§ 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей

§ 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ

(ок. 740-730 годов)


1. Личность пр. Осии и его эра. Осия, отпрыск Беерии, - последний величавый пророк Северного королевства. Его имя (евр. Гошеа) близко по собственному значению к имени Иисус (оно может § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей быть переведено как "Ягве выручает"). Этим именованием вроде бы определяется и сам нрав служения пророка. "Если Амос показывает на правосудие Божие, то Осия проповедует Его милосердие" (Б. А. Тураев).


Осия был § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей младшим современником Амоса. Его служение проходило в Самарии, когда королевство Ефраима стало клониться к упадку (Ос 1,1; 4 Цар 15,8-29). Пророк был очевидцем конфликтов Севера и Юга, дворцовых переворотов, нравственного и религиозного упадка общества. При нем ассирийская угроза § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей стала уже полностью реальной: в 740 году правитель Израиля стал данником Тиглатпаласара III (в Библии он назван Фулом, по его второму имени - Пулу). Но, по-видимому, пророк не дожил до § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей разрушения Самарии в 722 году. Во всяком случае, в его книжке нет намеков на это событие.


Биографических сведений о пр. Осии практически не сохранилось. Возможно, он был левитом либо священником: ему отлично знаком § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей быт духовенства.


Осия вступил в брак с дамой по имени Гомерь, дочь Дивлаима, которую жарко обожал. Но она принесла ему беспощадные мучения своими изменами. Осия не пожелал предать неправильную супругу суду и готов был § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей простить ее. Эта актуальная драма отдала пророку тему для притчи, в какой Израиль представлен в виде неправильной супруги. Разрыв меж женами кончился примирением. В этом Осия также усмотрел знак будущего примирения Израиля с § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей Богом.


Память пр. Осии празднуется Церковью 17 октября.


2. Книжка пр. Осии состоит из отдельных предсказаний и изречений, которые были собраны уже посмертно. Когда пала Самария (722), его писания были принесены в § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей Иерусалим, где и получили распространение. Текст их сохранился ужаснее, чем в других пророческих книжках. В нем много неясностей и пробелов, затрудняющих перевод и истолкование.


В реальном виде он распадается на три главные части § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей:


1) Неправильная супруга как прототип неправильного народа (1,1 - 3,5).


2) Грех Израиля и откровение любви Божией (4,1 - 14,1).


3) Прощение покаявшегося народа (14,2-9).


Ст. 10 был, как считают, добавлен книгоедом, собравшим воедино предсказания Осии. Ему, по-видимому, принадлежит и название § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей всей книжки (1,1).


3. Богословие пр. Осии основано на фундаменте Моисеева Декалога. Он обличает Израиль не только лишь в нарушении нравственных законов, как Амос, да и в язычестве (культ тельцов). Для него священная формула: "Вы будете Моим § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей народом, а Я - вашим Богом" - подобна формуле супружеского контракта. Отступничество Израиля есть измена Богу, схожая брачной измене. Это "блудодеяние" безизбежно тянет за собой кару. Люд (неправильная супруга) будет изгнан в § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей пустыню. По истолкованию бл. Феодорита "пустыня" - образ Плена.


Но любовь Божия оказывается посильнее людского греха. Как любящий супруг открыл двери раскаявшейся "жене-блуднице", так и Господь воспримет Израиль после покаяния. Завет § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей будет восстановлен, и на землю возвратится прежняя гармония, нарушенная грехом Адама (2,18). В этом предсказании живет уже предчувствие Нового Завета, хотя само слово "Новый Завет" произнесет только Иеремия (31,31).


4. Неправильная супруга. Происшествия брака Осии остаются неясными § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей. В Ос 1,2 сказано, что пророк, по велению Божию, взял для себя "жену-блудницу и деток блуда". Но, согласно большинству толкователей, Гомерь названа так ввиду ее будущих падений. Пророк и детям § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей своим дает наизловещие имена: Изреель (в память о безобразиях Иегу), Лорухама (Непомилованная), Лоамми (Не Мой люд). Осия обращается к ним с горьковатыми словами:


Судитесь с вашей мамой, судитесь;

ибо она не супруга Моя

и § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей Я не супруг ее;

Пусть она удалит блуд от лица собственного

и прелюбодеяния от грудей собственных,

Чтобы Я не разоблачил ее догола

и не выставил ее, как в денек рождения ее.

(2,2-3)


Судьба народа Божия соединяется с § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей судьбой распутной дамы. По законам блудница, если и избегала экзекуции, то лишалась всего имущества и изгонялась из дома. Так и Израиль, отпав от Бога, будет разорен и изгнан из пределов земли Господней § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей.


Для Осии времена Моисея - светлое начало Завета, который попран, как 1-ая любовь, оскверненная распутством. Но уже тогда, на заре священной истории, люди проявляли свою непокорность Божественному Супругу:


Когда Израиль § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей был юн, Я обожал его

и из Египта вызвал отпрыска Моего.

Звал и их, а они уходили...

Приносили жертву Ваалам,

кадили истуканам.

Я Сам приучивал Ефрема ходить,

носил его на руках Собственных...

Узами § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей человечьими тянул Я их,

узами любви.

(11,1-4)


Примечание. Приводя слова Ос 11,1 как предсказание о Христе, ев. Матфей изображает его новым Израилем (Мф 2,15).


5. Грех народа Божия заключается в отступлении от 3-х основ библейской веры: правды (вер. эм § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей`ет), милосердия (евр. хэсед) и Богопознания (евр. даат Элохим). Они содержат призыв к человеку подражать Богу, Который верен и справедлив, милосерд и свят. Правда - не только лишь нравственная и соц справедливость, да § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей и верность собственному призванию и Господу. Милосердие - не только лишь "милость", да и любовь-сострадание, любовь-жалость. Богопознание - не отвлеченная теология, а живое, реальное приближение к Богу через веру и § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей любовь. Все это растоптано грехами Израиля. Его грехи - оскорбление Божественной Любви, а не просто нарушение формального закона:


...трибунал у Господа с жителями сей земли,

Так как нет ни правды, ни милосердия § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей,

ни Богопознания на земле.

Клятва и обман, убийство и воровство и прелюбодейство

очень распространились,

И кровопролитие следует за кровопролитием.

(4,1-2)


Израиль (заметим, что по-евр. он - дамского рода) бежит за своими "хахалями", языческими богами. Он § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей уповает получить у их дары и процветание. Он вопрошает не Бога, а Ваалов. На всех буграх, где ранее молились язычники, он приносит жертвы кумирам (4,13).


Пр. Осия обрушивается на культ в Дане и Вефиле, который § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей он именует Бет-Авеном (Домом нечестия). "Сделали себе литых истуканов из серебра собственного, по понятию собственному, - полная работа живописцев, - и молвят они приносящим жертву людям: "целуйте тельцов!" (13,2).


Пророк вспоминает черные странички из § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей прошедшего Израиля. Даже в патриархе Иакове он сначала находит негативные черты. Но в особенности обвиняет он вождей народа, духовенство и пророков собственного времени. Им кажется, что довольно совершать пышноватые § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей богослужения и приносить жертвы. Меж тем Бог ожидает другого:


Благочестие ваше как утренний туман

и как роса, скоро исчезающая,

Почему Я поражал через пророков

и лупил их словами уст Моих...

