§ 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие

^ § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ
Мышление изучает не только лишь психология. Основной вопрос философии формулируется как вопрос об отношении мышления к бытию. Сам термин «мышление» употребляется в философской литературе в очень широком смысле § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие, время от времени как синоним созна­ния, время от времени как синоним «духа», т. е. психики. Философию инте­ресуют максимально общие вопросы: что является первичным — ма­терия либо мышление (ответ на этот вопрос делит материали § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие­стов и идеалистов), можно ли узнать мир при помощи мышления, если можно, то как совершается это зание? При разграничении сфер воздействия философии и психологии основным, по-видимому, является вопрос § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие о том, чье мышление выступает в качестве объекта исследовательских работ. Для философии мышление выступает сначала как общественно-исторический процесс, как истори­ческое развитие познавательных способностей населения земли, как родовое мышление населения земли, а в конкретно § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие-психологическом плане акцент ставится на мышлении определенных людей, естественно, в их обусловленности историческим развитием. Философию (тео­рию зания) интересует сначала конечный продукт поз­навательной работы человека (можно ли его рассматривать § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие как отражение окружающего мира?). Психологию же интересует сам процесс порождения этих товаров, конечных товаров мысли­тельной деятельности. Характеризуя предмет диалектической ло­гики, узнаваемый русский философ Э.В. Ильенков пишет: «Ло­гика должна § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие показать, как развивается мышление, если оно на­учно, если оно отражает, т. е. воспроизводит в понятиях вне и независимо от сознания и воли имеющийся предмет, другими словами делает его духовную репродукцию § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие, реконструирует его саморазвитие, воссоздает его в логике движения понятий, чтоб воссоздать позже и на самом деле — в опыте, в практике» [70, с. 5]. В этом выражении ясно выражен энтузиазм к мыш­лению понятийному, к такому § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие уровню его функционирования, ко­торый именуется научным. Психологию же заинтересовывают и поболее обыкновенные формы мышления.

Значимым является вопрос о дифференциации формально-логического и психического качеств в исследовательских работах мышления. Объектом формально-логического исследования явля § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие­ются главные «формы» мышления: понятия, суждения, умоза­ключения. Выделение этих форм, их классификация и классифи­кация — принципиальная задачка формально-логического исследования мышления. В отличие от психологии логика имеет дело сначала с § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие продуктами персональной работы, ее интересует правильное, настоящее мышление. Психология же изучает, как реаль­но совершается мышление, которое не непременно является пра­вильным. Психолога заинтересовывают не только лишь те случаи, когда чело­век § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие правильно воспроизводит в собственном мышлении реальные особен­ности изучаемого объекта, да и те случаи, когда объекту припи­сываются некие характеристики, которыми он реально не облада­ет. Более того, психология изучает нарушенное, искаженное § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие мышление, возникающее при определенных заболеваниях. Анализ мышления заходит в компетенцию таких отраслей психологиче­ской науки, как нейропсихология и патопсихология. Понятие «ошибка» вообщем с трудом применимо к характеристике поиска решения задачки: то, что является § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие «ошибочным» исходя из убеждений конечного шага, делает нередко очень полезную подготови­тельную функцию.

Социологический нюанс исследовательских работ мышления плотно сплетен с философским, он нацелен на исследование исторического раз­вития § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие процессов зания зависимо от социальной структуры разных обществ. К исследованию мышления имеет прямое от­ношение науковедение («наука о науке»), которое является конк­ретизацией подходов, соответствующих для теории зания в целом и для социологии § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие, применительно к личной области — научной деятельности. Науковедение заинтересовывают сначала надынди­видуальные закономерности развития науки, психологию же и научное мышление интересует как мышление определенных лич­ностей.

Мышление, в особенности в XX веке, активно изучается и § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие в рамках естественнонаучного цикла. Физиология высшей нервной деятельности изучает динамику нервных процессов, при помощи которых реализуются акты людского мышления. Мышление, как и другие психологические функции, есть итог деятельности мозга. Эти мозговые субстраты § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие, мозговые механизмы изучает фи­зиология мышления. В физиология высшей нервной деятельности оформился особый раздел, более тесновато связанный с проблематикой психологии мышления. Это — учение о 2-ух сигнальных системах. Физиологов интересует сначала динамика § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие нервных процессов, которые обеспечивают реализацию функций мышления. Психолог может абстрагироваться от этой динами­ки и учить строение самой мыслительной деятельности, ее дина­мику, условия появления, условия нарушения и т. д., это § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие от­носительно автономная задачка. Состав понятий, которыми оперирует мышление данного определенного человека, не определяется качествами его нервных процессов, он определяется критериями усвоения этих категорий, критериями деятельности, жизни чело­века, различиями в культуре § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие. Таким макаром, на одном и том же нервном субстрате, условно говоря, могут разыгрываться совер­шенно разные психические процессы мышления. Вот поэтому психический анализ относительно независим от ана­лиза физиологического.

