснежный и темный, и пусть женщина вынет какой-то из них. Если она вы­тащит темный камень, то станет его супругой, если же белоснежный, то остается с § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие папой. В обоих случаях долг будет считаться погашенным. Если же женщина откажется тянуть жребий, то ее отца бросят в долговую кутузку, а она станет нищей и умрет с голоду.

Без охоты, очень без охоты § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие согласились негоциант и его дочь на это предложение. Этот разговор происходил в саду, на испещренной гравием дорожке. Когда, ростовщик наклонился, чтоб отыскать камни для жребия, дочь негоцианта увидела, что тот положил § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие в сумку два темных камня. Потом он попросил даму вынуть какой-то из них, чтоб решить таким макаром ее участь и участь ее отца...».

(Текст задачки на этом обрывался и продолжение был должен придумать § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие сам испытуемый, т.е. задачка заключалась в том, что­бы отыскать выход из создавшейся прозаической ситуации). Действи­тельное же продолжение истории (т. е. решение задачки) таково:

«Девушка опустила руку в сумку, вынула § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие камешек и, не взглянув на него, выронила прямо на дорожку, усыпанную гравием, где камешек одномоментно затерялся.

— «Экая досада! — воскрикнула она. — Ну да дело поправимое. Ведь по цвету оставшегося мы тотчас узнаем § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие, какого цвета камешек достался мне». А так как камешек, оставшийся в сумке, был, как понятно, темный, стало быть, она могла вынуть только белоснежный камешек. Ведь ростовщик не станет признаваться в своем мошенничестве § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие» [56, с. 11—13].

С целью актуализировать у испытуемых различные дела (оценки по интересности, решаемости, трудности) варьирова­лись: а) форма предъявления задачки испытуемому (текст, схема, набросок); б) аннотация, вводящая в ситуацию опыта («Я пред­ложу Вам § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие на данный момент задачку, которую Вы должны будете решить»,

«Я предложу Вам задачку, с которой Вы, как мне кажется, лег­ко справитесь», «Я предложу Вам на данный момент задачку, попытайтесь, пожалуйста § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие, ее решить. До сего времени никто из испытуемых с ней не справлялся»); в) формулировка вопроса (требования): «Най­дите выход из данной ситуации», «Что бы Вы сделали на месте девицы?», «Что бы Вы § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие порекомендовали сделать девице?», «Что, по Вашему воззрению, должен порекомендовать сделать девице ее отец?».

Отношение к задачке фиксировалось как до ее решения, так и после решения. Неприятие предложенной экспериментатором за­дачи § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие выражалось в замене ее другой, моральной неувязкой

(«Можно либо нет юный девице выйти замуж за старика?»). Актуальность дела человека к предложенной задачке, харак­теризующая вроде бы уровень ее принятия, степень вовлеченности человека в § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие ее решение, проявляется в количестве предложенных решений, в отстаивании решений. Активное отношение к ситуации опыта выражалось в возвращаемости испытуемого к экс­перименту, в вовлечении в опыт других испытуемых. Ак­тивное отношение к экспериментатору — в § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие оценке его оценок, в поиске не нареченного экспериментатором укрытого смысла задачки, в исследовании самого экспериментатора.

Т.В. Корнилова [72] показала, что оценка задачки как инте­ресной благоприятно влияет на ее следующее решение и нао § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие­борот. Также положительно коррелируют с решением задачки оценка ее как решаемой, положительное эмоциональное отноше­ние к задачке, активность этого дела. Само отношение к задачке формируется под воздействием таких причин, как форма § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие предъявления задачки испытуемому, нрав инструкций и во­просов. Результаты решения задачки (решена либо не решена) оказывают оборотное воздействие на ее оценку, на отношение к зада­че. Испытуемые в опытах Т.В § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие. Корниловой, которые не решили задачку, склонны были оценивать ее как нерешаемую, неинтерес­ную, «неумную» (даже, если до начала опыта гласили, что зада­ча решаема и увлекательна). Такие конфигурации оценок нередко наблюдаются § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие перед отказом от решения задачки. Модифицированное отношение к задачке выступает как мотивировка, оправдание своей, беды. Изменение отношений может быть связано не только лишь с :задачей, да и с экспериментатором. Испытуемый, получивший в, критериях опыта § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие одну задачку, нередко решает несколько :; задач (другие он определяет себе сам). К примеру: «определить смысл эксперимента», «определить, что исследует­ся», «оправдать собственный результат», «помочь экспериментатору».

В процессе решения задач познавательные мотивы не просто § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие взаи­модействуют с наружными мотивами, но имеют свою свою логику развития в процессе решения задачки. Обнаружение несоответствия применяемых методов деяния условиям задачки, разрыв меж критериями и требованиями задачки, противоречие меж начальным и § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие разыскиваемым, дела меж прошлыми и следующими целями при их поочередном достижении — все это выступает как внутренний источник развития мотивации в процессе решения задачки. Не считая наружной и внутренней мотивации (различают § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие также ситуационные и устойчивые мотивы (диспозиции, установки).

Не следует, естественно, мыслить, что задачка должна быть соотне­сена только с мотивационной сферой субъекта, напротив, она должна включиться и в его познавательную сферу: требования и § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие условия задачки должны быть восприняты и поняты субъектом.

Реальное решение задачки — это всегда взаимодействие субъ­екта и объекта, в процессе которого преобразуется не только лишь задачка, объект мышления, да и сам субъект § 2. СУБЪЕКТ МЫШЛЕНИЯ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие. К анализу этого взаимодей­ствия, т. е. деятельности по решению задачки, мы и перебегаем.



-3-intuiciya-prospekt.html
-3-izbiratelnij-process-uchebnik-dlya-studentov-yuridicheskih-vuzov-i-fakultetov.html
-3-kompensaciya-moralnogo-vreda-pri-narushenii-dogovora-nekotorie-voprosi-primeneniya-zakonodatelstva-o-kompensacii.html