Ибо Я милости желаю, а не § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей жертвы,

и Боговедения более,

ежели всесожжений.

(6,4-6)


Эти последние слова повторит Христос-Спаситель, когда будет обличать ханжество книжников и фарисеев (Мф 9,13).


6. Бедствия как вразумление. Израиль "посеял ветер и пожнет бурю". Он добивался для § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей себя царей вопреки воле Бога (8,4), и сейчас монархи толкают его к смерти. Узурпаторы борются за власть, некомпитентные политики мечутся от одной крайности к другой: то склоняются перед Ассирией, то вступают § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей в союзы против нее. Политический хаос - итог слепоты власть имущих.


Настолько же пагубен и нравственный упадок, "ибо они поступают лживо; и заходит вор, и разбойник грабит по улицам. Не помышляют они в сердечко собственном § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей, что Я помню все злодеяния их" (7,1-2).


Но наступает конец долготерпению Божию. С избранных, которым настолько не мало дано, спросится со всей суровостью Божией правды: "Хотя они и посылали дары к народам § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей, но скоро Я соберу их, и они начнут мучиться от бремени царя князей" (8,10). Контрибуция, которую взыскал с Самарии Тиглатпаласар III, - только начало бед. "Восплачет земля": сыны ее будут угнаны в плен. Израиль вроде бы § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей ворачивается к домоисееву времени, когда он был рабом в чужой стране. Завет, супружеский альянс Бога и Его народа, окажется расторгнутым. Но Осия не ограничивается этими суровыми предсказаниями. Он знает § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей, что любовь Божия просит от человека верности, да и человеку открыта беспредельность любви Сущего. Бедствия обернутся не смертью, а станут небесным вразумлением.


7. Покаяние и восстановление Завета. Предсказание Осии есть величавое откровение Любви § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей Божией. Наказуя верных, Бог не может поменять Собственного существа. А существо Его - милующая любовь:


Как поступлю с тобою, Ефрем?

как предам тебя, Израиль?..

Оборотилось во Мне сердечко Мое;

воспламенилась вся жалость Моя!

Не сделаю § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей по ярости гнева Моего,

не истреблю Ефрема;

Ибо Я Бог, а не человек.

(11,8-9)


И вновь прощение неправильной супруги припоминает о Божием прощении. Заблудший Израиль возвратится и будет принят: "И обручу тебя § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей Мне навек" (2,19); "Уврачую отпадение их, возлюблю их по благоволению" (14,5).


Пророк взывает к народу: "Обратись, Израиль, к Господу Богу твоему" (14,2) - и он знает, что раскаявшиеся не будут отвергнуты, если произнесут: "Пойдем и § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей возвратимся к Господу, ибо Он уязвил - и Он исцелит нас" (6,1). Все кары, все суровые прещения были только воспитательной мерой. За ними стоит нескончаемая Любовь. Она не обоснована ничем, не считая природы Самого Творца, ее § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей нельзя "заработать". Она свободно изливается на грешников, желающих возвратиться в дом Отца.


Прощение ознаменуется восстановлением Завета. Люди больше не будут находить спасения в кумирах, в земной политике, ибо милость Господня § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей опять возвратится к ним. Даже природа преобразится и станет, как во деньки Едема - миролюбивой и смиренной (2,18).


Апостолы Петр и Павел увидят в предсказании Осии предвосхищение Завета с новым народом Божиим - Церковью Христовой, которая обретет § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей благодать небесного прощения (1 Петр 2,10; Рим 9,25).


Составитель сборника писаний пр. Осии окончил книжку вопросом: "Кто мудр, чтоб разуметь это?". И Вправду, в Ветхом Завете слово о Божественной Любви было новым и § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей полным надежды благовестием.


Вопросы для повторения


1. Чем отличается проповедь пр. Осии от проповеди пр. Амоса?


2. Когда жил пр. Осия и чем характеризуется его эра?


3. Какие происшествия жизни пророка воздействовали на символику его книжки?


4. Когда и § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей где писания пр. Осии были собраны в одну книжку?


5. На какие три главные части делится Книжка пр. Осии?


6. Каковы главные черты богословия Осии?


7. Как изображает пророк неверность Израиля?


8. В чем заключался § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей его грех?


9. В чем суть веры согласно Ос 6,4-6?


10. К каким последствиям вел грех Израиля?


11. Каковы цели наказания за грех?


12. В чем заключено откровение любви Божией?


§ 4. ИСАЙЯ - ПРОРОК СВЯТОСТИ И МЕССИАНСТВА

(ок. 765-685 годов § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей)


Исайя - величайший из представителей традиционного допленного профетизма. Как провозвестник Мессии и его Королевства, как более броский выразитель учения пророков он воспользовался высочайшим авторитетом у новозаветных толкователей. Церковь с апостольских времен уделяла много внимания его книжке § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей; в Новеньком Завете содержится более 40 ссылок на Книжку Исайи и поболее 60 прямых цитат из нее, св. Отцы написали ряд комментариев на пр. Исайю, а слова его предсказаний нередко звучат в § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей православном богослужении.


1. Книжка пр. Исайи не является произведением 1-го лица. Целая школа боговдохновенных учеников и продолжателей иерусалимского пророка дополняла и расширяла ее в протяжении нескольких веков. Античные понятия об авторстве способствовали тому, что, получив § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей окончательную форму, книжка Исайи стала полностью приписываться пророку VIII века, основоположнику школы.


1-ые гипотезы о "соборном", коллективном авторстве высказывались еще в Средние века. Но только с ХVII-ХVIII веков толкователи стали выдвигать § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей суровые резоны в пользу существования 2-ух, а позже и 3-х создателей. Как признают сейчас подавляющее большая часть библеистов, предсказания Исайи Иерусалимского содержатся в первой части книжки (гл. 1-39). Только несколько разделов написано § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей позднее (гл. 13-14; 24-27; 34-35, гл. 36-39 являются вставками, взятыми из летописи, современной пр. Исайе). 2-ая часть книжки (гл. 40-66) записана в главном во деньки вавилонского плена (VI в. до Р.Х.) и после него § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей.


Аргументы в пользу этой датировки частей книжки будут приведены при разборе 2-ой части Кн. Исайи (См. § 15). В данном параграфе рассматриваются тексты, принадлежащие величавому пророку VIII века.


2. Личность пр. Исайи и его эра. В отличие от § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей Амоса и Осии, пророк Исайя принадлежал к аристократической семье, близкой ко двору (Амос, отец пр. Исайи, "не был, как многие задумываются, 3-ий из 12-ти пророков, а другой, и они пишутся § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей у евреев разными знаками" (бл. Иероним. Толк. на пр. Исайю. Кн. 1. Твор., т. 7, с.6). Имя отца Исайи произносилось как Амоц). Он родился около 765 года в Иерусалиме и провел в этом городке всю жизнь. Господь § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей призвал его на служение еще в юные годы. Примерно в 740 году Исайе было видение в Храме: Бог повелел ему идти на проповедь и возвещать гнев, будущий на "непокорливых сынов" ветхозаветной Церкви. Супруга § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей Исайи тоже получила пророческий дар (8,3); своим сыновьям он отдал символические имена, надлежащие важным мотивам его проповеди.