В последние десятилетия § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие мышление активно изучалось и продолжает изучаться в кибернетике, снутри которой сложились разные области, посреди которых больший энтузиазм представ­ляет та, которую именуют «искусственным интеллектом». Кибер­нетика рассматривает мышление человека как информационный § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие процесс, фиксирует то общее, что есть в работе электронно-вычис­лительных машин и в мышлении человека. Психологию же инте­ресуют сначала специфичность людского мышления, его отличия от информационных процессов, реализуемых современны­ми § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие техническими устройствами. Взаимодействие психологии и «ис­кусственного интеллекта» значительно преобразило содержание психологии мышления.
^ § 4. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ПРЕДМЕТА ПСИХОЛОГИИ МЫШЛЕНИЯ
Классические определения мышления, которые можно встре­тить в большинстве учебников психологии, обычно фиксируют два признака: обобщенность § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие и опосредованность. По этим признакам мышление обычно и отделяют от восприятия: оперирование поня­тием «стол» отлично от моего видения стола: я вижу, что крыша влажная, и умозаключаю, что не так давно прошел дождик § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие. Нареченные признаки вправду очень важны, но они употребляются и в философской, и в логической литературе, они не дифференцируют теоретико-познавательный, логический и психический подхо­ды, потому определение такового типа можно рассматривать § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие, как определение предмета всеохватывающих исследовательских работ мышления.

Разглядим, как трактуется вопрос об определении предмета психологии мышления в трудах А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубин­штейна и П. Я. Гальперина, конкретно занимавшихся проблематикой психологии мышления § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие. В работах других больших российских психологов, обычно, рассматриваются только некие нюансы исследования мышления в психологии, но не неувязка в целом. Так, к примеру, в ставших традиционными работах Л.С. Выготского дискуссируется § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие в главном неувязка единиц анализа речевого мышления, а не мышления вообщем. Предложен­ная им единица анализа — «значение слова» — еще не дифферен­цирует психический и лингвистический нюансы.

Статья А.Н. Леонтьева о мышлении [98] начинается § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие с опреде­ления мышления как высшей ступени зания. Это определение, естественно, является определением предмета всеохватывающих междис­циплинарных исследовательских работ. Тут не выделен фактически психо­логический нюанс. Кстати и задачка, которая стояла перед § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие авто­ром, добивалась описания мышления сначала как объекта всеохватывающих, междисциплинарных исследовательских работ, так как речь шла о мышлении вообщем, а не о психологии мышления. Статья писалась для философской энциклопедии. Там § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие должны были быть как-то интегрированы и философские, и логические, и пси­хологические, и кибернетические нюансы. Но не в определении, а в тексте этой статьи есть целый ряд положений, которые очевидно § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие охарактеризовывают фактически психический нюанс исследования мыш­ления. 1-ое положение — о полиморфности людского мыш­ления, т. е. указание на обилие его видов. Учет этого много­образия мышления, т.е. невозможность сведения всего только к теоретическому, словесно § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие-логическому, есть принципиальное положение, которое охарактеризовывает фактически психический нюанс. Бели психолог будет заниматься только анализом теоретического мыш­ления, этим он очень сузит свою задачку.

2-ое положение, которое есть в этой статье § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие — это положе­ние об общности строения наружной практической предметной дея­тельности и деятельности теоретической, мыслительной в узеньком смысле слова. Это положение имеет очень огромное значение для выделения фактически психического нюанса из учения § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие мыш­ления, хотя, естественно, этим положением не исчерпывается вся проблематика психических исследовательских работ. Тут содержится принципиальный методологический принцип, а конкретно учить в мысли­тельной деятельности человека все те структурные образования § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие, которые сначало, обычно выделяются в деятельности немыслительной, деятельности предметно-практической, т. е. это означает, что психолог должен специально учить мотивацию мыс­лительной деятельности, должен проводить какое-то различение меж деятельностью, действием и операцией, подобно § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие тому, как это делается при исследовании внешнепредметной практической дея­тельности.

Приведенные положения по существу приводят нас к выделе­нию определенной области, подлежащей фактически психологиче­скому исследованию. По воззрению С.Л § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие. Рубинштейна, в качестве основного предмета психического исследования мышление высту­пает как процесс, как деятельность [158]. Представление о мыш­лении как о процессе, деятельности дифференцирует мышление от его товаров, от того, что уже, так сказать § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие, является резуль­татом мыслительного процесса. Тут, естественно, С.Л. Рубинштейн имел в виду задачку размежевания интересов; сфер воздействия пси­хологов и профессионалов в области логики, социологии, теории поз­нания. Он имел в виду процесс § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие как личный процесс, совершающийся в голове отдельного человека. В этой формуле об исследовании мышления как процесса, как деятельности определения «процесс», «деятельность» даны через запятую, т. е. они не соот­несены § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие, и можно интерпретировать, что они выступают как сино­нимы. Вправду, по контексту ряда других работ С.Л. Ру­бинштейна, а он последние годы сам с учениками занимался психологией мышления, эта синонимичность тоже повсевременно высту § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие­пает: процесс—деятельность. Что имеется в виду? Имеется в виду, что мышление развертывается во времени, содержит в себе неко­торые фазы, либо этапы, есть начало, середина, окончание. Мыш­ление есть некое проявление § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие активности субъекта, т. е. оно не только лишь ориентировано на отражение окружающего мира мышления, да и является выражением определенной активности субъекта. Мыш­ление всегда субъектно в этом смысле, даже в этом случае § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие, когда оно верно и правильно отражает окружающий мир. Это представ­ление о мышлении как о процессе сначала развивается в ра­ботах А.В. Брушлинского [36; 37; 115], в особенности при анализе прогнозирования, предвосхищения. «Мышление § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие, — верно подчеркивает А.В. Брушлинский, — это всегда искание и откры­тие значительно нового» [37, 99]. Предвосхищение искомого в процессе процесса мышления относятся к числу высших уровней познавательной деятельности человека [37, 204].