"Исайя представляет собой тип огненного религиозного гения и вкупе с тем трезвого, реалистического политического деятеля § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей, который своим словом, своим воздействием имел решающее значение в судьбе Иудеи" (прот. С. Булгаков). Южное королевство в ту эру было меньше и слабее, чем Ефремово. Оно стояло перед выбором: или § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей смириться с неминуемым господством величавой державы Ассирии, или вступить в альянс против нее. Коалиция возглавлялась царями Сирии и Ефрема. Юный правитель иерусалимский Ахаз выбрал сначала разумный путь и пробовал остаться в стороне от военно § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей-политических комплотов. Но главы коалиции решили покарать его за принятую позицию нейтралитета, их войска двинулись на Иерусалим (4 Цар 16; 2 Пар 28). В это время пророк Исайя в первый раз выступил перед царем и § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей обещал ему знамение от Бога. Ахаз должен полагаться не на силу орудия, а на помощь Божию. Господь дарит спасение верным (слово об Еммануиле, либо 1-ое мессианское предсказание - Ис 7).


Но Ахаз показал малодушие и сделал § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей роковой шаг: призвал на помощь ассирийцев. Тиглатпаласар III использовал этот предлог и вторгся в Сирию. Он разгромил войска сирийцев и занял Галилею. В итоге и сама Иудея попала в полную зависимость от § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей Ассирии. Из политических суждений Ахаз стал вводить языческие обычаи и приносить жертвы богам.


В эти годы основной темой проповеди Исайи является неверность народа и его вождей Богу. Еще до войны с § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей ефремо-сирийской коалицией он гласил о будущей катастрофе, которая поймет страну в случае измены Богу. Свои предсказания он записывал и свитки отдавал на хранение ученикам. Последователи появились у Исайи рано. Конкретно § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей они сберегли для грядущего писания учителя.


В 722 году после догой осады пала Самария (см. приложение к ( 5). Единственный очагом богооткровенной веры была сейчас малая Иудея. Пророк Исайя ложил надежду на тот "святой Остаток", который обратится § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей и спасется в Денек Господень. Тогда же, в конце правления Ахаза, он произнес свое 2-ое мессианское предсказание (9,2-7) о рождении Малыша из рода Давидова.


В 715 году на престол вступил отпрыск Ахаза Езекия § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей. Благочестивый правитель приблизил к для себя Исайю и нередко воспользовался его советами. Пророк вдохновил его на реформу культа, которая очистила храмовое богослужение от пережитков язычества (4 Цар 18,1-8).


После погибели ассирийского царя Саргона § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей (705) подчиненные ему царствуй стали вновь готовиться к войне против империи. В этом был заинтересован и Египет, 2-ая величавая держава, конкурент Ассирии. Езекия, несмотря на протесты пр. Исайи, включился в эту страшную игру. При его § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей дворе заполучил огромное воздействие князь Шевна, который толкал царя на войну, уверяя его, что объединенная коалиция при помощи Египта победит Ассирию, тем паче, что против нее начал военные деяния правитель Вавилона Мардук § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей-аплуиддин (библ. Мердеах Баладан). В конце концов Езекия согласился возглавить борьбу, собрав под свои знамена королевства и княжества Сирии-Палестины.


Пророк Исайя напрасно протестовал - к его советам больше не § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей прислушивались. В те деньки он писал:


Горе непокорливым сынам, гласит Господь,

которые делают совещания, но без Меня,

Заключают союзы, но не по духу Моему,

чтоб прилагать грех ко греху...


Горе тем, которые идут в § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей Египет за помощью,

уповают на жеребцов

и полагаются на колесницы,

так как их много,

и на всадников, так как они очень сильны,

а на Святого Израилева не взирают

и к Господу не прибегают!

(30,1; 31,1)


Задачки § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей религиозной реформы были подменены задачками военно-политической борьбы.


Тем временем новый правитель Ассирии Синахериб (библ. Сеннахирим) готовился к ответному удару. Он выполнил карательную экспедицию в Вавилон и двинулся на запад. В 701 году § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей он оккупировал Иудею и осадил Иерусалим.


В анналах ассирийского царя мы читаем: "Езекию, иудея, который не склонился под мое ярмо, - 45 городов его огромных, крепости и малые поселения их окружностей, которым нет § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей счета, продвижением насыпей и приближением таранов, атакой пехоты и штурмовых лестниц я осадил, взял 200 150 человек от мала до велика, парней и дам, лошадок и мулов, ослов, верблюдов, большой и маленький скот без числа из § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей их я вывел и причислил к полону. Самого же его, как птицу в клеточке, в Иерусалиме, его королевском городке, я запер" (ХДВ. 80, 1,214).


4 Кн. Царств повествует об этом походе коротко (18,13-16). Предстоящее § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей же повествование (18,17 - 19,37) относится ко второму походу Синахериба на Иерусалим (ок. 688).


Езекия откупился большой контрибуцией. Часть его местности была отнята. Страна погрузилась в траур. Пр. Исайя пользовался этим моментом, чтоб призвать люд к покаянию § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей. К этому периоду относятся его главные обличительные речи (гл. 1). По молитве пророка правитель был исцелен от смертельной заболевания. Сейчас он во всем повиновался собственному наставнику.


Через 10 лет Синахериб решил совсем искоренить § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей очаги вероятных восстаний. Он вторгся в Вавилон (689 г.), и ассирийские бойцы до основания разрушили древнейшую столицу Востока. Потом настал час Иудеи. Заняв Лахис, Синахериб отправил оттуда войска осадить Иерусалим (Ис 36,2 - 37,37). На § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей этот раз Езекия в очах пр. Исайи был невиновен. Пророк послал к царю учеников ободрить его: неприятель не вступит в святой город. Зря полководец ассирийцев "рабшак" вел переговоры о сдаче, зря похвалялся Синахериб § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей, что сразил всех богов и сразит Ягве, Езекия держался с мужеством отчаяния. Фараон попробовал было посодействовать Иерусалиму, но его армия потерпела поражение. Оставалось только надеяться на Бога.


Пророчество пророка исполнилось. Ассирийцы в один момент § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей сняли осаду и покинули Иудею. В Ис 37,36 мы читаем: "И вышел Ангел Господень, и поразил в стане ассирийском 100 восемьдесят 5 тыщ человек. И встали поутру, и вот, все тела мертвы". Иосиф § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей Флавий показывает, что в лагере ассирийцев вспыхнула "смертноносная язва" (Арх. Х,1,5), а греческий историк Геродот (II,141) считает, что на войско Синахериба напало полчище мышей (знак чумы).


К этому последнему периоду служения пр. Исайи относится § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей его третье мессианское предсказание об "Отрасли от корня Иессеева" (11,1-10).


Четкая дата погибели пророка неведома. Согласно позднейшим легендам, он пережил царя Езекию и погиб страдальцем в деньки Манассии, гонителя пророков (см. § 6).


Память пр § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей. Исайи празднуется Церковью 9 мая.





3. Писания пр. Исайи тличаются высочайшими литературными плюсами. В его речах и гимнах объединились монументальная мощь грозного Амоса и лиризм Осии. Мы находим у него обилие жанров - от § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей яростного обличения до праздничного славословия и притчи. Исайя был поэтом, язык которого признан традиционным. Он образен, богат метафорами и сопоставлениями. Данное ему божественное Откровение пророк воплощал в совершенной форме, ставшей прототипом для § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей многих поколений наследников Исайи. Произведения Исайи - броский пример сочетания гениальности писателя с воздействием Духа Божия.


Предсказания, заключенные в первой части книжки, размещены учениками Исайи не в хронологическом, а в направленном § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей на определенную тематику порядке:


1) Обличительные речи, ставшие введением в книжку (гл. 1). Меж 733 и 701 годами.


2) Призвание Иерусалима и его грехи (гл. 2-4). Около 740 года.


3) Песнь, либо сказка, о винограднике (гл. 5). Около 740 года.


4) 1-ое мессианское предсказание об § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей Еммануиле (гл. 7). Около 733 года.


5) Сыновья и ученики пророка (гл. 8).


6) 2-ое мессианское предсказание о Князе мира (гл. 9,1-6). Около 730 года.


7) Предостережение Иерусалиму (гл. 29). Конец Самарии и обличение Ассирии (9,8 - 10,34). Около 722 года.


8) Третье мессианское предсказание § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей (11,1-10). Около 688 года.


9) Новый люд Божий (11,11 - 12,6).


10) Предсказание об Ассирии (14,24 - 27). Около 688 года.


11) Предсказание о Филистии (14,28-32). Около 715 года.


12) Предсказание о Моаве (15-16). Как считают некие экзегеты, написано еще до пр. Исайи в IХ веке (ср. Иер 48,29-47).


13) Предсказание о § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей Дамаске и Ефреме (17,1-11). Около 734 года.


14) Предсказание об Ассуре (17,12-14). Около 688 года.


15) Речь против союза с Египтом (18,1 - 19,4). Меж 713 и 705 годами.


16) Слово о глобальной религии (19,16-25). Около 705 года.


17) Биографический отрывок, относящийся к 713-711 годам (гл. 20).


18) Предсказание об § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей Иерусалиме (гл. 22). Около 705-702 годов.


19) Предсказание о Тире (гл. 23). Дата неясна.


20) Предсказание о Ефреме и Иудее (гл. 28). Незадолго до 722 года.


21) Против союза с Египтом (гл. 30-32). Меж 705 и 701 годами.


22) Гимны освобождения (гл. 33). Около § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей 688 года.


23) Повествовательный отрывок из летописи (гл. 36-37), относящийся в главном к 688 году (время второго похода Синахериба).


24) Болезнь Езекии и посольство вавилонского царя (гл. 38-39). Действия относятся к концу VIII века.


4. Богословие пр. Исайи может быть § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей сведено к последующим главным темам:


1. Бог свят, другими словами не сравним ни с какой тварью. Он просит и от людей святости, но в применении к ним она есть всецелая § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей преданность и посвященность Господу.


2. Бог - Владыка истории. Он направляет мировые действия так, что - при сохранении свободной воли людей - они в конечном счете служат Его замыслам. Соучастниками этих планов делает людей вера - доверие.


3. Вера должна проявляться § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей сначала в нравственной жизни и верности Творцу. Только при всем этом условии обрядовая набожность имеет смысл. В неприятном случае она есть оскорбление Бога.


4. Из ветхозаветной Церкви, члены которой заражены грехами § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей, Бог сохраняет во все времена "Шеар" - Остаток. Это те, кто остались верны Ему и стремятся жить по Его заветам. Они образуют ядро грядущего народа Божия.


5. Пр. Исайя 1-ый из пророков-писателей совсем точно § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей гласит о Мессии как о Личности. Он предрекает политический упадок дома Давидова, из которого после всех испытаний произойдет "Ветвь", Помазанник Ягве. С Его приходом земля обретет утраченный человеком Едем.


Таким § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей макаром, центральными темами учения пр. Исайи являются святость и спасение Божие, совершающееся через Его Помазанника. Потому Отцы Церкви называли Исайю не только лишь пророком, да и "апостолом" и "евангелистом".


Вопросы для повторения


1. Каковы § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей особенности происхождения Кн. пр. Исайи?


2. К каким публичным кругам принадлежал пророк?


3. Где он родился, жил и проповедовал?


4. Чем характеризовалось политическое положение его эры?


5. С какими событиями связано 1-е мессианское предсказание Исайи?


6. Когда пала Самария § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей?


7. Почему пророк выступал против военных коалиций?


8. Чем отличалась позиция пророка во время 1 и 2 походов Синахериба?


9. Охарактеризуйте литературные особенности писаний пророка.


10. Каковы главные темы его богословия?


ПРИЛОЖЕНИЕ к § 4


^ Легенда о страдальческой кончине пр § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей. Исайи


Эта легенда была известна уже христианским писателям первых веков (Тертуллиану, Оригену, свт. Епифанию). Текст апокрифа был в первый раз размещен в Оксфорде Лоренсом (1819) на эфиопском языке. Сохранились также греческий и § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей латинский переводы. По воззрению большинства библеистов, апокриф появился в иудейской среде I-II века по Р.Х. и потом подвергся христианской обработке. Исторической ценности он не имеет, но дает представление о легендах, которые § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей складывались в древности вокруг личности величавого пророка. Британский перевод апокрифа дан в антологии Роберта Чарлза "Апокрифы и псевдэпиграфы" (Oxford, 1973, p.159-162).


В апокрифе рассказывается, как во деньки Манассии королевские слуги схватили Исайю и пытали § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей его, заставляя отречься от произнесенных им предсказаний. Так как Исайя остался тверд, его кинули пыткам и распилили надвое древесной пилой. Умирая в муках, пророк "не орал и не рыдал, - читаем § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей мы в апокрифе, - ибо уста его гласили с Духом Святым".


§ 5. ПРОРОК ИСАЙЯ (продолжение)


1. Призвание пророка. Святость Божия. Господь явился пр. Исайе, по его своим словам, в год погибели царя Озии (ок. 740 г § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей. до Р.Х.). Из текста можно заключить, что Исайя имел видение в Храме. Все, что лицезрел и слышал пророк, раскрывалось его духовному взгляду и слуху. "Слышит Исайя, - объясняет свт. Василий Величавый, - голос Господа § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей, хотя ничто не ударяло в телесный слух... ибо в уме тех, у кого он не развлечен и чист, какою-то неизреченною силою составляются образы, будто бы они слышат внутри себя изглашаемое слово § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей Божие, хотя ни воздух не передает, ни слух не воспринимает сих образов" (Толк. на Исайю, кн. VI).