2-ая точка зрения по вопросу § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие о выделении предмета психо­логии мышления как самостоятельного принадлежит П.Я. Гальперину и сформулирована в его книжке «Введение в психологию» \ [49]. Всю -психику П.Я. Гальперин трактует как форму ориентиро­вочно-исследовательской деятельности § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие и верно настаивает на том, что психология не является единственной наукой, изучаю­щей психику. То же самое применительно к мышлению. Психология не единственная наука, изучающая мышление.

Определение предмета психологии мышления П § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие.Я. Гальпери­ным звучит, так: «Психология изучает не просто мышление и не все мышление, а только процесс ориентировки субъекта при ре­шении умственных задач на мышление» [49, 94]. Таким об­разом, есть две различные версии, две § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие различные трактовки фактически предмета психологии мышления, и задачка состоит в том, что­бы выделить то, что их соединяет воединыжды. Это единство может быть сведено к последующим четырем положениям.

1. Необходимость выделения специального § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие нюанса исследования мышления психологией, отказ от попыток отнести все виды мышления к компетенции психологии.

2. Указание на процессуальность мышления, т. е. развертываемость во времени, динамику.

3. Не очень серьезное внедрение определений «процесс § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие», «дея­тельность». Так, С.Л. Рубинштейн через запятую пишет, «мышле­ние как процесс, как деятельность», а П.Я. Гальперин гласит то о процессе ориентировки, то об ориентировочно-исследовательской деятельности. Ориентировка как процесс и ориентировка § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие как дея­тельность тоже почаще употребляются как синонимы, чем как верно разделяемые действительности.

4. Признание того факта, что мыслит субъект, ориентировку производит субъект. И вот этот субъектный нрав ориенти­ровки, деятельности § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие непременно должен учитываться психологом. На уровне логического анализа можно абстрагироваться от субъ­екта и нередко необходимо абстрагироваться от субъекта, а на уровне психического анализа от субъекта абстрагироваться нельзя.

Эти формулировки предмета психологии мышления § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие выделяют некую специальную действительность, подлежащую психологиче­скому исследованию. И как рабочие определения, т.е. не претендую­щие на полноту, могут быть приняты и в текущее время. Одна­ко сразу нужно сказать, что в этих § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие определениях есть некое уязвимое звено. В самом определении не расшифрован процесс, не расшифрована ориентировка, не расшифровано содержание термина деятельность, и это открывает возможность для неоднозначных чтений, потому [Исследования мышления последних десятилетий § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие в значимой степени были ориентированы на то, чтоб более детально представить, наполнить огромным психическим содержанием определения «процесс», «деятельность», «ориентировка», сохранив сами определения как начальные, рабочие. Но, так как мы не § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие можем результаты всех .реальных исследова­ний поднять до уровня формулировок определения предмета пси­хологии, мы сохраняем пока эти определения, но оговариваемся, что представления о процессе, деятельности, ориентировке меня­ются, варьируют у различных § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие создателей и заполняются все огромным содержанием. К примеру, был показан избирательный нрав ориентировки при решении довольно сложных задач, ее незаданность, нешаблонность при решении фактически творческих задач [147]. С другой стороны, сейчас уже недостаточно § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие обрисовывать реальный процесс мышления как взаимодействие операций анали­за и синтеза, он содержит в себе динамику и порождение смыслов, целей, оценок, потребностей. Пока ограничимся последующим рабочим определением: мышление — это процесс, познавательная деятельность § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие, продукты которой характеризуются обобщенным, опосредованным отражением реальности, оно дифференци­руется на виды зависимо от уровней обобщения и нрава применяемых средств, зависимо от новизны этих обобщений и средств для субъекта, от степени активности самого субъекта мышления § 3. ДИФФЕРЕНЦИАЦИЯ НАУК, ИЗУЧАЮЩИХ МЫШЛЕНИЕ - Тихомиров О. К. Психология мышления: Учебное посо­бие.


-2-refleksiya-lingvisticheskoj-teorii-v-prikladnoj-lingvistike-a-n-baranov-vvedenie-v-prikladnuyu-lingvistiku.html
-2-samoaktualizaciya-etimologicheskij-i-soderzhatelnij-analiz-koncepciya-cheloveka-v-kulture-konca-xx-veka-14.html
-2-slovo-v-nachale-mishleniya-1-nachalo-zapadnogo-mishleniya.html