Ему стал трон, на котором восседал Сущий в окружении пламенных созданий - серафимов. Закрыв свои лица перед Славой § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей Господней, они восклицали: "Свят, свят, свят Господь Саваоф! Вся земля полна славы Его!"


Трон, либо престол, означал, что Ягве есть единственный настоящий Правитель народа Божия и мира (ср. Откр § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей 4,3-11). Слово "серафим" - множ. число от "сараф", жгучий, огненный - только очередной раз встречается в Ветхом Завете, когда упомянуты палящие змеи - "ханахашим хасерафим" (ср. Числ 21,6). По воззрению многих толкователей, серафимы в видении Исайи - это олицетворение § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей тварных небесных сил, грядущих престолу Божию, подобно херувимам у Иезекииля (гл. 1). Что касается крыльев серафимов, то бл. Иероним лицезреет тут метафорическое выражение, значащее моментальную быстроту движения (Толк. на пр. Исайю, кн § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей. III).


В гимне серафимов, который позже вошел в ветхозаветное и христианское богослужение, раскрывается потаенна дела Бога к твари. С одной стороны, Он свят (кад`еш) и стоит главнее всего земного, но в то § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей же время Его Слава (Кав`од) изливается на Вселенную и пронизывает ее. Она есть "энергия" Божия, форма Богоявления (ср. Исх 24,17; Пс 18,2).


Пророк сознает, что он - порочный человек и не может остаться в живых § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей, созерцая ослепительную Славу Господа. Но, очищенный небесным огнем, он дерзновенно стает перед престолом Творца и с готовностью соглашается быть Его посланцем.


Знаменательно, что в восточной мистике (Индии, Греции) человек в состоянии экстаза § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей терял сознание своей личности, Исайя же, напротив, соприкасаясь с Божественным, получает дар сознавать себя и мыслить. В этом проявляется библейское откровение о человеке как об ответственном и разумном существе, котоое § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей может быть соработником и служителем Творца.


Священный кошмар, охвативший пророка в Храме, вызван не только лишь непостижимым величием Царя Славы, на Которого не могут взирать даже серафимы, да и Его Святостью, которая есть высшая чистота § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей и свобода от всякой тьмы и греха. Потому для человека "с нечистыми устами" сияние Славы непереносимо. Он должен умереть. Таким макаром устанавливается связь меж понятием Святости Божией и нравственным состоянием человека § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей. Слова "святы будьте, ибо свят Я, Господь Бог ваш" (Лев 19,2) получают этический смысл: Бог не только лишь запредельная Мощь, да и высшее Добро.


2. Господь - Владыка и Правитель истории. Пр. Исайя инициативно участвовал § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей в жизни собственной страны, умел мудро оценивать политическую ситуацию. Но патриотизм его носил духовный нрав. Он не вожделел для Иерусалима могущества Ассирии и других величавых империй. Бог, цель Которого дать только § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей силу и благоденствие народу, не достаточно чем отличался бы от языческих богов. Меж тем Ягве есть единственный Правитель истории. Все земное величие царств - останки перед Его лицом. Военачальники ведут свои армии, монархи строят планы § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей и декорируют столицы, но они не могут поменять общего направления истории, определяемого Сущим. Ассур - только палка в Его руках, это Он дает ему сигнал, как будто сторожевому псу ("свист" - такой § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей буквальный перевод Ис 5,26; см. И. Якимов. Истолкование на Кн. пр. Исайи. СПб., 1893, с.102).


Трибунал Божий касается всей земли. Он смиряет гордыню людскую. Он надвигается, как буря,


на все гордое и надменное

и на все § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей превознесенное - и оно будет уничтожено -

И на все кедры Ливанские,

высочайшие и превозносящиеся...

И на все высочайшие горы,

и на все возвышающиеся бугры,

И на всякую высшую башню,

и на всякую § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей крепкую стенку...

И падет величие человеческое,

и высочайшее человеческое унизится,

И один Господь будет высок в тот денек.

(2,12)


Это не есть унижение человека. Сам факт, что пророк может гласить с Богом лицом к § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей лицу и делать добровольно Его повеления: "Кого Мне отправить?.. Вот я, пошли меня" (6,8), - обосновывает оборотное. Пророк только срывает маску величия с плотской гордыни человека, обнажая ее тщету.


Только когда люд Божий разуверится § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей во всех собственных земных чаяниях, ему будет дано узнать Сущего. Потому долг Исайи - разоблачать зло и предвещать катастрофы. Он сам ужасается собственной миссии и спрашивает: "Навечно ли, Господи?" - и получает ответ:


Доколе § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей не опустеют городка

и останутся без обитателей...

И доколе земля эта совершенно не опустеет.

Но как от теревинфа и как от дуба,

когда они и срублены,

остается корень их,

Так святое семя будет корнем § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей ее.

(6,11,13)


Итак, крушение политических утопий и надежд станет подготовительным условием возрождения народа Божия.


Отсюда решительное противление пр. Исайи военным союзам, расчетам на коалиции и помощь Египта. "Жеребцы и колесницы" не выручат § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей люд. Его упование должно быть исключительно в Сущем, Царе и Властителе истории.


3. Вера и служение Богу заключается, согласно пр. Исайе, не только лишь в благоговейном преклонении перед Его святостью (храмовом § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей культе), но сначала в выполнении заповедей. И более строго Господь взыщет со Собственного народа, которому даны Завет и Обетование. Если люди задумываются, что Бога можно "умилостивить" жертвами и "задобрить" праздничками в Его честь, - они глубоко § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей заблуждаются:


К чему Мне огромное количество жертв ваших?

- гласит Господь.

Я пресыщен всесожжениями овнов

и туком откормленного скота;

И крови тельцов

и агнцев и козлов не желаю.

Когда вы приходите являться пред § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей лице Мое,

кто просит от вас,

чтоб вы топтали дворы Мои?

Не носите больше даров напрасных;

курение отвратно для Меня;

Новомесячий и суббот, торжественных собраний

не могу вытерпеть: беззаконие - и празднование!..

И когда вы § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей простираете руки ваши,

Я закрываю от вас глаза Мои;

И когда вы умножаете моления ваши,

Я уже не слышу:

Ваши руки полны крови.

Омойтесь, очиститесь,

удалите злые деяния ваши

от глаз Моих;

Перестаньте делать § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей зло;

научитесь делать добро;

Отыскиваете правды;

спасайте угнетенного;

Защищайте сироту;

вступайтесь за вдову.

(1,11-17)


Люд Божий в первый раз в Библии представлен у пр. Исайи в виде виноградника. Этот образ потом станет § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей одним из важных в Новеньком Завете (притчи о винограднике, виноградарях, лозе и др.). Виноград - культура, требующая особенной заботы и ухода: неизменного обрезания и очищения от бесплодных веток. Бог в сказке пр § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей. Исайи (гл. 5) представлен как рачительный владелец, который насадил виноградник и сделал все, чтоб он приносил сбор, но заместо гроздьев отыскал "одичавшие ягоды":


Виноградник Господа Саваофа

есть дом Израилев,

И мужи Иуды -

любимое § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей насаждение Его.

И ожидал Он правосудия,

но вот - кровопролитие;

Ожидал правды,

и вот - крик.

(4,7)


И как землепашец оставляет на потраву и запустение негожий виноградник, так и Господь дает Собственной Церкви испытать огромное количество § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей бедствий, чтоб она очистилась и поняла свои заблуждения.


Уступки идолопоклонству и воззвание за помощью к иноземным царям есть в глазах Божиих измена и предательство, отступничество от собственного единственного Царя и Владыки:


Слушайте, небеса, и § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей внимай, земля,

так как Господь гласит:

Я воспитал и возвысил отпрыской,

а они возмутились против Меня.

Вол знает владетеля собственного,

и ишак ясли государя собственного,

А Израиль не знает § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей,

люд Мой не разумеет.

(1,2-3)


Но, вроде бы ни был тяжек грех призванных, злая людская воля не в состоянии поменять планы Божии. Даже после того как Израиль будет сокрушен, "корень" его уцелеет. И Господь будет вновь § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей видеть Свое Королевство вкупе с уцелевшим праведным Остатком.


4. Святой Остаток - одна из важных тем предсказания Исайи. Как некогда были избраны Ной посреди нечестивых и Авраам посреди язычников, так в недрах ветхозаветной Церкви § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей сохранится маленькое число верных Богу людей. Они обратятся к Господу и обретут спасение. В символ этого пророк отдал собственному отпрыску имя Шеаряшув - "Остаток обратится".


Пр. Исайя лицезрел этот Остаток в § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей лице благочестивых людей, именовавших себя "бедными" и "смиренными". Они презирали достояние, не соблазнялись блеском иноземной цивилизации и хранили нравственную чистоту старенькых времен.


Из этой среды вышли ученики и духовные малыши Исайи (8,18). Они жили § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей верой, которая не колебалась, и надеждой, которую им внушил учитель. Подобно тому как Господь Иисус основал Свою Церковь на "камне" веры Петровой (Мф 16,18), так и в Ветхом Завете Его предтеча-пророк усматривал § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей в святом Остатке крепкий фундамент, на котором будет стоять люд Божий. Ради него Иерусалим должен быть пощажен и спасен от неприятельских полчищ. Если б он пал, Остаток, еще не окрепший и очень § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей малый, мог бы рассеяться и пропасть. Доколе он не утвердился, град Давида огражден небесным покровом:


Почему так гласит Господь Бог:

Вот Я полагаю в основание на Сионе камень,

камень испытанный,

Краеугольный § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей, драгоценный, прочно утвержденный:

верующий в него не постыдится.

(28,16)


Надежда на Остаток была плотно сплетена с мессианскими чаяниями пр. Исайи. "Краеугольный камень" - это и святой Остаток, сохранивший верность, и Сам Мессия - Основоположник Королевства Божия § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей. Говоря об обращенных иудеях, ап. Павел отождествляет их с Остатком, о котором пророчествовал Исайя: "Так и в сегодняшнее время, по избранию благодати, сохранился Остаток" (Рим 11,5; ср. 11,25-27).


5. Мессианство у пр. Исайи. Пророку было открыто § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей, что наступит время, когда падут земные королевства с их войнами и жестокостями и один Господь воцарится над миром. Начало этому Королевству Божию будет положено в Иерусалиме, но распространится оно § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей на все народы. В связи с этим Исайя приводит предсказание, которое в более полном виде содержится в Кн. пр. Михея. Экзегеты не пришли к одному воззрению, какой из пророков был создателем этого текста § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей: Исайя либо Михей, либо же оба они взяли его у неведомого третьего пророка (см. Толковая Библия, т. 7, с.253). Но в целом текст полностью соответствует тому Откровению, которое отпечатлелось в писаниях Исайи:


И будет § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей в последние деньки:

гора дома Господня

Будет поставлена во главу гор,

и возвысится над буграми,

и потекут к ней все народы.


И пойдут многие народы и произнесут:

Придите и взойдем на § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей гору Господню

в Дом Бога Иаковлева.

И обучит Он нас Своим путям,

и будем ходить по стезям Его.

Ибо от Сиона выйдет закон

и слово Господне - из Иерусалима.

И будет Он судить народы,

и § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей уличит многие племена;

И перекуют клинки свои на кричала,

и копья свои - на серпы;

Не подымет люд на люд клинка,

и не будут более обучаться вести войну.

(Ис 2,2-4)


Если 1-ая часть предсказания исполнилась § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей с приходом в мир Христа Спасателя, то 2-ая - относится к тем временам, когда евангельские эталоны так проникнут в людские дела, что станут определять жизнь народов. В наше столетие такая надежда может казаться несбыточной § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей. Да и во деньки Исайи войны неистовствовали везде. И все таки пророк возвестил это откровение о будущем и веровал в конечное торжество Добра.


Примирение народов не рисуется в Кн. Исайи как наружное торжество § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей Израиля над неприятелями. Напротив, и те, кто были поработителями (Ассур), и те, кто несли соблазн многобожия (Египет), войдут в священное братство возрожденного населения земли:


В тот денек алтарь Господу § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей будет среди земли Египетской... В тот денек из Египта в Ассирию будет большая дорога, и будет приходить Ассур в Египет, и египтяне в Ассирию. И египтяне вкупе с ассириянами будут служить Господу.


В § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей тот денек Израиль будет третьим с Египтом и Ассириею; благословение будет среди земли, которую благословит Господь Саваоф, говоря: благословен люд Мой - египтяне, и дело рук Моих - ассирияне, и наследство Мое - Израиль.


(19,19,23-25)


Таким макаром § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей, мессианская эпоха рисуется в Кн. Исайи как эпоха универсализма.


2-ая особенность мессианских чаяний пророка состоит в том, что Помазанник Божий выступает как конкретное Лицо.


Важных мессианских предсказаний у Исайи, как § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей было сказано, три. 1-ое прозвучало около 734 года, когда войска ефремо-сирийской коалиции шли на Иерусалим. Правитель Ахаз готовился повстречать превосходящие силы неприятеля и обходил оборонительные сооружения, когда перед ним стал пророк Исайя. "Не § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей бойся и да не унывает сердечко твое", - произнес он царю. Ахаз должен стоять твердо в вере, ибо град Давидов будет спасен. Пророк даже предложил монарху дать знамение, удостоверяющее в непреложности обетования. Сион уцелеет, какой § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей бы неприятель ни посягнул на него. Ахаз, лелея планы чисто политические (см. § 4), не пожелал просить у Бога знамения. Тогда и пророк произнес:


Итак, Сам Господь даст вам знамение: се § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей, Дева во чреве приимет, и родит Отпрыска, и нарекут имя Ему Еммануил, Он будет питаться молоком и медом, доколе не будет разуметь отторгать худенькое и избирать доброе. Ибо до этого, ежели этот Малыш будет разуметь § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей отторгать худенькое и избирать доброе, земля та, которой ты страшишься, будет оставлена обоими царями ее.


(7,14-16)


К этому пророк добавил слова об ассирийской опасности и о будущих испытаниях Иерусалима.


1-ое мессианское предсказание § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей читается в церкви на службе повечерия Рождества Христова и на вечерне праздничка. Имеет оно двойственный смысл:


1) Исторический, либо буквальный, - за тот срок, пока будет зачато, родится и придет в разум дитя § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей, неприятели дома Давидова будут сокрушены.


2) Прообразовательный - связан с верой в особенное мессианское назначение рода Давидова ("После исторической правды все должно быть понимаемо духовно" (Бл. Иероним. Твор., т. 7, с.4)). Для пророка рождение Малыша есть символ § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей неотменимости Завета, заключенного с домом величавого царя. Он устоит по воле Господней вопреки всему, и Сам Бог посетит Собственный люд (символическое имя Малыша Еммануил значит "С нами Бог").


Многие толкователи считают, что § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей Исайя имел в виду не обычное рождение, а расчудесное. Так, по-видимому, задумывался и переводчик, поставивший в Септуагинте слово "партенос" - Дева, в то время как в еврейском тексте стоит "алма" - юная § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей дама. "Глаз евангелистов, читавших Библию уже обычно по-гречески, - замечает проф. Карташев, - вонзился в слово "партенос" и возвестил нам, что этот смелый неточный перевод не случаен: провиденциален и прообразователен" (Ветхозаветная библейская § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей критика, с.35. См. также: прот. А. Князев. Откровение о Мамы Мессии. - Правоверная идея, 1953, в. IХ, с.101). Но необходимо подчеркнуть, что идея о рождении Мессии от Девы (Мф 1,22-23) не вошла в сознание ветхозаветного человека § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей. В народных представлениях о Мессии во времена Христа сверхъестественному рождению Помазанника не было места (см.: Св. Иустин Страдалец. Диалог с Трифоном, 48-49; бл. Иероним. Толк. на пр. Исайю, кн. III).


2-ое мессианское § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей предсказание более ясное и определенное. Оно было записано пр. Исайей скоро после первого (в 30-х - 20-х гг. VIII в.), когда ассирийцы уже опустошили и заняли Галилею. На фоне темной реальности веселая § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей известие о мессианской эпохе могла показаться современникам внезапной. Но пророк глубоко веровал в грядущее Королевство Господа:


Прежнее время умалило землю Завулонову и землю Неффалимову; но следующее возвеличит приморский путь, Заиорданскую страну, Галилею языческую.


Люд, ходящий § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей во тьме,

увидит свет величавый;

На живущих в стране тени смертной

свет воссияет...

Ибо ярмо, тяготившее его,

и жезл, поражавший его,

и трость притеснителя его

Ты сокрушишь, как в денек Мадиама.

Ибо § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей всякая обувь вояки во время брани

и одежка, обагренная кровью,

будут отданы на сожжение, в еду огню.

Ибо Малыш родился нам -

Отпрыск дан нам;

Владычество на раменах Его,

и нарекут имя Ему:

Дивный Советник § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей, Бог Крепкий,

Отец вечности, Князь мира.

Умножению владычества Его и мира

нет предела

На престоле Давида и в королевстве его,

чтоб Ему утвердить его и укрепить его

Трибуналом и правдою

с этого момента и до века § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей.

Ревность Господа Саваофа соделает это.

(9,1-7)


Таково 1-ое прямое слово о Мессии. Хотя в нем еще есть отзвуки земных надежд, оно изображает Королевство Помазанника как дело рук Божиих. Указания на победу в § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей Мадиаме (при Гедеоне) и на конец войн после торжества Мессии демонстрируют, что пророку Он рисовался в виде боговдохновенного Вождя. Его владычество будет праведным и нескончаемым. Символические имена открывают сверхъестественную природу Мессии:


Дивный Советник значит § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей Его высшую мудрость;


Бог Крепкий - Его божественную силу;


Отец вечности - несокрушимость Его Королевства;


Князь мира (евр. Саршалом - князь покоя) - благословенный мир, который воцарится в мессианском Королевстве.


И в конце § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей концов, в 3-ем предсказании земной, династический нюанс совсем отступает на задний план. Пророк возвещает, что спасение явится, когда древо дома Давидова будет срублено, когда власть у него будет отнята. Мессия же придет, как юный § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей побег, поднимающийся из корней упавшего дерева. Он одолеет зло не силой орудия, а силой Духа Господня. И это будет не только лишь конец вражды в людском роде, да и восстановление § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей той гармонии, к которой предназначена вся тварь:


И произойдет ветвь от корня Иессеева,

и ветвь произрастет от корня его;

И почиет на нем Дух Господень,

дух премудрости и разума,

Дух совета и § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей крепости,

дух ведения и благочестия;

и ужасом Господним исполнится,

И будет судить не по взору глаз Собственных

и не по слуху ушей Собственных решать дела.

Он будет судить бедных по правде

и дела мучеников земли решать § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей по настоящему;

И жезлом уст Собственных поразит землю,

и духом уст Собственных уничтожит нечестивого.

И будет препоясанием чресл Его правда,

и препоясанием бедр Его - правда.


Тогда волк будет жить совместно § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей с ягненком

и барс будет лежать совместно с козленком;

И теленок, и юный лев, и волк будут совместно,

и маленькое дитя будет водить их.

И скотина будет пастись с медведицею,

и детеныши их § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей будут лежать совместно;

и лев, как вол, будет есть траву.

И малыш будет играть над норою аспида,

и дитя протянет руку свою на гнездо змеи.

Не будут делать зла и вреда

на всей святой горе § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей Моей,

Ибо земля будет заполнена ведением Господа,

как воды заполняют море.


И будет в тот денек: к корню Иессееву, который станет, как знамя для народов, обратятся язычники - и покой его будет § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей слава.


(11,1-10)


Образ "Отрасли" в этом тексте знаменует очередной шаг ветхозаветного сознания к тайне Богочеловечества. Хотя Спасатель еще не назван Мессией, но совсем разумеется, то Исайя имел в виду людскую личность, потомка § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей Давидова рода, Помазанника. И в то же время Он не обыденный человек. Он действует силою Духа, Он носитель тех параметров, которые Ветхий Завет всегда относит к Богу: Премудрости, Правды, Вечности. Его спасающее деяние есть § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей сразу деяние Самого Сущего.


6. Воздействие пр. Исайи было громадно. Школа его последователей не распалась после погибели пророка. Ученики заботливо хранили и переписывали его свитки. Деятельность их длилась и во время плена Вавилонского § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей. Какой-то из них, которого принято именовать Второисайя, добавил к книжке ряд предсказаний, общепризнанных жемчужиной профетической поэзии. В этих главах образ Мессии в первый раз стал в виде страждущего Праведника, Служителя § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей Ягве (гл. 53; см. § 15).


Книжка Исайи продолжала пополняться прямо до IV века до Р.Х., сохраняя живое богооткровенное Предание школы. Да и вне этой школы писания пророка получили широкий отклик. Мы находим мотивы § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей и образы пр. Исайи практически у всех следующих пророков и апокалиптиков. Сирах писал, что "рукой Исайи" Иерусалим был избавлен от смерти (48,23). Многие места из книжки пророка вошли в литургические тексты. Они § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей питали мессианские ожидания в эру, предшествовавшую евангельской. В библиотеке Кумрана (у Мертвого моря), собранной ессеями, найдено больше всего списков Кн. Исайи. Есть там и толкования на его предсказания. Для первых христиан тексты пр. Исайи § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей нередко служили отправной точкой проповеди. Евангелисты находили у него расчудесное предвидение того, что совершилось в Галилее и Иерусалиме при Августе и Тиберии. В церковном сознании Исайя остается величавым благовестником святости § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей Божией, спасения и мессианства.


Вопросы для повторения


1. Когда и при каких обстоятельствах вышло призвание Исайи?


2. Что означают образы видения Славы?


3. Что для человека значит святость Божия?


4. Найдите места в Кн. Исайи, где он именует § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей Бога "Святым".


5. В чем проявляется власть Бога в истории?


6. Каким образом она вдохновляет человека к смирению?


7. Почему для Израиля необходимо было пройти через катастрофы?


8. Опровергал ли пр. Исайя храмовый культ?


9. В чем, по § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей учению пророка, заключено настоящее благочестие?


10. В чем заключается измена вере?


11. Почему был должен сохраняться Иерусалим?


12. Какой смысл вкладывал пророк в слово "Остаток"?


13. Как мысль Остатка связана с новозаветными понятиями?


14. В чем выразился религиозный § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей универсализм пр. Исайи?


15. Какова отличительная черта его мессианизма?


16. При каких обстоятельствах было дано предсказание об Еммануиле?


17. Каковы два смысла этого предсказания?


18. О чем говорится во 2-м мессианском предсказании?


19. Как осмыслен приход Мессии § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей в 3-ем мессианском предсказании?


20. Как воздействовал пр. Исайя на следующую священную письменность?


ПРИЛОЖЕНИЕ к § 5


^ Смерть Северного королевства (4 Цар 17) и реформы Езекии


Северяне привыкли именовать себя Израилем. Иудея была для их только провинцией, которая § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей пробовала нелегально узурпировать власть над народом Божиим. Земли Севера были обширней, там находились древние святыни, связанные с патриархами и геройской эрой Арбитров: Сихем, Дан, Силом, Вефиль. Север гордился именами Иисуса § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей Навина, Деворы, Гедеона и Самсона и пр., Самуила и Илии. Правда, соседство с финикийцами вело к неизменному проникновению язычества, ну и в самой стране был достаточно силен ханаанский элемент. Но, в противовес этому, в § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей Северном королевстве никогда не потухал дух "священной войны", непримиримости к иноверцам. Конкретно там было принято отстаивать религию силой орудия.


Север был зачинателем политического раскола, который ослабил Израиль внутренне и снаружи. В § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей итоге Самарийское королевство первым стало жертвой завоевателей. Поначалу Тиглатпаласар III отверг от него Галилею и прилегающие к ней области (733). После его погибели правитель Осия вступил в сговор с Египтом и стал задерживать § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей посылку дани в Ассирию. Разведчики донесли новенькому ассирийскому властелину Салманасару V о военных приготовлениях в Самарии. Осия как изменщик был схвачен и брошен в кутузку.


Но ефремляне, надеясь на массивные стенки § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей столицы, продолжали сопротивление под началом группы князей. В 725 году Салманасар осадил Самарию. Город был отлично укреплен, и неприятель стоял у его ворот длительных три года. Но в 722 году комплот сановников привел на § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей трон Саргона II, который стремительно заставил Самарию к сдаче. Фаворит не истребил обитателей: 27 000 человек было переправлено в Ассирию, где им предоставили комфортные места для жительства.


Самария и ее округи были заселены людьми с востока § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей, которые стремительно смешались с остатками израильского населения. "Я поставил над ними моих чиновников, надзирателей и наместников, - говорит надпись Саргона, - обложив их такими же налогами, какие платят ассирийцы". Равномерно Ефраим приходил § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей в упадок. Долгие войны и массовый угон населения подорвали его актуальные силы. В разоренной стране свирепствовал голод. Были случаи, когда своры животных забегали в самую столицу и нападали на людей. Переселенцы § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей решили, что все эти неудачи - кара местного Божества, и попросили губернатора прислать им священника религии Ягве. По разрешению Саргона их просьба была удовлетворена. В Вефиле вернули некоторое подобие прежнего культа. Это был узкий расчет ассирийцев § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей на поддержание соперничества меж Севером и Югом Палестины. К тому же переселенцы, приняв веру Израиля, не оставили собственных богов (4 Цар 17,24). Позже иудеи не вожделели признавать в самарянах собственных братьев. Их считали § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей зараженными идолопоклонством даже после того, как все следы многобожия у их пропали.


Выселенные из страны израильтяне безо всяких следов пропали, растворившись посреди племен Двуречья. Они не сохранили ни религии отцов § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей, ни государственного самосознания.


В истолкованиях Отцов Церкви раскол меж Израилем и Иудой рассматривался как ветхозаветный прототип церковных разделений (см. бл. Иероним, т. 13, с.27). И по правде, катастрофа христианского мира, окутанного враждой перед лицом мусульман § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей и других врагов, как нельзя лучше может быть осмыслена в свете Библии. Участь Александрии и Константинополя была обоснована беспощадной нетерпимостью, внутренними расколами и разделением церквей.


Но духовное наследство Севера не погибло. После 722 года § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей беженцы-левиты принесли в Иерусалим свои традиции св. писания. Главные тексты Второзакония, сказания о арбитрах, Кн. пр. Осии вошли в сокровищницу священной письменности, которую с этого момента предначертано было § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей хранить иудеям. Возможно, во деньки Езекии северная 2-ая Св. История (Элохист) была соединена с южной (Ягвистом) в одно целое (см. т. 1, § 16).


Это резвое обогащение св. книжками и воздействие пророков способствовали реформам, которые проводил правитель § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей Езекия. Отличаясь глубочайшим и искренним благочестием, он стремился очистить религию Завета от языческих привнесений. Из Храма были удалены все изображения, поставленные в нем в угоду ассирийцам при Ахазе. Даже Моисеев медный змей не § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей был пощажен, так как стал объектом суеверного культа. Езекия в первый раз отпраздновал Пасху общенародно в Иерусалиме (2 Пар 29). Он отдал приказ также особенной коллегии мужей собрать изречения Соломона и других мудрецов. Эти § 3. ОСИЯ - ПРОРОК ТРЕБОВАТЕЛЬНОЙ ЛЮБВИ БОЖИЕЙ - Священная письменность до эпохи пророков-писателей писания, касающиеся ежедневной жизни человека, составляли нужное дополнение к проповеди пророков (см. т. 1, § 30).




-3-intuiciya-prospekt.html
-3-izbiratelnij-process-uchebnik-dlya-studentov-yuridicheskih-vuzov-i-fakultetov.html
-3-kompensaciya-moralnogo-vreda-pri-narushenii-dogovora-nekotorie-voprosi-primeneniya-zakonodatelstva-o-kompensacii.html